Конденсаторы в нагрузку к головке звукоснимателя.

  • Автор темы PIER

PIER

Местный
Кто знает, как правильно определить/вычислить ёмкость нагрузки головки звукоснимателя, если ёмкость нагрузки в характеристиках к ГЗ вообще не указана или информацию найти невозможно?

И еще один вопрос. Какой тип конденсаторов предпочтительней использовать? Нашел у себя в загашнике только слюдяные КСО подходящей (ориентировочно) ёмкости. Годятся? Или только керамику надо?
 

ХРЮН

AUDIO Team
Лучший способ - покупаете у дедушек на рынке КПЕ от старого радиоприемника (что-то типа 2х(15-500 пф)), вот вам и отличный диэлектрик и любая емкость в разумных пределах (а требуется довешивать обычно порядка 50...250 пФ).
Конечно, предпочтительнее всего использовать КПЕ от Телефункена 39 года. гы-гы Но на первый случай сойдет любой не очень мелкого формата. Но в этом любом советую доработку по-телефункенски: полоска фольги, припаянная к корпусу и к роторным блокам пластин. Дабы контакт был стабилен.
 

Олег

Местный
Ставил КСО - нормально.
 

alss

Местный
Я подбирал емкость по АЧХ (без выброса на ВЧ) с измерительных пластинок от Мелодии, в свое время (1985 - пластинки ведь не портятся) закупил в Москве; может, и сейчас имеются, особенно если телерадиомастерская какая осталась (или новые владельцы помещения не выбросили) - эти пластинки они получали и убирали на склад, чтобы не слушать "ентот писк" ... (равно как и на тестовые пленки-кассеты записывали какой-нибудь ВИА, а не "ентот треск" слушать).
Ну и аудиофильские тест-пластинки покупать - тоже можно...
 

KAA

Местный
Кто знает, как правильно определить/вычислить ёмкость нагрузки головки звукоснимателя,

Какой тип конденсаторов предпочтительней использовать?
Заглянуть в стандарт DIN, из которого станет ясно, что сопротивление нагрузки головки ММ должно быть равно 47К +\- 20%, а ёмкость - не более 100 пикофарад. Далее надо поставить 47 килоом 47-100 пикофарад и подогнать характеристику по кривой RIAA с конкретным корректором. Лучше всего поставить два высококлассных галетника (либо набор реле) и набор RC-цепочек, чтобы быстро подгонять характеристики под головку.

Лично я КСО в этих цепях использовать избегал всегда и Вам не советую. Сам применял либо керамику с совсем небольшим отрицательным ТКС, либо высококачественные плёночные ёмкости (но не фторопласт и не лавсан), либо воздушные прецизионные подстроечники на керамике, либо стекло (но это на любителя).
 

Lynx

Местный
У КСО довольно большой микрофонный эффект из-за большой жесткости слюды и высокой скорости звука в ней, а таже из-за невысокой разности в декременте материалов диэлектрика и обкладок, т.е. результирующем низком уровне демпфирования внешних механических колебаний. Я бы присоединился к совету КАА насчет КСО во входных цепях RIAA-корректоров.
 

Alex Torres

Местный

ХРЮН

AUDIO Team
Насчет КСО я бы еще и присоединился к КАА и Рысь по той причине, что в некоторых их типах (букву не помню) выводы от обкладок сделаны нехорошо с точки зрения контакта обкладка-вывод для микровольт.
Только не понимаю, чем тривиальный КПЕ от приемника не годится?
Цена вопроса, думаю, до 50-100 рублей на радиорынке или барахолке.
 

PIER

Местный
Всем спасибо!
КСО отложил в сторону, а для начала откопал у себя керамику на 330 пФ, помоему к10 с ТКЕ М750. Для черновика корректора сгодится. У меня одна из голов с известными мне параметрами Shure V15 Type III требует в сумме 400-500 пФ нагрузки.
Есть еще одна винтажная Пионеровская голова, но параметров емкости и сопротивления нагрузки не нашел нигде. Но как действовать впринципе теперь представляю.

ХРЮН: Только не понимаю, чем тривиальный КПЕ от приемника не годится?
Годится, годится! Сегодня откопал (случайно вспомнил, что лет 20 уже валяется) у себя в закромах сдвоенный импортный 2*400 пФ. В чистовик корректора поставлю. :beer:
 

GaLeX

Ветеран
а для начала откопал у себя керамику на 330 пФ, помоему к10 с ТКЕ М750.
ЭТО будет на порядок хуже в сравнении с теми же КСО. Жуткий микрофонный эффект, бешеная нелинейность, короче, отсебятины внесут по самое не могу.
Что касается КПЕ - посмотрите на досуге статью АМЛ про RX-корректор. Он пытался там установить КПЕ не на вход даже, а в цепь коррекции после пентодного каскада усиления, где сигнал гораздо сильнее. Фон ему так и не удалось побороть. О тяжелой электромагнитной обстановке современного города я даже и не говорю. Кладем рядом с кором сотовый, звоним на него, слушаем результат, делаем выводы.
 

KAA

Местный
Разумеется. Часто пишу на автомате ТКС, имея в виду С (цэ) - ёмкость.

помоему к10 с ТКЕ М750. Для черновика корректора сгодится.

сдвоенный импортный 2*400 пФ
Не сгодится. Поищите что-то поприличнее...

Натрахаетесь вволю, полагаю. Одно дело обычный КПЕ, совсем другое - прецизионное предельно жёсткое изделие совсем других габаритов на керамике и в серебре. Не то же самое...
 

PIER

Местный
Не сгодится. Поищите что-то поприличнее...

А всё, пипец, закрома вытряхнул наизнанку, больше ничего другого нет. :smile: Остается отправляться по магазинам. а для этого уже требуются конкретные названия конкретных конденсаторов и т.д. Я в современных ассортиментах не слишком-то и разбираюсь. А то я конечно могу перетаскать из магазинов весь ассортимент, но потом выбрасывать их в ведро после очередного "не годится..."? :D

Вот к примеру тот КПЕ о котором я говорил вчера. Размеры (по памяти) 25мм*25мм*20мм. Подключил к измерителю емкости. Емкость менятется плавно без дребезга, разница между половинками легко укладывается в 1%. У обоих половинок сдвоенного КПЕ один вывод общий. Если я его буду использовать в составе корректора собранного в металлическом корпусе, то какие засады меня ждут? Сотовый телефон во внутрь класть естественно не планирую.
 

GaLeX

Ветеран
При размерах 25мм*25мм*20мм особых проблем с помехами быть не должно. Я имел в виду КПЕ старого образца с чисто воздушным диэлектриком и габаритами порядка 7см х 7см х 7см. Засада может быть только, если КПЕ с пленочными диэлектрическими прокладками - в этом случае возможно неконтролируемое "шуршание" из-за микровибраций.
"Прелести" пленочноо диэлектрика.
 

KAA

Местный
Я имел в виду КПЕ старого образца с чисто воздушным диэлектриком
И я тоже. Если КПЕ не воздушный - делать ему там нечего вообще...

А почему не с нулевым ?
Потому что суммарный входной импеданс получался стабильнее, да и звучало, на мой ух, почему-то чуток лучше...
 

PIER

Местный
Разобрал свой КПЕ. Диэлектрик - пленка. Спасибо что предупредили, выбрасываю. А между тем поиски достойных конденсаторов зашли в тупик. Пора в магазин.
 

KAA

Местный
Лучше на аукцион с неприличным названием.
Зайдите к селлеру http://stores.ebay.com/SURPLUSPLUS и купите у него необходимый набор малопикофарадных прецизионных плёночников MIAL (какого-то бразильского по-моему производства, но точно не помню), копеечных в общем.
 

GaLeX

Ветеран
А может еще лучше посчитать требуемую входную емкость по формуле
Свх=L/(4*D^2*Rвх^2), где Rвх - те самые 47 кОм, L - индуктивность звукоснимателя, а D - параметр демпфирования, который гораздо лучше взять равным 0,8 (а не 0,5, как кем-то от балды заведено и всеми тупо переписывается). Потому что при D=0,5 будем иметь выброс порядка 15% от амплитуды на переходной характеристике. Ну и звон, конечно, релаксационный. А оно кому-нибудь надо? При 0,8 переходим таки к апериодическому переходному процессу во входной цепи. Возможно, посчитав требуемую входную емкость, с одной стороны, и входную динамическую емкость каскада, с другой, окажется, что добавочные конденсаторы вообще не нужны? Кстати, с точки зрения качества входная динамическая емкость самая лучшая, ибо она, во-первых, с вакуумным диэлектриком, а во-вторых, "виртуальная", ну почти как и пресловутая индуктивность рассеяния в том самом знаменитом RX-корректоре... Если каскад триодный - там в районе 100 пФ легко набегает, самое то для головок с индуктивностью порядка 600-700 мГн. А если еще и коррекцию по тау-75 на индуктивности картриджа сделать, как рекомендуют Одесские Лаборанты, уменьшив Rвх супротив стандарта - целая цепочка коррекции из схемы долой, забот меньше, конденсаторов с их проблемами - тоже... :)
ИМХО, проблемами нелинейных эффектов динамической емкости, связанных с "дышащим" в такт сигналу электронным облаком вблизи катода, можно при достаточном смещении (много больше амплитуды входного сигнала) пренебречь.
 

PIER

Местный
А может еще лучше посчитать требуемую входную емкость по формуле
Свх=L/(4*D^2*Rвх^2), где Rвх - те самые 47 кОм, L - индуктивность звукоснимателя, а D - параметр демпфирования, который гораздо лучше взять равным 0,8 (а не 0,5, как кем-то от балды заведено и всеми тупо переписывается).
ЁПРСТ! Я ж эту формулу и искал. Первый вопрос топика раскрыт полностью. :beer:
 
Сверху

all-audio.problack-job.netkakbik.infomanagement-club.comsafe-crypto.mevse-multiki.comultrasoft.solutions