Катодные резисторы в хайгейне

  • Автор темы FEV

FEV

Местный
Задумался над вопросом, как влияют на характер перегруза номиналы катодных резисторов двух последних каскадов(т.е. рабочая точка лампы)

Из наблюдений: небольшие номиналы (1.5К-3.3К) в каскадах, работающих в глубоком ограничении дают довольно четкий и чуть резкий звук. Чем больше номинал резистора - тем больше "зерно" звука(при прочих равных, естественно)
Далее, 10К-22К - ограничение мягче,атака более "гладкая". 22К и выше(39К) - каскад работает практич. в режиме В, звук рычащий, но более мыльный,атака смазана.

В связи с этим возник вопрос: какими критериями руководствуются при выборе катодных резисторов и их соотношения(катоды третего-четвертого каскадов) в двух последних каскадах хайгейн-схем?
Главный критерий конечно уши, но вдруг есть хитрая технология:) или просто кто-то опытом поделится.
 

Pavel

Местный
Вопрос для меня тоже интересный.
Но, на мой взгляд, судить о звуке по величине катодного резистора - это как о вкусе еды по ее цвету.
Наверное правильнее перейти в область ВАХов, и рассматривать рабочие точки и сигнал на нагрузочной прямой с его ограничениями, заходами в область сеточных токов и т.д, и т.п. (Конечно, это ИМХО. Просто мне так было бы понятнее).
Поэтому хотелось бы от спецов узнать, какой сигнал (форма, размах?) получается из чистого на выходе OD-канала и как это достигается покаскадно.
 

FEV

Местный
Берем одну схему, скажем, канал "скрим" из ТРИО, и меняя катодные резисторы слушаем. Рабочая точка лампы сдвигается, звук меняется.
ВАХами рассуждать удобнее, просто я сейчас все еще в отъезде и все ВАХи у меня в Питере на моем компе.
При большом номинале катодного резистора смещение больше, следовательно лампа при большой входной амплитуде начинает запираться (например, в СЛО-клонах, где 39к в катоде, это ж уже класс В) ну и по звуку в принципе выше писал.
Около 10к - просто несимметричное ограничение.
1.5к или чуть больше - получается один каскад "режет" по сетке сверху, а следующий - по сетке же снизу.
Т.е. рассуждая так получается что сеточное ограничение предпочтительнее анодного в плане читаемости, но менее предпочтительно в плане мягкости звука:)

"получается из чистого на выходе OD-канала и как это достигается покаскадно." - я отслеживал это, если действительно интересно - сфоткаю с экрана осциллографа и выложу с указанием напряжений. Может быть, будет полезно кому-то еще. МНого дел накапливается - расписать блюзовую голову, сфоткать оциллограф... Хотя это даже хорошо)
 

Belkovod

Местный
Лучше не превышать в данных каскадах номинал 47 ом, а дальше вы больше слышите конденсатор, которым шунтируете резистор, а не сам резистор.
Хотя, и он вносит свою лепту. Честно говоря, не представляю ситуацию с установкой в выходной каскад резистора номиналом 22к, да и 3к при токе 50ма дает смещение 150 вольт это чтоже за лампа с таким смещением.
 

Pavel

Местный
Речь идет о канале Преампа, там лампы 12АХ7 или 6Н2П, а, следовательно, ток - от 0,5 до 1,5 мА (примерно).
 

Meloman

Местный
Лучше не превышать в данных каскадах номинал 47 ом, а дальше вы больше слышите конденсатор, которым шунтируете резистор, а не сам резистор.
Хотя, и он вносит свою лепту. Честно говоря, не представляю ситуацию с установкой в выходной каскад резистора номиналом 22к, да и 3к при токе 50ма дает смещение 150 вольт это чтоже за лампа с таким смещением.

Разговор идёт не о выходных каскадах УМ, а предварительных на лампах
ЕСС83, 12АХ7, которые и загоняются в различные режимы для получения
требуемого звука.;)
 

Belkovod

Местный
Всеравно, 22000*0,0015=33 вольта. Работать не будет

Возьмем ту же упомянутую 6н2 у нее на аноде 300 вольт и ток при этом 3,4 ма, это штатный режим. при этом напряжение на сетке 1,5 вольта. Получаем резистор 441 ом. Где тут килоомы?
 

FEV

Местный
Мы говорим о ГИТАРНОМ звуке. Там номиналы катодных резисторов от 820 Ом до 39К ВЕЗДЕ. Анодные резисторы от 100К до 330К.

"дальше вы больше слышите конденсатор, которым шунтируете резистор" - да, при шунтировании слышим И конденсатор, но я говорю о каскадах без шунтирования, чтобы влияние резистора на звук и положение рабочей точки было "чистым".
 

Tommy

Местный
Belkovod
при этом напряжение на сетке 1,5 вольта. Получаем резистор 441 ом. Где тут килоомы?
Да это гитарные услители, здесь другие подходы, свои "извращения" :)
 

Belkovod

Местный
В таком случае вы целенапрввленно перегружаете каскад и вносите в спектр мскажения. И от величины резистора будет зависить соотношение четных и нечетных гармоник. И тут уж подбирайте по вкусу.....
 

FEV

Местный
А мы о чем говорим??? Но "по вкусу" это исключительно на слух, а я стараюсь "поймать" закономерности общие. Что каскады перегружаются это и так ясно) я же написал - в режиме глубокого ограничения.
 

Meloman

Местный
В догонку: возьмем ту же упомянутую 6н2 у нее на аноде 300вольт и ток при этом 3,4 ма, это штатный режим. при этом напряжение на сетке 1,5 вольта. Получаем резистор 441 ом. Где тут килоомы?

Как раз мы здесь не используем штатный режим, а загоняем лампу
вправо. Т.е. смещение порядка -5в и резисторе 10 к плучаем ток 0.5 ма.
И начинается ограничение полуволны, и появляются гармоники, которые
и дают нам нужный звук.
 

Belkovod

Местный
Чем больше номинал, тем больше будут преобладать нечетные гарманики, а значит звук будет более резким.
 

Meloman

Местный
Нечётные будут преобладать при симметричном ограничении. В данном
случае, когда лампа вправо и происходит ограничени одной полуволны-
преобладают чётные гармоники. Ачто звучит резко-так это нам и надо.
Мы потом фильтрами срежем уж очень непрятные гармоники.
 

Феникс

Местный
В догонку: возьмем ту же упомянутую 6н2 у нее на аноде 300вольт и ток при этом 3,4 ма, это штатный режим. при этом напряжение на сетке 1,5 вольта. Получаем резистор 441 ом. Где тут килоомы?
Ошибаетесь. 300 вольт - это предельно допустимое напряжение на аноде 6н2п и при 300в х 0,0034а = 1,02ватта, что чутка выше предельно допустимой мощности рассеивания на аноде для этой лампы.
Штатным(номинальным) режимом одного триода 6н2п принято считать Va = 250вольт и Ia = 2,3ма. Это статический режим.
При расчете усилительного каскада необходимо определить нагрузочную прямую для лампы при конкретном сопротивлении в аноде (Ra), вот там, при правильно выбраной рабочей точке, и появятся килоомы в катоде:D
Извините за ликбез, наверное Вы просто перепутали напряжение на аноде с напряжением питания каскада.
 

Belkovod

Местный
при 1,02 ватта лампа проработает столькоже, сколько и при 1,00.
Но и при большем напряжении на аноле лампа будет работать, если уменьшить ток.
 

FEV

Местный
При увеличении смещения лампа звучит менее резко. Это на слух)
Т.е. делаем вывод что сеточное ограничение дает бОльшую читаемость при меньшей певучести. У нас два каскада (3 и 4) работают в режиме глубокого ограничения. Отсюда и возникает вопрос: какое соотношение между резисторами(раб. точками, ограничениями) должно быть между ними?
По опыту - 3 каскад режет с одной стороны(сеточн. токами), 4-й с другой (ими же), тогда наибольшая читаемость. Но все это очень обще, поэтому тему и завел.
 

dines

Местный
Очень интересная тема, присоединюсь с вопросом: так что же всё-таки влияет на чётность или нечётность гармоник? Может есть где об этом подробно можно почитать?
 

FEV

Местный
Если в Питере кто-нить есть с измерителем спектра ( у меня сейчас только генераторы и осцы) - проще провести исследование и выложить сюда. Или снять с помощью RMAA, но я ей слабо доверяю.
 

Sander'Z

Местный
Т.е. рассуждая так получается что сеточное ограничение предпочтительнее анодного в плане читаемости, но менее предпочтительно в плане мягкости звука:)

Похоже, что именно так. Вчера поэкспериментировал немного в ReValver. Подопытным был "усилитель типа MESA" (мой преамп собран по его схеме). Менял номинал катодного резистора в третьем каскаде. Изначально он 39к, уменьшил до 10к. Очень похоже на тот звук, что я ищу. Насыщенный гармониками, хорошо слышны ноты в аккорде, большая компрессия. Для тяжелых риффов самое то. На соло я бы оставил "родной" номинал. Сегодня попробую всё то же самое, но "в железе".

Берем одну схему, скажем, канал "скрим" из ТРИО

Эту?
 

Вложения

  • trio_igor.gif
    36.2 KB · Просмотры: 103
Сверху

all-audio.problack-job.netkakbik.infomanagement-club.comsafe-crypto.mevse-multiki.comultrasoft.solutions