Ламповые клоки

malay

Местный
Аббас, спасибо!
Замечательно упаковано, дошло быстро и без проблем.
Был готов к роскошному звуку, но оказывается сильно поскромничал в ожиданиях!
Я в шоке, это смачный восклицательный знак в моих доработках 303-го!
Творческих успехов и новых открытий!:beer:
Марат.
 

abbasz

Местный
Спасибо,Марат!Будем работать.На очереди клоки ручной сборки полностью на старинных компонентах 30-х годов
 

abbasz

Местный
Вчера удалось подключить оба типа клока к 303 филипсу без компаратора.То есть для реклока компаратор по прежнему нужен,но вот на корректор ошибок SAA7000 синус можно завести напрямую,ведь внутри уже есть логический элемент.На звуке этот вариант сказывается положительным образом-больше нюансов,еще больше воздуха и объема,хотя ВЧ чуть теряют остроту и очерченность,однако прирост музыкальности алицо.Инетерсный эффект-звук несколько увеличивается в размерах.Отчего так происходит-теряюсь в догадках.

Итак,первый вариант подключения,самый простой.
Клок с повторителем на ЕСС88

Возвращаем в схему резистор обратной связи 1 мом меду 7 и 8 ногами и подключаем кабель от клока как показано на рисунке.
 

Вложения

  • 2006_06220028.JPG
    101 KB · Просмотры: 23
  • 2006_06220021.JPG
    196.7 KB · Просмотры: 29
  • 2006_06220025.JPG
    210 KB · Просмотры: 30

abbasz

Местный
Второй вариант,подключение клока на Е180Ф(6Ж9П)
В этом случае в схему нужно добавить качественный пленочный конденсатор.Ну и само собой вернуть резистор обратной связи между 7 и 8 ногами.
 

Вложения

  • 2006_06220029.JPG
    107.7 KB · Просмотры: 23
  • 2006_06220014.JPG
    249.9 KB · Просмотры: 29

abbasz

Местный
Третий вариант,если мы хотим сохранить реклок,это подключение по одному из возможных способов.

Кабель с клоком на корректор ошибок идет с первички ВЧ трансформатора,а вторичка идет на АД8611 с Д триггером.
Внимание!При отсутствии нагрузки на вторичке подключение к первичке транса работать не будет!В этом случае на вторичку нужно повесить резистор и параллельно конденсатор несколько сотен пф.

Самое правильное конечно домотать еще одну независимую вторичку(буквально три витка)на колечко и с это обмотки подавать синус на SAA7000
 

Вложения

  • 2006_06220030.JPG
    118 KB · Просмотры: 42

abbasz

Местный
Далее я подключил по такому же принципу 304 филипс МК2 с более высокой тактовой 11,2986 мгц
Никаких изменений в схеме клока делать не пришлось,хотя иногда бывает необходимо подобрать керамические конденсаторы

Итак,на нижней плате выпаиваем кварц.Далее переворачиваем плату и выпаиваем два розовых как поросенок керамических СМД конденсатора от 10 и 11 выводов цифрового фильтра SAA7220
СМДшный резистор обратной связи оставляем
 

Вложения

  • 2006_06220031.JPG
    213.3 KB · Просмотры: 21
  • 2006_06220033.JPG
    252.3 KB · Просмотры: 20
  • 2006_06220040.JPG
    290.8 KB · Просмотры: 19

abbasz

Местный
Подключаем экранированный провод к земле и к 11 выводу SAA7220
Включаем питание-клок заработал сразу.Можно еще раздать клок напрямую остальным потребителям,но это сложнее-об этом в следующий раз.
 

Вложения

  • 2006_06220038.JPG
    255.5 KB · Просмотры: 26
  • 2006_06220039.JPG
    219.9 KB · Просмотры: 32
  • 2006_06220041.JPG
    175.8 KB · Просмотры: 19

abbasz

Местный
Забыл добавить-клок с трансформатором на 6Ж9П подключается к SAA7220 через конденсатор,как на схемке для 303 филипса!
 

Вложения

  • 2006_06220029.JPG
    107.7 KB · Просмотры: 28

abbasz

Местный
Есть положительный опыт встраивания лампового клока в АЦП:
http://classicaudio.ru/phpbb/viewtopic.php?f=3&t=9400&start=80

Огромное спасибо Виталию за интересные эксперименты!
вообщем АЦП получился с вот таким уровнем шумов:
http://dl.dropbox.com/u/2703292/tube_clock.png" target="_blank
цветную картину спектра не привожу - она черным черна - тишина.

ключевой момент в минимизации шумов и наводок - это качественные разводка земель, экранирование входных трансформаторов или схемы (собирают кучу всего), и кратчайший провод от лампоклока к точке назначения. очень хорошо экранированный провод, лучше если с двумя проводами внутри экрана, которые и несут такт, и из экрана 2-3 мм сигнальный провод к процессору, не больше. разделительный конденсатор можно оставлять на стороне клока. для частоты 24,576 мгц из пробованных слюды, пленки, полипропилена, бумаги наиболее "живым" оказалась простая пленка, вроде бы, но это конечно нужно проверять в зависимости от вида/типа.

и вот как теперь "телекинезирует" клавиши великолепный Ahmad Jamal:
http://narod.ru/disk/37634307001/Jamal1.flac.html" target="_blank
http://narod.ru/disk/37634051001/Jamal2.flac.html" target="_blank
 

Вложения

  • tube_clock.png
    202.4 KB · Просмотры: 25

abbasz

Местный
Александр Пехтерев из Тюмени добавил спектр гармоник лампового клока:

Пожалуйста, кому интересно:
Сфотографировал осциллограмму и спектр гармоник клока.
В режиме, анализатора спектра полосу поставил 25мГц, выше там все равно ничего нет))) а так картинка нагляднее.
Да, на шумы не обращайте внимания, это конструктивная особенность осциллографа, они в режиме анализатора всегда есть плоть до частот в 600 мГц, и при замкнутом входе осцилла, шумит не клок-генератор!
 

Вложения

  • DSCF1137.gif
    80.5 KB · Просмотры: 42
  • Sinus-clock.gif
    79.2 KB · Просмотры: 24
  • DSCF1139.gif
    73.7 KB · Просмотры: 26

abbasz

Местный
Добавлю,что форма синусоиды зависит от нагрузочного резистора на вторичке и правильной разводки земель и вообще всех соединений.При соблюдении всех указанных мною в ветке правил форма синусоиды идеальная.
 

abbasz

Местный
Недавно мне в руки попал СД плеер 80-х годов Onkyo Integra 6666.Интересный аппарат,на борту которого установлены РСМ58 и SM5813,декодер демодулятор сониевский,один из самых ранних и СДМ саньо,отдельный тактовый генератор на индуктивной трехточке(схему не видел,предполагаю),вобщем проигрыватель сделан добротно.Как звучит?Звучит как минимум интересно.Плеер прекрасно отрабатывает акценты ,штрихи и атаку звука,хорошо передает динамические контрасты,особенно резкие взрывы и всплески.По сравнению с плеерами на базе механики и электроники филипс проигрывателю не хватает певучести и телесности,тембры пустоватые,на ВЧ звук истончен и уж слишком отдает цифровым скрипом,неприятным для уха.Хотя несмотря на все это слушать аппарат довольно интересно.
Но дело не в этом.Я собирался подключить к проигрывателю ламповый клок,а перед этим мне нужно было для моих целей решить текущую проблему:подключение РСМ58 без фильтра напрямую к сигнальному процессору и я решил быстренько собрать сдвиговый регистр.Поскольку у нас на входе формат right-justified,так называемый сони формат,то можно было действовать двумя путями:
1.Задержать на 22 битклока данные(то есть собственно закодированный звук:D )
2.Задержать на два битклока сигнал обновления цапа(служебный сигнал)

В первом случае потребовалось бы 5 корпусов логики ,во втором три,кроме того мои многочисленные опыты с врезанием проволочек в шины,несущие данные,показали что все лишние элементы на пути цифрового сигнала прекрасно слышно,стало быть в шину данных безнаказанно врезать всякое гавно нельзя ни в коем случае.Квортруп,к примеру,обходится одним инвертором,и видимо не случайно,чтобы избежать включения лишних элементов на пути сигнала,несмотря на очевидный технический косяк-частотнозависимый сдвиг фаз между каналами.
Почитав инет,я обнаружил массу навороченнейших схем сдвиговых регисторв,причем безумно накрученных,для чего делают именно так,я не понял.Я решил собрать оба варианта-с задержкой данных и с задержкой строба 44кгц и своими ушами выбрать наилучший по звуку вариант

Как вы уже догадались,второй вариант,с задержкой сигнала обновления цапа,победил,причем замусоривание звука в случае задержки данных слышно невооруженным ухом.Как и ожидалось,микросхемы в этом узле влияют на звук сильнейшим образом,поэтому я применил корпуса сигнетикс и файрчилд 80-х годов,а питание организовал на винтажном 5 вольтовом стабилитроне мюллард,поскольку потребление тока очень невелико.В питании конденсатор сименс,есть подозрение что танталовый,но звучит он черезвычайно хорошо.
 

Вложения

  • 2006_06300011.JPG
    248 KB · Просмотры: 30
  • 2006_06300013.JPG
    271.2 KB · Просмотры: 32
  • 2006_06300014.JPG
    195.4 KB · Просмотры: 29
  • 2006_06300016.JPG
    188.9 KB · Просмотры: 16
  • 2006_06300018.JPG
    262.8 KB · Просмотры: 32

abbasz

Местный
На втором этапе доработки я подключил к проигрывателю ламповый клок на 6Н23П
На плате Сидюка установлен свой собственный очень приличный генератор на биполярном транзисторе,но ламповому он проиграл драматически.После лампы слушать кашеобразный звук родного генератора не представляется возможным!Мало того,нон оверсемплинг включение РСМ58 приемлемо звучит только с ламповым клоком,появляются тонкость и определенность ВЧ,и вообще звук "собирается",с обычным клоком(далеко не самым плохим!)-полная размазня.
В итоге проигрыватель после двух операций легко и с большим перехлестом обыграл по музыкальности,масштабности и нюансировке непеределанный 304 филипс,тогда как в первозданном виде соотношение было далеко не в пользу японца.
 

Вложения

  • 2006_07010026.JPG
    248.7 KB · Просмотры: 36
  • 2006_07010027.JPG
    260.5 KB · Просмотры: 31
  • 2006_07010028.JPG
    199.4 KB · Просмотры: 19
  • 2006_07010030.JPG
    210.5 KB · Просмотры: 26

abbasz

Местный
Ламповизация СД плееров продолжается,однако на этот раз речь пойдет не о ламповых клоках.
Сегодня провел день в безуспешных попытках сделать ЕФМ усилитель на лампах.Проблема в широкополосности и в недостатке усиления.Усилитель должен иметь полосу в несколько мгц.
Однако напоследок,чтобы проверить саму возможность врезать лампу после фотодатчика,я ампутировал в филипсе родной эммитерный повторитель и поставил катодный повторитель на ЕФ14 телефункен.
Эффект очень хороший,и хотя он не соизмерим с установкой лампового клока,но звучание определенно становится более красочным и живым.Меньше синтетики,меньше шелухи,звуки буквально парят в пространстве,отрываясь от АС.Переключаться на транзисторный повторитель после этого не хочется!Если сделать весь радиочастотный усилитель на лампах,это будет действительно скачок в воспроизведении СД!

На фото точка на платке СДМ механизма,откуда я снял сигнал.

Лампа после фотодетектора,лампа в клоке,лампа на выходе-этого уже достаточно,чтобы поднять звучание цифры на невиданную доселе высоту!
 

Вложения

  • 2006_07050038.JPG
    283.2 KB · Просмотры: 41
  • 2006_07050039.JPG
    232.3 KB · Просмотры: 35
  • 2006_07050041.JPG
    138 KB · Просмотры: 41
  • 2006_07050042.JPG
    203.9 KB · Просмотры: 26
  • 2006_07050043.JPG
    76.5 KB · Просмотры: 34

abbasz

Местный
Внимание,акция!:D
Каждый покупатель клока получает набор винтажных моножил для разводки усилителя!
 

abbasz

Местный
Завершил ламповый клок,который я теперь использую в качестве образцового.
Задающий генератор построен на АД1 по схеме емкостной трехточки.
Питание однополупериодное от кенотрона РГН1304.Силовой трансформатор-старый английский Уорли,в котором роль сетевой играет родная первичка,чуть уменьшенная по количеству витков.Дроссель РСА 20-х годов,все моточные с круглыми катушками(это имеет некоторое значение,смотри ветку про трансформаторы).Корпус-старинный дубовый деревянный ящичек.От чего -не знаю,купил в Германии в виде лабораторного блока питания.
Остальные комплектующие подбирались довольно долго.В итоге первая емкость перед П фильтром-БОШ в медном корпусе,затем элеткролит HUNT 60мкф,поскольку нам необходимо хорошо подавить пульсации анодного питания.Накальная обмотка со средней точкой.
В последней версии лампового клока я избавился от керамических конденсаторов,а применил самодельные проволочные емксотью 50 и 75пф
Рабочий ток лампы около 20ма,анодное 100в.Накал пониженный,чтобы продлить жизнь редкой АД1 телефункен
Существенный момент всем кто пользуется ламповыми генераторами-форму синосоиды желательно корректировать под конкретный кварц изменением номинала конденсатора,соединяющего катод и сетку лампы.ПРи увеличении этой емкости синусоида приобретает форму все более близкую к идеальной,но при этом уровень напряжения на выходе падает,и при каком то значении емкости генерация срывается.Весьма желательно включить переменник и выяснить оптимальную емкость прямо "на ходу".
По звуку.Ламповый клок на АД1 отличается особой тонкостью и изысканностью звука,причем это не имеет никакого отношения к гармонизации.Буквально:более высокое разрешение-отчетливее тихие звуки,например прекрасно слышны казалось бы потерянные на обычных СД обертоны клавесина,рояля,их ноты лучше разделяются в пространстве и между собой,и не сливаются в кашу,больше "воздуха",больше микродинамических нюансов и красок.То есть на сегодняшний день я более чем уверен- результат,который дает хороший клок,бесконечно далек от "услащения" и "гармонизации" звука.Ламповый генератор прежде всего инструмент повышения прозрачности,музыкальности и информативности при воспроивзедении цифровых носителей.
 

Вложения

  • 2006_08250012.JPG
    242.3 KB · Просмотры: 20
  • 2006_08250015.JPG
    188.1 KB · Просмотры: 16
  • 2006_08250008.JPG
    208.7 KB · Просмотры: 18
  • 2006_08250018.JPG
    243.1 KB · Просмотры: 37
  • 2006_08250024.JPG
    232.4 KB · Просмотры: 22

abbasz

Местный
Новые полезные устройства для апгрейда СД плееров:

Параллельные стабилизатры.одиночные и двуполярные
Делитель на два и на три-необходимейшая вещь для согласования лампового клока с транспортами и даками с разными тактовыми частотами
Новая модификация платы реклока
 

Вложения

  • DSCF4322.JPG
    277.3 KB · Просмотры: 64

kozij

Местный
Приобрел и я, неделю назад, клок на 6н23п, проблем с подключением к
моей SONY CDP970 ни каких не было, все заработало сразу. Клок был
настроен на ту же частоту ,что и кварц в СД (16,9м).
Изменения в звуке: стало гораздо больше воздуха, сцена расширилась,
появилась глубина. Немного раздражала небольшая шершавость (подчеркивание "С" и шипящих), но звук зацепил и я занялся настройкой.
Перепробовал все имеющиеся у меня ECC88 (Tesla военная и обычная,
Siemens E88cc), победила ,как ни странно, гражданская Tesla.Поставил
в клок соневский кварц, выпаянный из платы СД, увеличил выходной
конденсатор( 1мкф Solen), поигрался проводами и фазировкой.
После этих не сложных манипуляций звучание обрело наполненность
и телесность, гладкость и пластичность.Поражает атака на форте и переходы на тихие звуки.Фантастическая звуковая сцена, просто 3d
графика!:D Как звучат струнные,духовые, голос...сказка.
Мне представляется, клок ,как дирижер, заставляет всю
"цифровую братию" работать слажено ,как хороший оркестр.
Очень полезное устройство, искренне рекомендую.
Олег.
 

Юрий База

Местный
abbasz, пробовали вместо кварца RC цепи использовать или отрезки коаксиального кабеля?
 

abbasz

Местный
Не пробовал и не вижу если честно в этом смысла.
 
Сверху