Из полученной нами официальной информации от редакции журнала "Радіоаматор" мы узнали, что в следующем полугодии в журнале планируется опубликовать серию статей, посвященной теме "Звукотехника".
Сегодня мы даем краткий анонс одной из будущих статей на вечную тему - "Лампа или транзистор?". В последующих выпусках мы планируем вернуться к обсуждению этой темы. А пока приглашаем посетить сайт журнала "Радіоаматор" и не забыть подписаться на этот журнал на следующее полугодие.
Метод оценки нелинейности амплитудной характеристики УМЗЧ
А.И. Пахомов, г. Зерноград, Ростовская обл.
Загадка "транзисторного" звучания усилителей мощности ЗЧ волнует умы уже не один десяток лет. За это время предложены многочисленные конструкции УМЗЧ с "малыми искажениями", "высокими динамическими характеристиками" и т.д. Сегодняшней тенденцией является выпуск ИМС, представляющих собой практически готовый усилитель ЗЧ, вплоть до самых мощных и высококачественных TDA7294, LM3886 и др. В этих условиях на первый план выходят методы оценки УМЗЧ. Почему один усилитель "звучит", другой – нет, хотя, казалось бы, его параметры лучше? О некоторых характеристиках транзисторных УМЗЧ и нестандартном подходе к оценке их качества пойдет речь в настоящей статье.
Как известно, качество звуковоспроизведения с помощью электронных усилителей мощности, особенно транзисторных, оставляет желать лучшего. Всякий, кто слышал "живое", не отягощенное электроникой, звучание струнного или духового оркестра, ощутил мощное эмоциональное воздействие естественного звука, когда, казалось бы, звучит само пространство, в то же время различимы все инструменты, слышны малейшие нюансы партитур, исполнение которых сливается в яркие по красоте созвучия. Последующее воспроизведение электронной копии даже через УМЗЧ с хорошими характеристиками и качественной акустикой, не дает такого эффекта и скорее похоже на впечатление от смазанной фотографии, когда все узнаваемо, но не то...
Начиная с 70-х годов прошлого столетия, были предложены десятки конструкций транзисторных УМЗЧ, высказаны диаметрально противоположные мнения по поводу оценки их качества. Сторонники традиционного подхода вполне обоснованно считают, что усилитель не должен создавать новых гармонических и интермодуляционных составляющих – тех, которые присутствуют на выходе, но отсутствуют на его входе, т.е. тех составляющих, которые, собственно, и являются искажениями. С этой целью линеаризуют все звенья усилителя, вводят глубокие и сверхглубокие ООС, значения Kr и KИ доводят до сотых и тысячных долей процента. Примером такого подхода является тщательно разработанная конструкция – сверхлинейный УМЗЧ с глубокой ООС [1].
Однако существует и другое мнение, суть которого заключается в том, что значения Kr и KИ вовсе не являются решающими для качества звучания. Самым веским аргументом здесь является тот общепризнанный факт, что ламповые усилители при Kr до 2...3% звучат лучше транзисторных, у которых данный показатель на два-три порядка ниже. Объясняют "ламповый" звук более узким спектром гармоник, мягким характером ограничения, повышенным выходным сопротивлением [2]. Но только ли в этом дело?
Далее - будет в журнале "Радіоаматор"[ http://www.ra-publish.com.ua ].
Сегодня мы даем краткий анонс одной из будущих статей на вечную тему - "Лампа или транзистор?". В последующих выпусках мы планируем вернуться к обсуждению этой темы. А пока приглашаем посетить сайт журнала "Радіоаматор" и не забыть подписаться на этот журнал на следующее полугодие.
Метод оценки нелинейности амплитудной характеристики УМЗЧ
А.И. Пахомов, г. Зерноград, Ростовская обл.
Загадка "транзисторного" звучания усилителей мощности ЗЧ волнует умы уже не один десяток лет. За это время предложены многочисленные конструкции УМЗЧ с "малыми искажениями", "высокими динамическими характеристиками" и т.д. Сегодняшней тенденцией является выпуск ИМС, представляющих собой практически готовый усилитель ЗЧ, вплоть до самых мощных и высококачественных TDA7294, LM3886 и др. В этих условиях на первый план выходят методы оценки УМЗЧ. Почему один усилитель "звучит", другой – нет, хотя, казалось бы, его параметры лучше? О некоторых характеристиках транзисторных УМЗЧ и нестандартном подходе к оценке их качества пойдет речь в настоящей статье.
Как известно, качество звуковоспроизведения с помощью электронных усилителей мощности, особенно транзисторных, оставляет желать лучшего. Всякий, кто слышал "живое", не отягощенное электроникой, звучание струнного или духового оркестра, ощутил мощное эмоциональное воздействие естественного звука, когда, казалось бы, звучит само пространство, в то же время различимы все инструменты, слышны малейшие нюансы партитур, исполнение которых сливается в яркие по красоте созвучия. Последующее воспроизведение электронной копии даже через УМЗЧ с хорошими характеристиками и качественной акустикой, не дает такого эффекта и скорее похоже на впечатление от смазанной фотографии, когда все узнаваемо, но не то...
Начиная с 70-х годов прошлого столетия, были предложены десятки конструкций транзисторных УМЗЧ, высказаны диаметрально противоположные мнения по поводу оценки их качества. Сторонники традиционного подхода вполне обоснованно считают, что усилитель не должен создавать новых гармонических и интермодуляционных составляющих – тех, которые присутствуют на выходе, но отсутствуют на его входе, т.е. тех составляющих, которые, собственно, и являются искажениями. С этой целью линеаризуют все звенья усилителя, вводят глубокие и сверхглубокие ООС, значения Kr и KИ доводят до сотых и тысячных долей процента. Примером такого подхода является тщательно разработанная конструкция – сверхлинейный УМЗЧ с глубокой ООС [1].
Однако существует и другое мнение, суть которого заключается в том, что значения Kr и KИ вовсе не являются решающими для качества звучания. Самым веским аргументом здесь является тот общепризнанный факт, что ламповые усилители при Kr до 2...3% звучат лучше транзисторных, у которых данный показатель на два-три порядка ниже. Объясняют "ламповый" звук более узким спектром гармоник, мягким характером ограничения, повышенным выходным сопротивлением [2]. Но только ли в этом дело?
Далее - будет в журнале "Радіоаматор"[ http://www.ra-publish.com.ua ].