Настройка широкополосов на слух

Vikt0r

Местный
Уважаемые коллеги,
кто расскажет на пальцах - как с помощью генератора и уха отстроить фильтры в АС на широкополосах для подавления пиков. Слышал многие здесь делают это с помощью последовательного режекторного фильтра RCL, белого (или розового?) шума и такой-то матери...
Вот последняя часть эксперимента мне не ясна - возьмется ли кто-нибудь объяснить? Или где прочитать об этом.
К сожалению калиброванным микрофоном не обладаю для правильности, полагаться могу только на свое ухо, а оно говорит что у моих АС где-то СЧ приподнято поболее чем надо (хотя звук на середине прекрасный, потерять его очень боюсь).
 

The_mad_pirate

Местный
Да всё просто, крути потихоньку генератор и увидешь где у них бяки выстреливают, самое противное 600 2000 и 3000 Гц.
 

Vikt0r

Местный
Увижу КАК? Все просто знающему, я же полный профан - потому и прошу на пальцах объяснить.
 

Евлампий

Местный
Уважаемые коллеги,
кто расскажет на пальцах - как с помощью генератора и уха отстроить фильтры в АС на широкополосах для подавления пиков. Слышал многие здесь делают это с помощью последовательного режекторного фильтра RCL, белого (или розового?) шума и такой-то матери...
Вот последняя часть эксперимента мне не ясна...

Последняя часть получается, извините - мать... Чрезвычайно неясная особа для всех. Если же говорить о настройке, то RCL фильтр как способ дает эффект, радующий измерения слегка больше, чем ухо. Фаза там, что ли... Версий две (благозвучность зависит от типа применяемого усилителя): вы можете включить последовательно с динамиком "фильтр-пробку" - параллельный контур, который зашунтирован резистором. На центральной частоте фильтра наибольшая часть напряжения отводится на "пробку", степень и добротность отводимого излишка регулируете резистором. Можно включить последовательный контур на ту же частоту, последовательно с ним резистор, и эту цепь подключить к динамику. На резонансной частоте возникает "отбирающая излишки" цепь, параллельная динамику. В принципе, вредная частота определима на слух с помощью генератора, но лучше, конечно, смотреть с микрофоном, пусть даже бытовым, нагруженным на интегрирующий фильтр, и полосовым "розовым шумом" с измерительного компакта. Следует отметить (ИМХО), что наличие фильтра сказывается на звуке не только как спрямление - что-то и теряется. Поэтому лучше поиграть с оформлением. Например, многие широкополосники имеют запланированный горб на АЧХ, который предполагает установку динамика в доску конечной толщины (возникающий при этом столб воздуха "съедает" кусочек АЧХ в определенном диапазоне). Скажем, старые динамики Гудманс рассчитаны на дюймовую доску, а если установить их спереди, имеют отчетливый горб на 3-4 кГц.
Смысл моего поста: попытайтесь обойтись без фильтров, поиграйтесь "заглублением" динамика или приляпните к нему неглубокий "рупор". Игра может затянуться, но, поверьте, она необычайно увлекательна. Удачи Вам.
 

Oleg

Эксперт
Например, многие широкополосники имеют запланированный горб на АЧХ, который предполагает установку динамика в доску конечной толщины (возникающий при этом столб воздуха "съедает" кусочек АЧХ в определенном диапазоне). Скажем, старые динамики Гудманс рассчитаны на дюймовую доску, а если установить их спереди, имеют отчетливый горб на 3-4 кГц.
.

Опа! А это очень интересно. А есть какая-нибудь эмпирическая формула, или номограмма для расчёта этого столба?
 

Евлампий

Местный
Опа! А это очень интересно. А есть какая-нибудь эмпирическая формула, или номограмма для расчёта этого столба?

Увы, не знаю. Для меня это пока что больше похоже на эмпирику. Может быть, посчитать резонатор Гельмгольца? Сосуд - это воздух в диффузоре плюс толщина установочного отверстия, устье - само отверстие? Не знаю, извините.
 

shost

Местный
Уважаемые коллеги,
кто расскажет на пальцах - как с помощью генератора и уха отстроить фильтры в АС на широкополосах для подавления пиков. Слышал многие здесь делают это с помощью п.

комп+спектрлаб + микрофон
для 100гц-10кгц хоть мд200
те, на сч микрофон не критичин

все горбы видно будет сразу
 

Fil

Местный
Может быть, посчитать резонатор Гельмгольца?
Вряд ли, скорее просто резонирует длинна, сколько там 1/2 или 1/4 длинны волны. Хотя тоже не факт, высоковато получается. Для 1" даже если 1/4 лямбда это ~3.5 кГц. Хммм... может быть. А какова добротность такого резонатора ?
 

nickk

Member
Vikt0r
как с помощью генератора и уха отстроить фильтры в АС на широкополосах для подавления пиков. Слышал многие здесь делают это с помощью последовательного режекторного фильтра RCL, белого (или розового?) шума и такой-то матери...

Без измерений врядли чего получиться.
Чувствительность у уха меняется в зависимости от частоты.Максимум 2-3кГц.
Для измерений необходимо приобрести капсуль микрофонный WM-60 или WM-61 от панасоник,сделать предусилитель,миливольтметр (желательно со шкалой в децибелах).
 

Евлампий

Местный
Не могу вспомнить по номеру, как этот филипс выглядит. Если винтажный, на бумажном ходу, ради эксперимента снимите заднюю стенку. Голосовой регистр может стать еще более живым (Ленин и теперь жалеет всех живых...). Для нижнего регистра, конечно, ящика не хватит, но если увидите улучшение, самый Вам путь к щиту... Удачи.
 

Triod

Местный
Не могу вспомнить по номеру, как этот филипс выглядит. Если винтажный, на бумажном ходу, ради эксперимента снимите заднюю стенку.

Именно винтажный, с бумажным подвесом. Брат знаменитого 9710М.
 

Соболь

Местный
если не изменяет склероз, добротность около 0,45 fs45 hz
попробовать такое в TQWP - просто долг самодельщика

а как басок проявился, выбросы на СЧ/ВЧ перестают резать слух
 

Евлампий

Местный
У меня к Филипсам этой эпохи единственное замечание: совершенно ровная коническая образующая диффузора. При тонкой бумаге большие составы легко срываются на "крик" и интермодуляции. Зато голосовой регистр - из лучших. В целом, превосходный выбор.
 

Vikt0r

Местный

Vikt0r

Местный
Зато голосовой регистр - из лучших. В целом, превосходный выбор.
Видимо так оно и сеть. Вокал звучит просто превосходно, для выравнивания баса конечно приходится применять коррекцию - вот от этого хочется избавиться. Со щитами заморачиваться не буду в любом случае - комнаты не хватит, а ТКВП -... Возможно...
 

Соболь

Местный
при Fрез 75 (значит, не такой он уж и родственник 9710)
хоть какой-то бас получить будет сложно... померьте Qts, по оформлению все прояснится
 

Евлампий

Местный
Видимо так оно и сеть. Вокал звучит просто превосходно, для выравнивания баса конечно приходится применять коррекцию - вот от этого хочется избавиться. Со щитами заморачиваться не буду в любом случае - комнаты не хватит, а ТКВП -... Возможно...
Предлагаю почти "неразрушающий" Вашу акустику эксперимент, есть приличная вероятность получить пол-октавы, а то и больше вниз. Сделайте дубликат задней стенки, прорежьте в ней вертикальную щель практически на всю длину, ширину выберите такой, чтобы площадь дыры оказалась равной площади диффузора. Закройте щель сзади существующей задней панелью, но не вплотную, а на расстоянии. Меняя это расстояние, Вы регулируете повышение отдачи в некотором диапазоне баса. После настройки Вам придется сделать какое-то количество "чурбачков", которые будут фиксировать заднюю панель, чтобы она не "играла". Допускаю, что на боковые стенки и дно придется положить плотные матрасики синтепона. Это некоторая упрощенная модификация "Онкена", позволяющая удивительным образом повысить масштаб баса: излучатель самых нижних частот приобретает габариты всей колонки. Удачи Вам.
 

The_mad_pirate

Местный
не так не надо делать. Делайте TQWP ничего сложного, и самое главное на этих динамиках у вас все получится.
 
Сверху