Истинный трифоник(или центральный канал в стерео)

Трифоник не как сабвуфер и сателлиты, а три равноценных канала.
Интересно мнение коллег о применении подобного.
Ведь в некоторых системах звук разваливается на левый и правый канал, а центр пустой.
Если подать суммарный сигнал левого и правого канала на центральный канал, то центр заполнится.
Колонки левого и правого каналов можно будет упростить, ограничив им НЧ.(по желанию) :)
 

Korotkoff

Member
Все новое хорошо забытое старое. Три излучателя по углам треугольника, слушатель в середине основания. Это одни из первых опытов по пространственному звучанию в кино.
 

Вложения

  • 3AS.jpg
    23 KB · Просмотры: 50

Hennady

Местный
Здравствуйте, Korotkoff!
Хорошая миниатюра. Такое расположение можно назвать бинауральным, направление "тыловых" АС должно быть в сторону ушей, а не в сторону центрального излучателя (на миниатюре, правда, непонятно), этим кажется Томпсон "баловался", Долби развил эту идею.
Сергеев Сергей подобный метод (распределения мощности по частоте) применяется для озвучивания больших площадей, где очень высок уровень реверберации (для ее, так сказать, снижения), в квартире кроме как нарушения панорамы звука, и потерю локализации источника звука - это ни к чему не приведет. Трифоник характеризуется наличием третьего узкополосного "не нотного" звукового тракта для музыки, например, гром, выстрел пушки, реактивный самолет и т.д.
 

Hennady

Местный
"Разваливанием" на левый и правый канал занимались звукорежиссеры в прошлом, сейчас же середину тоже учитывают.
 

subsonic

Member
"Правый" и "левый" каналы неизбежны(по отдельности) при слишком широком разнесении колонок!Просто "убегает" стереобаза!

Финская компания "Salora" лет 35 назад, баловалась одноименной конструкцией! Суть ее заключается в следующем: Один из каналов подавался на одну центральную , полновесную , трехполосную колонку! В то время, как, второй канал подавался на два "усеченных" сателлита ,расположенных по сторонам от слушателя!:D
 

Hennady

Местный
Уважаемый, subsonik.
Можно чуть Вас подкорректировать: Каналы "разбегаются" при ширине расстановки более 3,5 м.п. и сбегаются в "кучу" менее 2 м.п. Если стереобаза не находится(в смысле локализуется) внутри этого промежутка - проблема в АС и правильной фазировке динамиков(особенно СЧ, если есть таковые), и наличия избыточной коррекции до 5000 гц - это в первом приближении.
А финны, они как все скандинавы, "оригинальные инженеры". Подобный эффект, только с лучшими параметрами можно добиться отодвинув АС в перед от стены мин. 40 см, если есть канал мид-баса(не путать с саб-басом) то лучше оставить у стены. При такой расстановке может появиться тыловая составляющая стереобазы, если нет смотрите выше на причины.
 

Hennady

Местный
Кстати добавлю. "Более 35 лет назад" были другие стандарты на широту воспроизведения частот (это важно) и фазовые характеристики излучателей. Сейчас же такое включение нарушит стереопанораму, создав ошибочное чувство(атмосферы зала) локализацией источника звука. Для музыки главное наличие двух полноценных излучателей звука, с "эффектом отсутствия" локализации самого источника этого звука, в этом случае слушатель и "погружается в бесконечное пространство" звуков музыки и т.п.
 

Meshin

Местный
Может и не в тему, но я, да и некоторые мои знакомые, уже много лет подряд используем систему АВС(трёх канальную отечественную разработку). Вроде даже небольшая партия винила выпускалась. Публикация была в Радио. Естественно, что при отсутствии АВС сигнала используется режим "объёмное стерео", но КАКОВ ЭФЕКТ!
 

subsonic

Member
Уважаемый HENNADY я рассматривал проблему, с нарушением стерео базы, несколько шире! Нельзя просто привязываться к расстоянию между колонками и расстоянию от них до слушателя !Потому что, еще надо учитывать и диффузность звукового поля, формируемого акустикой ! Для 4"-5" динамиков расстояние в 2 метра уже предельное, а для 12"-15" 3,5 метра может и малым оказаться! Вы не согласны?
 

Hennady

Местный
Может и не в тему, но.... Естественно, что при отсутствии АВС сигнала используется режим "объёмное стерео", но КАКОВ ЭФЕКТ!

Даааа, Meshin. Но давайте все попорядку: АВС сигналов нет в системе звукозаписи - есть стерео, система декодирование АВС сигналов, в чистом виде, характерируется добавлением сигналов до 200 гц в разностный сигнал - в результате тыловые становятся боковыми(или фланговыми) излучателями, система 7.1 так сказать. Эти системы очень сильно зависят от громкости воспроизведения и качества дополнительных АС, лучше если динамики будут одинаковыми с СЧ фронтальных АС. Кажущееся улучшение - это временное явление, послушайте разноплановую музыку - откажитесь сами в пользу качественных фронтальных АС.
 

Hennady

Местный
я рассматривал проблему, с нарушением стерео базы, несколько шире! Нельзя просто привязываться к расстоянию между колонками и расстоянию от них до слушателя !QUOTE]

Ну я вообще то не линейные перемещения имел в ввиду. Инсталяция акустики осуществляется все таки по форме окружности, а не "гипотинузе" по отношению к слушателю. Диффузность поля - да играет, но приведу более показательную характеристику - это чуствительность АС - она все Вам прояснит "шепнув на ушко". А недостаток баса, компенсируется более высоким демпингфактором, вот уж где действительно "одбивается" вся охота увеличить басы ("Аж брючина дрыгается" - услышал на одной из вечеринок:D )
 

Meshin

Местный
Я, конечно дико извиняюсь, но об одном и том ли мы говорим?! Имеется в виду статья в Радио,1982г, N9, стр.44-48. "Квадрофонтя или система АВС? и Радио, 1984г, N12, стр.54-55. "Простой декодер АВС. Все схемы указанные в статьях мной были опробованы, и рекомендации выполнены . А к качественным АС,эта система даёт хороший довесок в объёме. О Д.К.,а уж про систему7.1, в ту пору у нас и не слыхивали
 

Hennady

Местный
Колонки левого и правого каналов можно будет упростить, ограничив им НЧ.(по желанию) :)

Такое желание возникает как правило при наличии эффекта "клиппирования" на НЧ, но это болезнь усилителя, его входного каскада, естественно при нормальном соотношении мощностей усилителя и АС.
Поймите полидинамические системы (или системы распределенного, объемного, суперобъемного звука) это эффекты, а не ноты. Последние разработки, в частности, система 7.1 не что иное, как система качественных фронтов (2.0) + системы Долби Сюрраунд (5.1) и для музыки и для кино.Это компромисс. Система с третьим мидбасом, или полноценным фронтом - это, простите меня, "акустическая оказия". Советую все-таки уделить больше внимания фронтам, и как правильно заметил Subsonik, динамик мин. 8" на фронт - это то, что нужно для начала.
 

subsonic

Member
Диффузность поля - да играет, но приведу более показательную характеристику - это чуствительность АС - она все Вам прояснит "шепнув на ушко". А недостаток баса, компенсируется более высоким демпингфактором, вот уж где действительно "одбивается" вся охота увеличить басы ("Аж брючина дрыгается" - услышал на одной из вечеринок:D )

Чувствительность АС во многих случаях можно компенсировать запасом мощности! Но как скомпенсировать недостаток баса высоким демпфактором, для меня загадка! Согласен что при высоком демпфакторе, резко снижаются паразитные колебания диффузора, но это ведь прежде всего качественный показатель, чем количественный?
 

Hennady

Местный
Meshin еще более хороший довесок в объеме дают качественные фронты, Вы правильно указали, год статьи 1982, система разрабатывалась еще раньше миниму года на два, за это время динамики сделали реальный качественный скачок, особенно в характеристиках по неравномерности и отклонения фазы. Этим надо пользоваться, а не заниматься компенсацией недостатков акустики прошлых лет.
 

Hennady

Местный
Чувствительность АС во многих случаях можно компенсировать запасом мощности! ..... Согласен что при высоком демпфакторе, резко снижаются паразитные колебания диффузора, но это ведь прежде всего качественный показатель, чем количественный?

Так по первому замечанию: мощностью да можно, так и делают, но на динамиках среднего качества, музыка может уже "орать" на лицо сжатие динамического диапазона. Т.е. имеется ввиду связка Хорошие АС + средний усилитель лучше, чем средние АС + хороший усилитель.
По второму: в вашем вопросе уже заложен ответ - бас не "размазывается" и становится более "акунктпунктуальным" что-ли, т.е. - по простому "играет везде". Мы не спорим, мы обсуждаем.:D
 

Meshin

Местный
Не о себе болит сердце! Как быть тем,у кого проблема с качественными фротами сейчас и вероятно потом? Тема то поднята!
 

Hennady

Местный
Meshin как я Вас понимаю, вот уж действительно, когда "прозреешь", что с этим делать? Извечный вопрос.
Думаю стоит начать с оптимизацией характеристик существующей пары Фронтальных АС, особенно в области частот до 5000 гц, наиболее информативном для человека диапазоне, именно там содержится вся пространственная информация об источнике звука, все что выше - это так сказать звуковая "подложка пространства", очень любящая фильтра высоких порядков и нелюбящая "сальто мортале" по фазе, не наблюдаете явное противоречие... По этой причине в "Hi-End" предпочитают двух полосные АС с частоой раздела 3...7 кГц. "Горбы" НЧ-СЧ динамиков убирают "фильтрами-пробками" не лучший конечно вариант, но при достаточной чуствительности 89...92 Дб может "прокатить" и т.д....
 

subsonic

Member
Так по первому замечанию: мощностью да можно, так и делают, но на динамиках среднего качества, музыка может уже "орать" на лицо сжатие динамического диапазона. Т.е. имеется ввиду связка Хорошие АС + средний усилитель лучше, чем средние АС + хороший усилитель.
По второму: в вашем вопросе уже заложен ответ - бас не "размазывается" и становится более "акунктпунктуальным" что-ли, т.е. - по простому "играет везде". Мы не спорим, мы обсуждаем.:D

Мне больше нравится, что бы и акустика и усилитель, а лучше весь тракт, включая кабели, были адекватного качества! Тогда надобность в многоканальном звуке точно отпадает! Сам слушаю трифоник (два фронта + саб) уже много лет!
 
Сверху