Многополосные усилители

  • Автор темы Ал.Д.
А

Ал.Д.

Guest
Мечта любого самдел построить усилитель и акустику с минималь ными искажениями в полосе 20-20000Гц. В идеале - один канал усиления - один динамик. Реально сделать сделать такую систему невозможно, особенно дилетанту любителю. Многополосная акустика стала нормой (современные широкополосники имеют два диффузора с особенностями на стыке), многополосные усилители почти (совсем?) не встречаются. Это приводит к киломерам и килограммам проводов и куче емкостей в колонках и монстрам трансформаторам (секционированным!) в усилителях.
На этом сайте доброжелательно относятся к новичкам и не очень больно бьют за глупые вопросы, поэтому прошу помочь мне построить усилитель на две полосы: 20-200Гц ( РР для 6ГД2), 200-20000Гц (SE для 3ГД1, 1ГД3). Лампы: 6П14П, 6П15П, железо Ш16x? Думаю это многих заинтересует.
 

КБГ

Местный
Такая схема существует,и была повторена несколько раз,показав отличные результаты.Три лампы 6п14п и одна 6н2п,никаких обратных связей.Вот только источник "бумажный" , "Справочник радиолюбителя" издание второе под редакцией А. А. Куликовского массовая радиобиблиотека выпуск 286, страница 189, год издания 1958. Продолжение было в "Радио" 1969 год в рубрике "Наша консультация" ,усилитель к электромузыкальному инструменту.
 
G

Guest

Guest
Полностью солидарен с Ал.Д. Эта мысль кажется мне не только здравой, но и чуть ли не единственно верной. Именно по этому принципу я сейчас строю свою домашнюю систему.
Построить усилители -нет ничего проще. Нужно взять обычные классические схемы на интересующих лампах. На входе усилителей поставить RC фильтры. Я собираюсь делать простейшие - первого порядка.
У такой схемы построения системы два огромных плюса - легче изготовить трансформаторы на более узкую полосу и отпадает необходимость применения кроссоверов - динамики подключаются прямо к усилителю, что благотворно повлияет на звук. Кроме того, динамики можно брать разной чувствительности и сопротивления - всё это рулится усилителем.
 
Самая классная разработка- Макаровский ламповый многополос, описанный В помощь радиолюбителю, 60- е номера, могу уточнить.Там всё рассчитано именно для любителей, без наворотов, предельно грамотно, а год это примерно 75-й.
 
С

С.П.

Guest
Самая классная разработка- Макаровский ламповый многополос, описанный В помощь радиолюбителю, 60- е номера, могу уточнить.Там всё рассчитано именно для любителей, без наворотов, предельно грамотно, а год это примерно 75-й.
Полностью присоединяюсь,т.к. этот усилок работал у меня того времени как я его сделал ( где-то год после первой публикации,а их было две, вторая - улучшенная) и до 93 года.Никаких проблем.
Звук...
Во всяком случае на фоне транзисторных усилков того времени.
Вес,конечно был ещё тот,из-за чего он и остался в том городе из которого я уехал в 93.
Наладка простейшая,трансы,в свете последних наработок(читай Васильченко-Фельдшера) можно покруче намотать,выход СЧ-ВЧ каналов на триодах сделать.Получится - ВЕЩЬ.
Эх,даже самому загорелось повторить и послушать...
 
А

Ал.Д.

Guest
Нульзя ли ссылочку на "макаровский многополос"?
 
Если потерпите до завтра, у меня есть все эти номера, включая номер с ответами и опечатками, я посмотрю. А Ваша задача- найти этот раритет 20-го века.
 
А

Ал.Д.

Guest
Вспомнил радиолу "Люкс" http://rw6ase.narod.ru/
Там два выходных транса, но один РР выход, наверное, нужно делить на полосы раньше?
 
С

С.П.

Guest
Вспомнил радиолу "Люкс" http://rw6ase.narod.ru/
Там два выходных транса, но один РР выход, наверное, нужно делить на полосы раньше?
Причём,не надо мудрить - оставляйте фильтры такие,какие есть на схеме,у меня хватило ума попытаться заменить их на какие-то на ОУ (Чантурия вроде бы автор).НЕ НАДО! :evil:
 
А

Ал.Д.

Guest
Спасибо за ссылку. Мне больше понравилась схема у Куликовского (РР на низы, нет ООС).
 

vrach

Местный
А звучит, все таки лучше Макаровская, а во второй статье он не только доработал усилитель - но и упростил. ОУ по входу я бы ставить не стал (в качестве фильтров, тем более активных). Весь кайф умрет. Правильная мысль - при экономии (в смысле использования лампы 6п14п) перевести СЧ и ВЧ каналы в режим триода, мощности при условии, что усилок трехполосной для комнаты 15-20 квадратов, хватит за глаза (если динамики не компрессионнго типа конечно).
 
Если отказаться от ультралинеара и перевести в триод все выходные лампы, то поимеем упрощение схемы, уйдёт ненавистная оос, почему ненавистная, сейчас расскажу, и звук токмо выиграет. Но! Транцы рассчитаны под усил с оос, они маленькие и поганенькие, а если оос отключим, то резко вырастет выходное, ограничится низ, короче, опять капкан, думал Лёня Голубков...
 
А

Ал.Д.

Guest
Расчета (или хотя бы данных) трансов я не увидел. Они и должны быть маленькими в полосе 200-5000Гц, тем более 5000-18000 - в этом весь смысл. Смущают фильтры (18Дб\окт) - наверное, можно мягче? Наконец, часть о фазировании динамиков - это не первоапрельская шутка?
 

Fil

Местный
Да, трансы пересчитать неплохо было бы под конкретную полосу раздела.
Кстати, а как шановне панство отнесется к переносу частоты раздела повыше, эдак к 2-3кГц ? Что б 6ГД2 отдать низ и середину, а наверх 10ГИ1 - фигня, что у него чутье 87дБ у нас же теперь 2-полоска на самых музыкальных отечественных динамиках ! :)
 
А

Ал.Д.

Guest
У моих 6ГД2 выше 1кГц идут пики-провалы по 10Дб, поэтому резать хочется пониже; кроме того, диапазон 200 - 5000 не хочется дробить (человеческий голос, многие муз. инстр.), кстати, 3ГД1 имеет в нем неравномерность 3Дб (плюс- минус).
 
G

Guest

Guest
Меня тоже смущают слишком крутые фильтра. Чем круче фильтр, тем безумней фазовая характеристика. Я буду делать 6 дб/окт.
 
Сверху