Компрессия прямонакалов?

  • Автор темы ML8

ML8

Member
Такой вопрос возник...

В ходе экспериментов с 2С4С и 4П1Л в выходном каскаде моими ушами отмечен факт выраженной компрессии звука. По сравнению с косвенно-накальными лампами, устанавливаемыми в тот же усилитель, у прямонакалов динамика значительно смягчена. А это, для моих жанров музыки, нежелательно. В то же время чистота звучания -- исключительная.

Во всех случаях накал переменкой, прямо с транса.
Средняя точка резисторами для 2С4С, и "встроенная" для 4П1Л.

Собственно, вопрос таков -- это только у меня лыжи не едут, или все прямонакалы такие? :)
 

Manowar

Active member
режимы ламп? уровни напруг ? что кажет овцелограф?
 

ML8

Member
Если бы это было только с одной лампой -- я бы грешил на режимы.
Но в данном случае эффект на слух заметен сразу для двух, причем разнотипных. На сигнал не смотрел пока. Но это не клиппинг, это именно компрессия.
 
Я бы не сказал, что компрессия и динамика связаны. Компрессия - это когда сужается динамический диапазон. Компрессия может быть статическая и динамическая. Динамика - способность передачи градиентов громкости. Например, при динамической компрессии динамика (градиент, атака) перередаются полностью, после чего уровень полки изменяется.
Схема однотактная или пушпульная? В пушпульной может проявляться динамическая компрессия. В однотактной она менее выражена. Если есть автосмещение, то может увеличить емкость ?
 
Это беда оксидных катодов, особенно прямого накала, с увеличением анодного тока, происходит саморазогрев катода и увеличение эмиссии. Бороться с этим можно снижая температуру катода и снижая анодное напряжение, или кардинально уйти на прямонакалы с вольфрамовым или бариевым катодом.
 

ML8

Member
Константин Мусатов, "динамика" здесь подразумевается в аудиофильском смысле -- субъективная разница между подачей тихих и громких фрагментов композиции. Вот момент перехода между ними у моих прямонакалов -- не взрывной, как должно быть, а какой-то сглаженный, что ли.

Я вот думаю, может, мне так кажется из-за того, что звук очень чистый. Обычно на таких пиках усилитель подгружается, звук становится значительно резче, на слух атака выраженнее. А здесь такого нет...
 

ML8

Member
Александр Васильевич, так а чем плохо такое увеличение эмиссии, и как оно влияет на динамику?
 
Александр Васильевич ,
А почему речь идет о разогреве катода с увеличением тока? Я бы сказал, что должно быть охлаждение. Ведь при увеличении тока растет число вышедших электронов, каждый из которых уносит с собой энергию, равную энергии выхода. Практически, если энергия выхода 3В (я не помню точной цифры), а на аноде 300В, то при токе 100мА анод получает 30Вт, а катод теряет 300мВт.
 
Оксидный слой обладает значительным сопротивлением, вследствие чего проходящий через него ток анодной цепи нагревает его еще сильнее. С повышением температуры усиливается эмиссия и при достаточном анодном напряжении увеличится анодный ток, вызывающий дальнейшее повышение нагрева катода.
 
Оксидный слой обладает значительным сопротивлением, вследствие чего проходящий через него ток анодной цепи нагревает его еще сильнее. С повышением температуры усиливается эмиссия и при достаточном анодном напряжении увеличится анодный ток, вызывающий дальнейшее повышение нагрева катода.

Получается, что падение напряжения на оксидном слое больше потенциала выхода электрона из него? Причем значительно.

Я говорил с старыми преподавателями по ламповой технике по поводу металлических катодов (не покрытых), там эффект охлаждения катода и снижения эмиссии в импульсных лампах весьма серьезный. А тут получается наоборот :)
 
Работа вылета у вольфрама 4,53 В, у оксидного катода рабочий слой обычно делают из мономолекулярного бария, работу вылета бария точно не помню, около 2 В.
 

ХРЮН

AUDIO Team
Это явление - саморазогрев катода - наблюдается и в, например, кривонакальных кеноторонах (5Ц4С и т.п.). То есть - если накал отключаем, а анодное и нагрузка остаются - сначала ток падает довольно резко, а потом - очень долго остается в пределах 20..30 % от номинала - из-за того что у остывающего катода, видимо, резко повышается сопротивление оксидного слоя и он начинает работать в режиме саморазогрева. Причем, скорее всего, режим такой для него совсем не полезен.
Кстати, еще одно отягчающее обстоятельство для 6С4С в сравнении с
2С4С...
 

бывалый

Местный
Какой драйвер? Какой транс выходной,какая альфа? Никогда не замечал компрессии у прямонакалов,особенно в двухтакте.
 

victorvvo

Member
"динамика" здесь подразумевается в аудиофильском смысле -- субъективная разница между подачей тихих и громких фрагментов композиции.

Я вот думаю, может, мне так кажется из-за того, что звук очень чистый. Обычно на таких пиках усилитель подгружается, звук становится значительно резче, на слух атака выраженнее. А здесь такого нет...

Именно, кажется. :D Просто Вы начали слышать "больше" музыки.:D Кстати, насчет "быстрых" жанров -- попробуйте послушать Guns and Roses :D на Вашем прямонакальном варианте и сравнить с "косвеннонакальным". Вывод, на мой взгляд, будет очевиден -- в пользу прямонакалов :D А если и драйвер с прямым накалом...;)
 

Rezvoy

Active member
У 300В есть особенность субъективно "подтягивать " тихие звуки, но это не компрессия , скорее эффект очень мягкого клиппирования при большой громкости.
 

Triod

Active member
По сравнению с косвенно-накальными лампами, устанавливаемыми в тот же усилитель, у прямонакалов динамика значительно смягчена.

У меня, например, всё ОК. Усь РР на 6С4С, динамики хоть отбавляй. Собака-то порылась в другом месте, видимо. Неплохо бы узнать, что за лампы ставились вместо 4П1Л и 2С4С при сравнении.
 
Если бы это было только с одной лампой -- я бы грешил на режимы.
Но в данном случае эффект на слух заметен сразу для двух, причем разнотипных. На сигнал не смотрел пока. Но это не клиппинг, это именно компрессия.
А Вы думаете, почему я отказался в данное время от прямонакалов. У них красивое звучание, тут говорить нечего, но звучание, я уже писал 100 раз, и у 6С41С, и у 6С19П отличается от прямонакалов отличной динамикой. Мне нравится динамичное звучание, приближенное к концертному. Триоду видимо повезло с 6С4С, но у него РР усилитель, а это отдельная песня.
А вообще, на данный момент времени, я не вижу ничего хорошего в применении прямонакалов. Просто мода на них, и статьи хорошо написанные, где их звучанию поются дифирамбы. Вот народ и клюёт. А после проделанной (большой работы) по изготовлению усилителя, я не слышал ни разу, что бы кто-то сказал самому себе: "А усилитель - то неудачный".
Возможно в дальнейшем моё мнение изменится на противоположное, но пока оно такое. Это не критика, а просто моё мнение. Это мнение было подтверждено также результатами прослушивания нескольких промышленных усилителей на 300В в салонах Москвы. Ну нет там звучания, вот и всё. Напротив, усилители на EL34 (их тоже много было прослушано) с моей точки зрения переигрывали их, несмотря на особенности звучания елок (мне тоже не очень). На сегодняшний день лучшее звучание получалось у меня при применении 6С19П, 6С41С, а из пентодов 6L6GA в выходном каскаде.
 

Triod

Active member
Триоду видимо повезло с 6С4С, но у него РР усилитель.
Не известно, кому повезло :) Вот достали бы мне 2С4С, попробовал :)
Двухтакт на 6П45С звучал ещё динамичнее, но сравнить-то их нельзя, там всё разное, от регулятора громкости до выходного транса. С другой стороны, опять же, от двухтакта проще получить динамику, чем от однотакта.
 
Не известно, кому повезло :) Вот достали бы мне 2С4С, попробовал :)
Двухтакт на 6П45С звучал ещё динамичнее, но сравнить-то их нельзя, там всё разное, от регулятора громкости до выходного транса. С другой стороны, опять же, от двухтакта проще получить динамику, чем от однотакта.
Безусловно.
 

ML8

Member
Вадим Пузанов, пожалуй, соглашусь.
Но все же прямонакалы звучат очень чисто, и этим привлекают.

В чем же собака порылась, почему же так меняется звучание...
 
Сверху