Корректор для оцифровки советских пластинок. Каким он должен быть?

  • Автор темы ALPP

ALPP

Местный
Здравствуйте!

Хочу перегнать старые советские пластинки в цифру с максимальным качеством. Думаю для этой цели взять на прокат современный вертак Техникс(кстати, вопрос: будет он работать с советскими "дисками"?) и приобрести звуковуху по приличней. Остается самое проблемное - усилитель-корректор. По теории, так понимаю, он должен поднять напряжение и скорректировать спектор, "вернув" низы. Подскажите, пожалуйста
- какие должны быть характеристики хорошего бюджетного УК(вход/выход напряжение, ток, параметры питания)
- как они называются/обозначаются на рынке
- правильно ли я понимаю, что любой УК надо дорабатывать под конкретную голову?
- чем отличаются RIAA стандарты от советских гостов и чем на практике должны отличаться соответствующие УК?
- лучше брать на рынке на транзисторах или реально новичку, скажем за месяц, перелапатить под советские стандарты обсуждавшийся на форуме ламповый(https://audioportal.su/amplifiers/p2_articleid/27)?
 

Чапай

Member
Собирать ламповый корректор чтобы перегнать пласты на компе?? Зачем? Возьмите на прокат вертушку со встроеным корректором и с нормальной головкой и всего делов! И звуковую платку тоже напрокат у знакомого!
 

ALPP

Местный
У знакомых ничего более менее приличного нет. В нете вижу диджеи сдают на прокат Technics SL-1210 Mk2, но в нем, судя по характеристикам(http://www.panasonic.com/consumer_electronics/technics_dj/prod_specs_sl1200mk2.asp)
нет переключателя phono/line. Да и если найдется со встроенным, то скорее всего это будет RIAA-корректор, который если я правильно понял нет смысла использовать с советским винилом... Взять на прокат конечно идеальный вариант, но какой и где - без понятия...
 

Tommy

Местный
ALPP
Откуда у вас убеждение, что RIAA-коррекция не подходит к советскому винилу? Берите любой RIAA-корректор, который вас устраивает, и пользуйтесь.
 

Triod

Местный
Хочу перегнать старые советские пластинки в цифру с максимальным качеством.
.....
- лучше брать на рынке на транзисторах или реально новичку, скажем за месяц, перелапатить под советские стандарты обсуждавшийся на форуме ламповый(https://audioportal.su/amplifiers/p2_articleid/27)?

Всё зависит от желания/возможности потратить на это время/деньги.
Есть готовые наборы для сборки корректоров на микросхемах.
Ламповые корректоры звучат лучше, но собирать их новичку несколько затруднительно: получить минимальные шумы и фон, выставить правильную АЧХ. Но это всё решаемо при должном подходе.
Стол, конечно, лучше импортный, но можно взять и советский высшего класса, благо они сейчас недорого ценятся.
Звуковую карту, если нужно максимальное качество, лучше взять внешнюю, с подключением через USB. В этом случае меньше помех от компа и доработать её легче при желании. Однако, такие карты редки и стят гораздо дороже.
Кстати, как не странно, от операционки звук тоже зависит. Windows 2000 лучше всего. Один мой знакомый даже под перегонку специально нотбук имеет, работает на 2000 и только от аккумулятора.
 

ALPP

Местный
Tommy
ALPP
Откуда у вас убеждение, что RIAA-коррекция не подходит к советскому винилу? Берите любой RIAA-корректор, который вас устраивает, и пользуйтесь.

Спросил потому что прочитал такой диалог:

Такой вопрос. Советские стандарты несколько отличаются от РИАА. Имеет ли смысл делать переключение цепей коррекции, например на герконовых реле? У меня просто до дури советских пластинок, и некоторое желание слушать и их тоже, причем на "правильном" корректоре. У кого есть мысли на этот счет?

Здравствуйте Виктор. Думаю лучше сделать некую усреднённую коррекцию. И не забудте, что кроме ГОСТа и RIAA, есть ещё и DIN.
Почему я так считаю - потому, что большинство дисков всё-равно "косые".

А. Никитин.


Albert King
ALPP
http://retro.samara.ws/remaster/78/78.htm (конкретика)
http://rus.625-net.ru/audioproducer/2004/07/restore.htm (ч.1)
http://rus.625-net.ru/audioproducer/2004/08/antonov.htm (ч.2)
http://retro.samnet.ru/
Минимально получаем: 1,5к$ стол с тонармом + голова от 200$ + карта от 300$ = от 2к$, БЕЗ корректора.

Понял, спасибо. Нет килобаксы меня не вдохновляют. Кто-нибудь знает занимается ли Леонид Антонов реставрацией под заказ? Если да, то как его найти?
 

Albert King

Местный
ALPP
_Кто-нибудь знает занимается ли Леонид Антонов реставрацией под заказ? Если да, то как его найти?_
В крайнем случае, можно написать в редакцию «625», эл. координаты на сайте есть.
Но боюсь, что это недешево (если вообще Л.Антонов занимается реставрацией за деньги).
Вот отличный вариант "все в одном" (плюс полочники), Thorens135:
http://www.hi-fi.ru/catalog/auctions/94114/
"Комплектуху" хорошо тестируют на ixbt.com, советую заглянуть туда при выборе звук.карты .
з.ы. Кстати, прообразом тонарма «929» для EMT-928, упоминавшегося в ч.2 «Реставрация грамзаписей», был известный торенсовский BTD-12 (1958г.), а сам 928ой – это фактически проф. вариант столов TD124/125 от Thorens.
Triod
_Кстати, как не странно, от операционки звук тоже зависит. Windows 2000 лучше всего_
Тогда уж лучше 98ой), как минимально глючный и оптимально функциональный из Виндов. Промежуточный 2000ый у спецов не котируется, лучше оставить как есть, т.е. XP.
 

Alex Torres

Active member
Для перегонки винила в комп непритязательной публикой, даже выпускают специальные девайсы.
Недавно видел такой проигрыватель - USB. Даже драйверов не надо, только софт. Не помню - питался ли он от розетки, или и питание с USB брал, но стоил 90 евро.
Справедливости ради - рядом с ним стояло несколько "более нормальных" проигрывателей, с ценами малость побольше (и без головок).
 

Albert King

Местный
За 90 евро (даже трудно представить сей девайс) - да, для самой "непритязательной публики")! Плюс только один - практичность.
 

Alex Torres

Active member
Дак, для "непритязательной" и сделано :)
 

Triod

Местный
Тогда уж лучше 98ой), как минимально глючный и оптимально функциональный из Виндов. Промежуточный 2000ый у спецов не котируется, лучше оставить как есть, т.е. XP.

Дык, дело не в глючности или функциональности, а в том, что звук разный получается. Если бы сам не слышал, не поверил бы, на смех поднял.
 

GaLeX

Ветеран
Звук будет разный даже в зависимости от того, какой чипсет установлен на материнке. Скажем, карта Audiophile 2496 не очень хорошо дружит с AMD...

По поводу советских ГОСТов - наши ГОСТЫ начиная как минимум с 1972 года по требованиям к частотной коррекции практически повторяют RIAA.

Что до качества "оцифровки" - все зависит от того, какой результат
человек хочет получить. В 99,9% случаев вполне нормальный результат
можно получить, используя тот же Technics 1210 Мк2 (стол ИМХО вполне
приличный), более-менее приличную башку (около 100 USD), корректор
даже на тройке NE5532 (да-да!) и карту стоимостью порядка 200 USD. Речь-то идет о совейском виниле, где обычный "эффект выдавливания" или проникание в основной канал сигнала от работавшего "на опережение" устройства автоконтроля расстояния между канавками наверняка "забьют" более тонкие нюансы, вносимые столом, матом или тонармом. Опять же для совейского винила желательна коррекция по
RIAA-78, чтобы хоть как-то обезопаситься от НЧ-сигналов из-за коробления. Хорошо настроенный ламповый корректор, разумеется,
лучше для оцифровки, но - хорошо настроенный.
Под конкретную головку настраивается обычно только входная
емкость корректора, цепи коррекции АЧХ можно подстроить только при наличии измерительной пластинки, если ее нет - то и проблемы нет... :)
Если уж совсем сомнения заели - можно попробовать найти ту же запись на CD и сравнить по тональному балансу на слух или (лучше) по "накопленной" спектрограмме. Этим способом, кстати, можно довольно
точно выставить АЧХ при последующей обработке, даже если корректор
"кривоват".
 

Tommy

Местный

GaLeX

Ветеран
2Tommy

Заренее сорри за оффтоп.
Это не байки, а медицинский факт. И своему опыту (печальному) я
доверяю больше, чем форумам, сорри. Конкретный пример - комп с чипсетом АМD750. Проблема, кстати, хорошо известная, рекомендую ознакомиться со статьями, например,
http://www.soundonsound.com/sos/Jul03/articles/pcmusician0703.asp
или более ранней
http://www.soundonsound.com/sos/Aug01/articles/pcmusician0801.asp
Там конкретно указано, какие чипсеты с какими саунд-чипами не дружат (из довольно старых). И список этот, увы, там не полный - ассортимент
ведь обновляется и пополняется.
И лечится это зачастую не сменой драйверов, как в случае парочки Athlon64 и M-Audio, а только апгрейдом компа с заменой материнской платы.
Причем, как само собой понятно, щелчки и "заикание" - это экстремальные проявления "кривизны", гораздо коварнее те артефакты, которые вроде бы не слышны так явно, но звук тем не менее портят.
При оцифровке винила это нужно знать, чтобы не
"нарваться" на incompatibility в ее худшей разновидности - когда
щелчков еще нет, но звук уже подпорчен. Тогда вопрос о качестве
корректора уже не имеет большого значения.
 

Albert King

Местный
_Technics 1210 Мк2 (стол ИМХО вполне
приличный), более-менее приличную башку (около 100 USD), корректор
даже на тройке NE5532 (да-да!) и карту стоимостью порядка 200 USD_
Да, для советского винила этого, наверное, хватит).
 

netto

Местный
Дурная мысль. В Sound Forge 6 можно выставить любую кривую, хоть пилообразную. Если в файл вообще без коррекции писать, а нужную коррекцию при обработке задать?
 

GaLeX

Ветеран
Ну, почему ж дурная?
Это можно сделать хоть в Sound Forge, хоть в Cool Edit, ака Adobe Audition, и т.п. Некоторые (вроде бы даже сурьезные) дяди даже рекомендуют так делать. У них и аргУмент есть: при этом исключается "коричневый" шум корректора. НО: это эквивалентно уменьшению разрядности АЦП для низкочастотной части спектра, и увеличению шага по уровню. Т.е. для частот в районе 50 Гц это эквивалентно использованию не 16-разрядного АЦП, а как минимум 11-12-разрядного.
Соответственно растут и ошибки квантования, плюс погрешности пересчета. Что не есть гут. Причем, шаг квантования будет в итоге варьироваться по спектру (будет разным для разных частот). Если это
не пугает, то:
лучший вариант - кодировать с БОЛЬШЕЙ разрядностью (24 или 32). В этом случае противопоказаний вроде бы НЕТ, если есть место на диске. Да и пересчеты можно делать в плавающей арифметике. Опять же, НО: далее неминуемо надо делать транкейт, т.е. перевод в 16-разрядный код,
с добавлением dither noise, и т.п.
Если работать в идеологии "минимум пересчетов" - тогда только аналоговый корректор, только 16-битное квантование, уровень выставляется максимально возможный "под завязку", и все. Если
"Заратустра позволяет" - оцифровать в 24 или 32 бита и потом пересчи-
тать - no problem.
 

GaLeX

Ветеран
Ну, раз пошло "за апгрейд", то нелишне будет ознакомиться и вот с этим:
http://truelink.nm.ru/diy_music_pc.htm
Хотя выше уже было сказано: наилучший вариант - качественная
ВНЕШНЯЯ звуковая карта, так же, впрочем, как и ВНЕШНИЙ пишущий CD-привод.
 
Сверху