Корректирующая цепочка для пьезоголовки

Волдырь

Местный
Привет всем! В период с 1972 по 1978 годы была популярна схема подключения пьезоголовки к стандартному ММ фонокорректору. При этом головка шунтировалась цепочкой из пары резисторов и пары конденсаторов на канал, после чего её чувствительность и АЧХ приближалась по параметрам к головкам ММ. Результаты были весьма неплохими по сравнению со стандартным включением на 1 мом и 200 мв с линейной АЧХ. Сам такое делал не один десяток раз - переделывал любимые 101 Веги и иже с ними и даже деньги за это брал. И вот сейчас возникло желание попробовать это на винтажных пьезо головах, а я за давностью лет напрочь забыл номиналы, схему и даже название первоисточника. Вроде бы Радио с 1970 по 75 год, но всё перелопатил и не нашёл. Если кто нибудь помнит откуда это было взято и какие были параметры цепи - подскажите пожалуйста. Заранее благодарен.
 

densen2002

Местный
Помню из книжки Васильева "зарубежные радиолюбительские конструкции" номинал шунтирующего резистора - 3 Ком. Конденсаторов не было.
 

Волдырь

Местный
По ссылке чего то качается очень грустно как на диалапе. Конденсаторы там были ТОЧНО - я их ещё подбирал из пригоршни и страшно матерился.
 
Линейная АЧХ для головки, чувствителной к отклоннию, не правильная. Для простоты, можно вспомнить две дополнительныхпостоянных времени 318 и 75 мкс, которые отличают АЧХ RIAA от интегрирующей цепочки. Так вот эти же две постоянных времени нужны и пьезоголове. Только еще встает проблема, что АЧХ пьезоголов далеко не всегда линйные и потому коррекция им нужна сложнее.
 

А.Воробьев

Местный
Константин Мусатов Если еще вспомнить, что пьезодатчик, это по сути дела керамический конденсатор с довольно большой емкостью, то можно с головой погрузиться в омут :) По идее, "глиняным" конденсаторам вообще не место в звуке, а тут в "первоисточнике"...
 

Волдырь

Местный
Скачал, посмотрел - это не то. Хотя общий подход примерно такой же. Та публикация значительно более ранняя. Конечно я особо и не надеюсь на линейность пьезо головок. - они в принципе нужны для прослушивания современных им дисков в основном моно и на 78 оборотов, но всё же... Дополнительные элементы скорее всего и осуществляли более сложную коррекцию.
По идее, "глиняным" конденсаторам вообще не место в звуке, а тут в "первоисточнике"...
А что глинянные конденсаторы менее благоприятны для звука , чем скажем электролитические?
И вообще какие будут мнения относительно простого подключения пьезоголовки? Понятно, что можно в преде предусмотреть высокоомный линейный вход и повторитель на полевике -это не проблема. Но меня смущает кабель от головки до преда - проходная ёмкость его при таком входном сопротивлении неизбежно скажется на звуке и снизится помехозащищенность. В идеале можно собрать повторитель прямо в шелле, но тогда как его питать - фантомное по сигнальным проводам как на антенный усилитель? Придется опять же вмешиваться в схему самого усилителя, что нежелательно. Человек, греющий мне голову этой проблемой, кроме всего прочего хочет получить и универсальность всего этого - то есть возможность ставить на этот тонарм любые головки и подключать всё это к любому усилителю. Ну пусть шелл будет отдельный для пьезо голов - на это он согласен. Так что вопрос по цепочке остаётся открытым. Еще возможный первоисточник - книжечка была такая - обложка мягкая красная с чёрным - название типа "модульные усилители" переводная то ли чешская, то ли польская. Там все конструкции на квадратных разрезных печатках одинаковых размеров и в них используются овальные электролиты. Может кто нибудь помнит точное название или знает где это лежит в интернете.
Офф: Пожилой человек стоит возле унитаза, мнётся, но при этом шарит чего то на голове. Его спрашивают - ты чего ищешь? Да склероз у меня - помню, что где то в волосах - а ГДЕ???!!! А так писать хочется!!!
Так и я ............
 

vins

Местный
Скорей всего самая первая публикация в "Радио" №2 1972г. Ю. Пташенчук "Предусилитель для проигрывателя" стр 29 .
Более поздняя Г. Микиртичан "Предусилитель корректор" стр 30 №5 1975г.
Представляет из себя последовательно соединенные рез. 1кОм и емкость 0.05 мкФ, шунтированные рез. 3,6 кОм
 

Волдырь

Местный
Большое спасибо! Это именно то, что было нужно.
 

Волдырь

Местный
Сегодня сделал правильный истоковый повторитель на СМД. Завтра вструмлю в шелл корректирующие цепочки, а после завтра будем сличать и решать какой подход лучше. Слушать стало быть...............
 
В нашей с Одесситом работе по корректорам (опубликовано тут http://www.sky.od.ua/~eugeny/doc.html ) есть ссылка на произведение болгарина Малякова (книга на болгарском), где рассматривается несколько схем коррекции для звукосним. чувствительных к амплитуде смещения иглы. В основном такими являются "пьезики". Там же для граммофонных (читай: виниловых) пьезоснимателей даётся очень интересный вариант их включения в усилитель-корректор. Вход корректора просто шунтируется конденсатором с ёмкостью на порядок и более превосходящей внутреннюю ёмкость звукоснимателя. Типа 0,1мкФ. Получается такой частотнонезависимый ёмкостной делитель раз в десять. Тут, конечно проигрыш: была чувств. 1V, стала- 0,1V (как пример).
Но что мы выигрываем?
Во-первых, ёмкость кабеля влияет на ЧХ на порядок меньше. (Однако, соотношение сигнал/электростатические наводки не меняется, т.к. вместе с наводками уменьшается и сигнал).
Во-вторых, входное сопротивление корректора для обеспечения той же нижней границы полосы пропускания может быть на порядок меньше.
В-третьих, нелинейное влияние на генерируемый сигнал и на его частотную коррекцию таки ПАРАМЕТРИЧЕСКОЙ (изменяющейся и достаточно сильно под воздействием механических возмущений) внутренней ёмкости датчика уменьшается на порядок. Это мне нравится больше всего. Эффект очень похож на эффект "плёночного шунта" для электролитов. (В положительном смысле :))

Для точной коррекции по RIAA-стандарту сигнала от датчика, чувствительного к амплитуде смещения кончика иглы, нужны ВСЕ ТРИ стандартные постоянные времени. Глубина коррекции в диапазоне частот от 50Гц (0,707) (соответствует тау=3180мкс) до бесконечности Гц составляет всего 318/75/0,707=6,4.. раза. Но, как мне кажется, для правильной работы любого звукотехнического узла необходимо "пропускать снизу" менее 5Гц. И глубина коррекции увеличивается ещё в десять раз, становясь соизмеримой с глубиной коррекции в "скоростном" случае (около 100 для диапазона 2-20000Гц).
 

Волдырь

Местный
Игорь Гапонов
Да все эти доводы пришли мне в голову, поэтому я настойчиво искал схему шунта. Единственное я совершенно не представляю как правильно рассчитать все три стандартные цепи коррекции в данном случае. Тут у меня сала в башке не хватает. С диапазоном частот -2-20000 гц совершенно согласен и категорисески не приемлю четвёртую постоянную времени по стандарту РИАА78. Правда в данном случае из за малой гибкости пьезо головок это наверное лишено смысла. По ссылке всё посмотрю позднее........
 

shost

Местный
для пьезо надо нагрузу не 1МОм, от 10МОм

а при одном нч в завале
 
Игорь Гапонов
Да все эти доводы пришли мне в голову, поэтому я настойчиво искал схему шунта. Единственное я совершенно не представляю как правильно рассчитать все три стандартные цепи коррекции в данном случае. Тут у меня сала в башке не хватает. С диапазоном частот -2-20000 гц совершенно согласен и категорисески не приемлю четвёртую постоянную времени по стандарту РИАА78. Правда в данном случае из за малой гибкости пьезо головок это наверное лишено смысла. По ссылке всё посмотрю позднее........

Ниже обсуждаются "пассивные реализации". Передаточная функция коррекции для амплитудных датчиков получается путём умножения "скоростной ЧХ" на jw(йот,омега). Я "с карандашом в руках" не занимался корректорами для амплитудных датчиков. Но навскидку могу Вам сказать, что "каскадная реализация"(каскадно развязанная) может содержать две включённые друг за другом цепи: одна по типу ФВЧ с частотой среза 50Гц(реализация тау 3180мкс); другая по типу "восходящей частотной ступени" с частотами "изгибов" соотв. тау 318мкс и тау 75мкс. Возможны также (и обычно применяются) "сосредоточенные коррекции" на одном четырёхполюснике. Обычно такой четырёх полюсник для пьезика ставят на входе линейного (с лин. ЧХ) усилителя, так как "запаса по чувствительности" у пьезодатчика хватает. Опять же навскидку, чувствительность входа такого лин. усилителя для передачи диапазона 5-20000Гц должна быть в районе 1mV(!).
 

Волдырь

Местный
для пьезо надо нагрузу не 1МОм, от 10МОм

а при одном нч в завале
Ну на этот счет имеются рекомендации производителей головок. Кроме того 10мом - это уже точно надо ставить в шелле и как следует экранировать. Впрочем можно и 10 - не проблема - попробовать можно.

Игорь Гапонов
При всём при этом по видимому надо как то учитывать параметры самой головки и входные характеристики усилителя. Нет это мне не по силам - в математике я полный ноль, как и в теории электроники вообще. Я даже слов то таких не знаю - йот омега, но думаю, что это Вы меня скорее всего послали.........
Обычно такой четырёх полюсник для пьезика ставят на входе линейного (с лин. ЧХ) усилителя
Вот мне бы этот четырёхполюсник на схеме посмотреть - глядишь чего нибудь бы понял. Есть ли примеры реализации в промышленной аппаратуре?
 
Пимеры не искал и не изучал. Но видел, типа, случайно: в Радио, у Малякова и т.д.. На йот омегу Вас никто не посылал. Мне вот так понятнее. И я рассказал, как я бы поступил с пьезиком. Там очень "естественная" коррекция по тау 3180мкс получается. На простом разделительном конденсаторе и резисторе (входная RC-цепь). А также с амплитудными виниловыми датчиками ниже требования к перегрузочной способности корректора. Это огромные преимущества пьезиков... если не заморачиваться на износе пластинки и внутренних глиняных резонансах :).
 

Волдырь

Местный
Отдал всё звказчику. Первые отзывы очень хорошие и с повторителем и с корректирующей цепочкой. Звучание конечно немного разное, но бас в обоих случаях встал на место и выравнялась характеристика на средне-высоких - пропали неприятные резонансные призвуки. Никакой обещанной мути в звуке и завала низких не отмечено. Провести корректное сравнение у него не было времени. Мне тоже хотелось бы всё послушать самому, но со временем беда. Может в субботу- воскресенье получится...... Хотя причин недоверять мнению клиента нет - он слышит хорошо и сразу бы отметил грубые недостатки..........
 

Волдырь

Местный
Так вот...... После прослушивания самых разных пьезоголовок в обоих вариантах было выявлено уверенное приимущество звучания при работе с истоковым повторителем - звук более ясный открытый, дышащий. При работе на корректирующую цепочку звук более зажатый, напряжённый при формально более правильном тональном балансе. Вообще мои мысли насчёт влияния проводов от головки до повторителя ещё более укрепились. Я бы в идеале всё собрал на шелле, но вопросы универсальности и совместимости играют далеко не последнюю роль и в данном случае это не имеет смысла. Вообще правильно звучащих пьезо головок оказалось совсем немного - почти все они имеют перекос в ту или иную сторону, а иногда явный презенс на середине. Но наряду с этим есть и обьективно хорошие экземпляры которые просто хочется слушать и слушать. Мне показалось, что на моно записях они имеют приимущество перед ММ (с моно иглой естественно). Вот такие наблюденьица и выводы..........
 
Попробуйте вход повторителя зашунтировать ёмкостью около 10 внутренних(собственных) ёмкостей пьезодатчика. Думаю шунт будет около 0,1 мкФ. При этом входная цепь ничего корректировать не будет, усиление (чувствительность) упадёт раз в 10. Но Вы "отвяжетесь" от влияния паразитных ёмкостей на входе и нелинейной ёмкости самого датчика. После повторителя должна идти цепь "полной коррекции" с тремя тау. Вы можете привести здесь использованную схему с истоковым повторителем? (для более конкретных рекомендаций).
 
Сверху

all-audio.problack-job.netkakbik.infomanagement-club.comsafe-crypto.mevse-multiki.comultrasoft.solutions