Микрофонный пред

Вованыч

Местный
Здравствуйте,уважаемые форумчане!

Я в радиотехнике слабоват, пока собрал только усилитель А.Манакова на 6ф3п, но мне очень понравился результат.

Теперь в планах микрофонный пред.Сейчас занят изготовлением намоточного станка и попутно изучаю схемы.

Так вот, в схемах назначение многих элементов мне не очень понятны.Я вроде разобрался как работает обычный триодный усилительный каскад,как рассчитать анодный и катодный резисторы при данной лампе и заданном напряжении источника питания, но более сложные схемы вызывают у меня вопросы.

Объясните,плиз, по прилагающейся схеме:

1)Не пойму как работает галетник Gain.Часть резисторов работает на выходе первой лампы, а часть в катодной цепи первого триода.Зачем это нужно?И чем задаётся смещение первого триода?Резистором R8?

2)Почему во втором триоде первой лампы в катоде нет шунтирующего конденсатора?

3)Цепь C6+R10 это местная обратная связь чтоли?А что она даёт?

Вопросов много, но не все ещё могу пограмотней сформулировать.

Заранее большое спасибо, и с праздником всех женщин!!!!!
 

Вложения

  • g9.gif
    71.9 KB · Просмотры: 152
1)Не пойму как работает галетник Gain.Часть резисторов работает на выходе первой лампы, а часть в катодной цепи первого триода.Зачем это нужно?И чем задаётся смещение первого триода?Резистором R8?

Первые 4 положения изменяют коэффициент деления резистивного делителя на R26,R27,тем самым меняя апмлитуду сигнала на выводе P1.
Следующие 6 положений меняю параметры ООС по току в первом каскаде. Изменяя степень включения C7 - получаем регулировку Ку каскада. Величина емкости C7,так же,определяет абсолютный спад АЧХ на нижней частоте. Смещение,задается резистором R7.

Почему во втором триоде первой лампы в катоде нет шунтирующего конденсатора?

3)Цепь C6+R10 это местная обратная связь чтоли?А что она даёт?

Вообще C4,C5,R10,R6,R26,R27 - элементы активного ФВЧ.
Я клоню к тому,что переключая "Gain",Вы не только меняете Ку усилителя на V1,а также его АЧХ.
 
Подробнее о смещении:
Собственно первый каскад включен по схеме катодного повторителя,но напряжение сигнала снимается с анода триода.
Почитать подробней о работе такого каскада можно в книжке Ложникова и Сонина "Каскодные усилители" на стр.83.
Скачать можно по ссылкам:
http://zzxm.narod.ru/
http://vegalab.narod.ru/
http://lampilich.narod.ru/downdjvu/amps003.html
http://nehudlit.ru/books/subcat313page38.html
 

Вованыч

Местный
Значит Ку усилителя можно менять сопротивлением в катодной цепи?Я так понимаю, если смотреть упрощенно: в простейшем триодном каскаде в катоде резистор смещения и шунтирующий его по переменному току(т.е. сигналу) кондёр.Включая последовательно с этим кондёром резистор можно изменить Ку триода?Я правильно понимаю, или нет?)))))

А как можно посчитать Ку каскада?Я вообще думал что он от крутизны динамической характеристики зависит, а та в свою очередь от анодного резистора.А оказывается Ку можно и в катодной цепи менять...

И что-то я запутался со смещением.Раньше думал так:на сетке потенциал ноль, значит на катоде должен быть некий положительный потенциал, относительно которого на сетке будет такой же отрицательный.Если катод сразу подключить к земле на нём как и на сетке будет ноль т.е. смещения никакого, если включить между катодом и землёй резистор то на катоде будет некий положительный потенциал, определяющий величину смещения.Если это так, значит на схеме смещение задаётся резисторами R7+R8? А почему такое разное смещение: на первом триоде почти 50 килоом, а на втором 680 ом?

Вы уж извините, литературы много читаю, вроде что-то понятно, а на схемы смотришь и сразу всё становится непонятно:)))) , нужно чтоб по рабоче-крестьянски кто-нибудь объяснил...
 

Вованыч

Местный
И вот сразу вопрос,(сорри, по ссылкам пока не ходил, ваше второе сообщение только отобразилось), я думал катодный повторитель потому и называется катодным что сигнал снимается с катода, т.е. внутреннее сопротивление лампы не имеет значения и выходное сопротивление каскада зависит от катодного резистора!!!

Чёт я как-то превратно литературу понимаю.Сейчас по ссылкам пойду...
 

aluma

Местный
И вот сразу вопрос,(сорри, по ссылкам пока не ходил, ваше второе сообщение только отобразилось), я думал катодный повторитель потому и называется катодным что сигнал снимается с катода, т.е. внутреннее сопротивление лампы не имеет значения и выходное сопротивление каскада зависит от катодного резистора!!!

Чёт я как-то превратно литературу понимаю.Сейчас по ссылкам пойду...

Чес слово,может не форумы читать,а учебники?
Получится как у Гуливера-сваяете,а сдвинуть (настроить) силенок (знаний) не хватит.

С уважением. Александр Улановский.
 
Значит Ку усилителя можно менять сопротивлением в катодной цепи?Я так понимаю, если смотреть упрощенно: в простейшем триодном каскаде в катоде резистор смещения и шунтирующий его по переменному току(т.е. сигналу) кондёр.Включая последовательно с этим кондёром резистор можно изменить Ку триода?Я правильно понимаю, или нет?)))))

Если катодный резистор не зашунтирован конденсатором,то имеется местная ООС по току,снижающая коэффициент усиления каскада и увеличивающая внутреннее сопротивление лампы.

P.S: Уважаемый Вованыч,Вы уж не обессутьте,но просто нет времени теоретические основы "разжевывать". Информации в интернете очень много. Есть все предпосылки,чтобы самостоятельно изучить и применять.
Уважаемый А.Манаков на этом форуме уже не раз давал ссылки и список литературы,а так же еще просто горы полезной информации.

Вот еще ссылочки для скачивания и изучения:

http://tubeaudio.org/audio/tips/index.html
http://www.metaleater.narod.ru/r_tube.html
http://sergeev21.narod.ru/teo.htm
 

Вованыч

Местный
Раздел форума, видать, не для совсем начинающих...
 

Вованыч

Местный
Не, я таки не успокоюсь.

Нарисовал схему.Подскажите какие ошибки, и будет ли она вообще работать? Номиналы деталей брал с учётом того, что у меня сейчас есть(чтоб в магазин не ходить:)))) Думаю ещё надо входной транс, но по каким критериям он выбирается не знаю.А так пока на н****ансный сигнал.
 

Вложения

  • Preamp.GIF
    13.1 KB · Просмотры: 39

Вованыч

Местный
И ещё.Все к учебникам отсылают, а я вот не в одном учебнике не видел инфы по входному/выходному/внутреннему сопротивлению.Вроде когда выходное низкое и входное высокое это хорошо, а почему??? и как их вообще вычислить??? и какими элементами в схеме эти сопротивления изменить????? Неужели трудно объяснить, время так дорого? зачем тогда этот раздел нужен...

ЗЫ: вот пост 7, нигде я не читал что местная ООС увеличивает внутреннее сопротивление лампы.Это хорошо или плохо? и на сколько увеличивает? А почему Ку каскада снижается от ООС? и чем ООС по току отличается от ООС по напряжению? ...и ещё много почему...
 
Вот Вам прям по теме в своих архивах нашел (аттач)
 

Вложения

  • ??????????? ????.????????? Jensen.pdf
    12.8 KB · Просмотры: 116

Вованыч

Местный
Спасибо, у меня эта схема была. А зачем в сетке верхних триодов резистор? В статье "акробатика ламповых каскадов" сетка прям с анодом соединяется.
 

Вованыч

Местный
Может кто даст ссылочку на сайт где схемы ламповых микрофонных преампов есть.Я поиском только Gyraf.dk нашел, там есть несколько схем.
 
И ещё.Все к учебникам отсылают, а я вот не в одном учебнике не видел инфы по входному/выходному/внутреннему сопротивлению.Вроде когда выходное низкое и входное высокое это хорошо, а почему??? и как их вообще вычислить??? и какими элементами в схеме эти сопротивления изменить????? Неужели трудно объяснить, время так дорого? зачем тогда этот раздел нужен...

Из моей любимой книги детства "Электроники шаг за шагом",которую я даже за 1000$ не продам - аттач: (сканера нет,поэтому просто сфоткал)
Цитата из книжки: "Режим оптимального согласования:сопротивление нагрузки равно внутреннему сопротивлению генератора,в нагрузку передается максимальная мощность"

P.S: Кто ищет - тот найдет...
 

Вложения

  • ???????????? ?????????????.jpg
    84.3 KB · Просмотры: 43

Вованыч

Местный
Значит сеточный резистор 1мОм на входе усилителя тоже влияет на выходное сопротивление этого усилителя?
 
вот пост 7, нигде я не читал что местная ООС увеличивает внутреннее сопротивление лампы.Это хорошо или плохо? и на сколько увеличивает? А почему Ку каскада снижается от ООС? и чем ООС по току отличается от ООС по напряжению? ...и ещё много почему...

Вот Вам маленький ликбез по ОС:
Существуют 4 основных вида ОС:
-последовательная и паралейная ОС по напряжению;
-последовательная и паралейная ОС по току;
Из этих слов следует,что ОС может вводится последовательно с источником сигнала или паралейно ему. По напряжению или по току - способ получения сигнала ОС с выхода устройства. ООС-сигнал ОС противоположен по фазе входному,ПОС - сигнал ОС совпадает по фазе с входным. Теперь внимательно рассмотрите каскад на триоде в режиме прохождения сигнала и немного подумайте про падение напряжения на катодном резисторе и что с ним будет,если параллельно ему не включен конденсатор и на что оно повлияет. Резистивный усилительный каскад на триоде инвертирует фазу.

Все,на этом хорош. Это основы основ, которые имеются даже в книжках для начинающих радиолюбителей. Берите и изучайте и не ленитесь подумать. Хотя бы книжку М.Торопкина купите,там в начале как раз даны типы каскадов,про ООС в каскаде на триоде и т.д. и т.п.
Все есть,информации более чем достаточно,нужно просто не ждать,что кто-то приподнесет все "на блюдечке с голубой каемочкой" и "разжует и в рот положит",а изучать (ИМХО).
 

Вованыч

Местный
Собрал я этот пред по той схеме что выше рисовал.Вроде работает:)))))

Может не поленитесь,напишите всё ли в порядке с режимами ламп.Лампы 6н23п, питание получилось 250в, на анодах нижних триодов по 122в, в катодах на одном каскаде 2.70в, на другом 3.12в.Эта разница вроде от ламп зависит, потому что менял их местами, и соответственно менялось напряжение смещения.Поставил ту лампу что 2.70 в первый каскад(лампочек у меня всего четыре, на днях ещё десяток достану, поэксперементирую).

Сначала собрал с н****ансным входом(как на схеме).Без воткнутого входного кабеля фона не было(джек замыкался на землю).Потом поставил входной транс из директ-бокса,то есть добавился разъем XLR и теперь при неподсоеденёном источнике на выходе значительный фон(при полном гейне порядка -30дб).Подскажите, как от этого избавиться?
 
напишите всё ли в порядке с режимами ламп.Лампы 6н23п, питание получилось 250в, на анодах нижних триодов по 122в, в катодах на одном каскаде 2.70в, на другом 3.12в.Эта разница вроде от ламп зависит, потому что менял их местами, и соответственно менялось напряжение смещения.Поставил ту лампу что 2.70 в первый каскад(лампочек у меня всего четыре, на днях ещё десяток достану, поэксперементирую).

Нормально.Разброс характеристик ламп-то же нормально.(аттач).

Сначала собрал с н****ансным входом(как на схеме).Без воткнутого входного кабеля фона не было(джек замыкался на землю).Потом поставил входной транс из директ-бокса,то есть добавился разъем XLR и теперь при неподсоеденёном источнике на выходе значительный фон(при полном гейне порядка -30дб).Подскажите, как от этого избавиться?

Самый простой способ разобраться,это сравнить тот,транс,что поставили Вы,с тем что стоит в оригинальной схеме. Для начала.

Может не поленитесь
Я просто поражаюсь и удивляюсь :shock: :D
 

Вложения

  • 6?23?.gif
    89.1 KB · Просмотры: 37

Вованыч

Местный
Нет, вы меня немножко неправильно поняли, собрал пред по схеме, что сам рисовал ,см пост 9.
Сначала собрал с не_балансным входом.Если не подключать источник,то есть джек, то вход замыкался на землю и никакого фона небыло.

Потом добавил транс(описание ниже) и разъем иксэлэр,то есть сделал два входа:иксэлэр балансный и джек 6.3 не_балансный(если втыкаешь в джек, то иксэлэр отключается).И теперь если во вход не подсоеденишь источник(напр. микрофон), то на выходе преда наблюдается значительный фон.При посоединении источника фон сразу пропадает.

Транс такой: стоял в ди-боксе(единственная деталь в нём ,кроме разъемов) DOD260.Щас нарисую схему включения в нём, и схему как включил в свой пред, подождите маленько:))))))

Вот такая схема

И ещё: можно ли на искусственные средние точки обмоток накала(накал от отдельного транса, сред.точки сделаны резисторами 91ом) подать положительное постоянное напряжение с целью снижения фона? На 6н2п, читал, можно и нужно подавать от 20 до 30 вольт, а на 6н23п сколько подавать?
 

Вложения

  • MPre.GIF
    19.5 KB · Просмотры: 40
Фонят у Вас естественно входные цепи,т.к. вход усилителя с высокой чувствительностью болтается по сути,в воздухе. Транс и все провода от сетки лампы первого каскада требуется тчательно экранировать. Уменьшите R1 до 270К. Это во-первых.
Во вторых. Смотрю,Вы так запросто входной транс перевернули. Вторичку подключили к микрофону,а первичку к усилителю,хотя в директ-боксе было все наоборот. Вы уверенны,что кф.трансформации этого транса 1:1? Если это так,то он не подходит. Входной трансформатор нужен для согласования низкого вых.сопротивления микрофона с высоким вх.сопротивлением лампового каскада. Для примера приведу Вам аттач на микрофонный транс Lundahl для схемы из поста #1. Далее, в схеме микр.преда Jensen,что я приаатачил выше,первый каскад выполнен по схеме каскода и обладает малой входной емкостью,широкой полосой пропускания,малым уровнем шумов.
Схема проста для повторения. Я выложил Вам ее,чтобы Вы не изобретали "велосипед". Я бы вообще на Вашем месте,не стал бы морочиться с лампами и трансформаторами,не имея достаточного опыта,а сделал бы пред на ОУ.

На 6н2п, читал, можно и нужно подавать от 20 до 30 вольт, а на 6н23п сколько подавать?

Можно столько же.
Незабывайте,так же,что в SRPP высокое напряжение между катодом и нитью накала.
Лучше запитайте накал постоянкой через стаб от отдельной обмотки транса.
 

Вложения

  • Lundahl LL1528.pdf
    18.4 KB · Просмотры: 41
Сверху

all-audio.problack-job.netkakbik.infomanagement-club.comsafe-crypto.mevse-multiki.comultrasoft.solutions