Логика в цоколёвках и на основе чего лампам давались номера

Iosaaris

Местный
Вопрос возник ещё в детстве. Какой логикой руководствовались разработчики ламп, когда придумывали цоколёвки и почему цоколёвки на стандартизированы? То есть, скажем, почему у 6П3С катод выведен на 8-й вывод, а анод на 3-й, а не наоборот. И почему у 6П9 цоколёвка отличается от 6П3С в то время, как у 6П6С и у 30П1С она такая же как и у 6П3С. Понимаю, что советские лампы передирались с американских, поэтому вопрос относится скорее к американским. Возьмём, например, 6Н8С и 6Н7С. У 6Н7С цоколёвка симметричная, красивая и удобная, а 6Н8С производит такое впечатление, что цоколёвка у неё отфонарная. Вопрос опять же относится скорее к 6SN7 и 6N7, так как 6Н..С драли с них. Тот же вопрос относится к 6Н1/2П и 6Н3П. У 6Н3П очень красивая и вполне логичная цоколёвка, а у 6Н1П она производит впечатление такой же отфонарной, как и у 6Н8С. С разного рода пентодами и тетродами ситуация такая же. 6L6, 6V6, 6K6 и 6F6 имеют одинаковую цоколёвку, а 6AG7 (6П9), которая тоже выходной пентод имеет отличную от них цоколёвку. 6П14/18/43П и 6П15П та же история. В то же среди кенотронов пятивольтовой серии, которых существовало довольно много разных типов (5Z4, 5Y3, 5R4, 5U4, 5V4, 5AR4, 5W4), многие имели одинаковую цоколёвку. Правда, среди них исключения тоже были: у 5X4 и 5Y4 накал выведен на 7-8 выводы, а не на 2-8 как у остальных.

Ещё один вопрос касается нумерации советских ламп. В советской системе обозначения третий элемент определяетсякак порядковый номер разработки. Вместе с тем, судя по маркировке некоторых ламп, порядковым он не является, а скорее отфонарным. Например, есть лампа 6П3С. До неё вроде бы существовали 6П1 и 6П2, но после неё идёт сразу 6П6С, а 6П4С и 6П5С нет. После 6П6С идёт 6П7С, что логично, а вот после 6П7С идёт 6П13С. А где лампы с 6П8С до 6П12С? С лампами других серий ситуация та же. Есть 6Н5С, 6Н1С-6Н4С не существует. Дальше идёт 6Н7С, а где 6Н6С не понятно. После 6П1П идёт сразу 6П14П, а где 6П2П-6П13П?
 

DSD

Местный
Те что пропущены так и остались только на чертежах или провалились на испытаниях, видимо неаудиофильские были... :)))
 

Mark Levinson

Местный
Добавлю,эти лампы разрабатывались,но в серийное производство не вышли,по многим причинам,некоторые указал DSD.
 

ХРЮН

AUDIO Team
Во-первых, некоторые обозначения советских ламп пришли непосредственно от их американских предшественников. Например, 6С5
советская - она же 6С5 американская. 6Н7(С) советская - это 6N7(GT) американская, 6Ф6(С) - 6F6(GT), 5Ц3C - 5Z3, 2А3-2А3.
Во-вторых, после того как все это "сдиралось" в 30-х годах, система обозначений поменялась минимум 3 раза. Например, 6П6С ранее называлась 6П2Б или что-то в этом роде. В американских и других импортных системах были не менее "мутные" правила назначения типов,
в которых с логикой все тоже было "замечательно".
 

Iosaaris

Местный
Американская система обозначения ламп логикой, конечно, не блещет, точнее говоря, логики там вообще нет. Отсутствует как класс.
 

L0ki

Эксперт
Волюнтаризм разработчиков, а также может быть и их своеобразное чувство юмора.

Как пример проявления последнего (не из области ламп),
разработчики различной аппаратуры «специального» назначения любили давать блокам/узлам названия почуднее (и желательно труднопроизносимые вслух),
что-нибудь вроде Ы.Щ.13.007.1234
Видимо для затруднения жизни “вероятному противнику” :D
 

alex-pab

Местный
Возьмём, например, 6Н8С и 6Н7С. У 6Н7С цоколёвка симметричная, красивая и удобная, а 6Н8С производит такое впечатление, что цоколёвка у неё отфонарная.
Могу предположить, что это было связано с тем, что использовался навесной монтаж без всяких печатных плат. И как будут располагаться выводы было более безразлично.
Правда для ламп, предназначенных для работы на высоких частотах, цоколевка разрабатывалась специально в соответствии с применением, а часто специально разрабатывались корпус и цоколь.
 
Сверху