Об акустической изоляции СЧ/ВЧ динамиков в трехполосной АС

  • Автор темы Cop

Cop

Местный
Один уважаемый человек подсказал тему:

Как известно, звуковая волна это избыток давления (или разряжения) среды, который распространяется в разных направлениях.

А если это так, то во всех ли случаях будет умным шагом делать герметичными СЧ-бокс и ВЧ-динамик??? Соображения такие:
- Диффузор НЧ-динамика имеет большое объёмное смещение при работе. Размеры корпуса АС невелики, поэтому изменения давления внутри очень приличны. Разумеется требуется изоляция СЧ и ВЧ динамиков от этих изменений давления. Следуя этим соображениям, динамики герметизируют. Либо дополнительным боксом (СЧ), либо просто делая конструкцию закрытой (ВЧ).
- Но снаружи АС тоже меняется давление при работе. А давление в СЧ боксе постоянно, и в подкупольном пространстве ВЧ-динамика тоже постоянно. Отсюда следует, что диффузоры СЧ и ВЧ-головок будут "отрабатывать" НЧ-составляющую сигнала. Разумеется, ничего хорошего от этого эффекта ждать не приходится.
PS Кто-то возразит, что зв. давление небольшое по величине. Это так, конечно изменения его не сравнить с ситуацией внутри АС, но вблизи НЧ-диффузора величина давления может быть значительна.

А вот если СЧ и ВЧ изолировать от внутреннего объёма, но оставить открытыми для ак. среды, то данного явления не будет, либо влияние НЧ на работу других головок будет ослаблено.

Датчане, кстати, уже давно делают ВЧ-головку открытой в двухполосных АС. Сзади динамика идёт труба через весь корпус наружу АС. А в рекламе это подаётся, как очень важное достоинство.


Что думают коллеги по этому поводу??? :ku)
 

J.Impro

Местный
вопрос давно обдумал, да и практически вижу, что открытый со всех сторон диффузор ШП динамика уравновешен по давлению и не замечает нижнюю бухтелку НЧ ЗЯ. Только так и надо.
Это мне напоминает открытого человека без задних мыслей)))Ничем его не возьмешь!
 

AVM

Местный
Датчане, кстати, уже давно делают ВЧ-головку открытой в двухполосных АС. Сзади динамика идёт труба через весь корпус наружу АС. А в рекламе это подаётся, как очень важное достоинство.
А не будет ли эта труба резонировать?
 

Polivanov

Местный
J.Impro, в ОЯ- да, а в закрытом?
 

Михаил44

Active member
вопрос давно обдумал, да и практически вижу, что открытый со всех сторон диффузор ШП динамика уравновешен по давлению и не замечает нижнюю бухтелку НЧ ЗЯ. Только так и надо.
Это мне напоминает открытого человека без задних мыслей)))Ничем его не возьмешь!

ШП или СЧ вообще не нужен объем. Так свободнее звучит. А вот ящик тут слышен сразу. Говорить о влиянии снаружи НЧ на СЧ или ВЧ равносильно обсуждению цвета изоляции шнурков.
 

J.Impro

Местный
Моим первым микрофоном был абонентский громкоговоритель системы Балтика(цвета шнурков) :)
 

DECEMBER

Местный
- PS Кто-то возразит, что зв. давление небольшое по величине. Это так, конечно изменения его не сравнить с ситуацией внутри АС, но вблизи НЧ-диффузора величина давления может быть значительна.

А вот если СЧ и ВЧ изолировать от внутреннего объёма, но оставить открытыми для ак. среды, то данного явления не будет, либо влияние НЧ на работу других головок будет ослаблено.
Если ориентироваться только на давление - возражугы-гы .
1.Дин не создаёт повышения давления одновременно и спереди и сзади. Согласны?
2.Влияние НЧ на СЧ (давлением:D ) будет выражаться в дополнительной модуляции диффузора СЧ за счёт его перемещения. Согласны?
3. Герметичный объём за СЧ динамиком создаёт для его диффузора (при перемещениях) дополнительную нагрузку, которая в каких-то пределах:D помогает диффузору сопротивляться воздействиям извне.
Так что в данном случае открытый СЧ больше подвержен влиянию НЧ дина, чем установленный в свой отдельный объём. Другое дело - что это просто ловля блох:D, и "труба" за СЧ дином у "датчан" может выполнять другие функции - от четвертьволнового резонатора до "регулятора добротности и резонансной частоты". Стоит рассматривать конкретную конструкцию.
 

Cop

Местный
Древний юзер, может и достаточно тыл отделить от фронта, но я же имею право сомневаться :D

DECEMBER, у открытого СЧ-динамика давление с обоих сторон диффузора одинаковое. Поэтому, речь не идёт о большЕм и меньшЕм влиянии. В одном случае влияние есть (изолирован), в другом случае его нет (открытый динамик)!!!
И ещё - в двухполосках, как правило, не бывает СЧ-динамиков. В датских АС открыт ВЧ-динамик. :D

Кому и так всё понятно, а проблема кажется надуманной, я рад возможности пожелать дальнейших успехов. Остальным для размышлений:
Звуковое давление быстро уменьшается с расстоянием. Формула зависимости проста и известна. Допустим, на расстоянии 1 метр от АС оно равно 0,45 Па (примерно 97 дБ - относительный уровень).
Желающие могут посчитать силу, которая будет перемещать диффузор герметичной СЧ-головки диаметром, например, 200 мм., расположенной в 0,1 метра от НЧ :ku)

J.Impro "только так и надо"....
Может открытое оформление потому и привлекательно....и широкополосники, при всех недостатках, вкусно играют....и "маленький щит", порой, выигрывает..... :D
 

DECEMBER

Местный
DECEMBER, у открытого СЧ-динамика давление с обоих сторон диффузора одинаковое. Поэтому, речь не идёт о большЕм и меньшЕм влиянии. В одном случае влияние есть (изолирован), в другом случае его нет (открытый динамик)!!!
И ещё - в двухполосках, как правило, не бывает СЧ-динамиков. В датских АС открыт ВЧ-динамик. :D
Тогда я малость запутался:D. Как Вы себе представляете это влияние? При ходе НЧ вперёд создаваемое давление должно направлять диффузор СЧ назад. Логично? Если у СЧ сзади герметичный объём, то это перемещение должно быть меньше - теоретически:D (я когда-то кидал щупы осциллографа на клеммы отключённого СЧ, установленного в одном объёме с НЧ. Да, там заметногы-гы. В изолированных объёмах были какие-то милливольты при ВЕСЬМА достаточной громкости НЧ... С открытым только СЧ как-то не догадался:D. Думаю, что будет примерно так же :D ). А уж влияние от хода НЧ назад, если он в своём объёме, даже и рассматривать не хочется...
Думается, что "вкусовую красоту" звучания СЧ в экране стоит рассматривать в другом ракурсе - чуть лучшие импульсные характеристики (из-за отсутствия компресии), пониже резонансная частота и добротность оформления, на низких частотах зкран срабатывает как своеобразный акустический фильтр, на СЧ-ВЧ более "богатая" пространственная картинка за счёт не отсечённого излучения задней стороны диффузора... Где-то так:roll: ... Но насколько это звучание точнее, это другой разговор:D
 

gross

Местный
Много факторов. Важным является расстояние НЧ-СЧ головка.
Вариант, когда они находятся рядом друг с другом:
При этом воздействие давления НЧ головки на диффузор СЧ головки в зависимости от того, находится СЧ головка в ЗЯ или на щите, будет зависеть прежде всего от соотношения частоты воздействия к частоте резонанса СЧ головки (FsСЧ). Когда частота, излучаемая НЧ головкой, выше FsСЧ, то не важно, находится СЧ головка на щите или в ЗЯ - воздействие будет одинаковым. Когда частота, излучаемая НЧ головкой будет ниже FsСЧ, то СЧ головка, установленная в ЗЯ, будет подвергаться меньшему воздействию за счет дополнительной упругости воздуха в ящике. Таким образом, установка СЧ головки в ЗЯ предпочтительна.
Вариант, когда НЧ и СЧ находятся относительно далеко друг от друга:
Здесь кроме соотношения частот добавляется второй фактор: Если давление от НЧ головки будет более-менее одновременно приходить к обеим сторонам диффузора СЧ головки, то расположение ее на щите даст меньшее влияние. Если все же не одновременно - например, расстояние до края щита больше, расстояния между головками, то будут условия, близкие к первому случаю.

Думается, что "вкусовую красоту" звучания СЧ в экране стоит рассматривать в другом ракурсе - чуть лучшие импульсные характеристики (из-за отсутствия компресии),
Мне представляется, импульсные характеристики - это относительно высокие частоты, на них компрессия уже не действует. Компрессия - это в районе резонанса и ниже.

на СЧ-ВЧ более "богатая" пространственная картинка за счёт не отсечённого излучения задней стороны диффузора... Где-то так:roll: ... Но насколько это звучание точнее, это другой разговор:D
С этим согласен. Именно ради этого и делаю открытое оформление - ради заднего излучения и создания амбиентного эффекта. То, что такое звучание будет менее точным - знаю и иду на это сознательно.
 

DECEMBER

Местный
Мне представляется, импульсные характеристики - это относительно высокие частоты, на них компрессия уже не действует. Компрессия - это в районе резонанса и ниже.
В общем "да", но прикинь маленький объём для СЧ с высокой резонансной, которая в этом объёме ещё и уедет вверх (а ещё и стояки добавятся) или ВЧ с собственной камерой. Ну, ход там, разумеется, мизерный, но теоретически:) запросто может отзываться.
 

gross

Местный
В общем "да", но прикинь маленький объём для СЧ с высокой резонансной, которая в этом объёме ещё и уедет вверх (а ещё и стояки добавятся) или ВЧ с собственной камерой. Ну, ход там, разумеется, мизерный, но теоретически:) запросто может отзываться.
Я "пляшу" от конкретики. У меня в старом проекте СЧ головки стоят очень близко к НЧ, при этом все головки в ЗЯ. Резонансные частоты СЧ головок в ихних боксиках порядка 90 Гц. Раздел 140. Безусловно, до 90 Гц воздействие давления от НЧ головок есть. И здесь то, что СЧ находятся в ЗЯ, уменьшает амплитуду их вынужденных колебаний.
Стояки в камере СЧ головки - это вещь недопустимая, т.е. просто ошибка проектировки. Нужно делать камеру такой, чтобы стояков не было. Средства широко известны.
 

Cop

Местный
Как Вы себе представляете это влияние? При ходе НЧ вперёд создаваемое давление должно направлять диффузор СЧ назад. Логично? Если у СЧ сзади герметичный объём, то это перемещение должно быть меньше - теоретически.....А уж влияние от хода НЧ назад, если он в своём объёме, даже и рассматривать не хочется...

DECEMBER, меньше чего (выделенное слово)??? Я в третий раз повторяю: сравнивается открытый СЧ-динамик (подвешен за ухо и висит на верёвке рядом с НЧ-АС) и динамик в закрытом с тыла боксе!!!
И ещё, вперёд или назад, значения не имеет абсолютно никакого!!! Это одна и та же сила, меняется только знак. Потому "а уж", "даже и", по-моему неуместны. :D

На картинке пример максимального разнесения НЧ и СЧ головок в АС - если нет возможности избежать влияния, стараются просто его уменьшить, увеличивая расстояние.
На маленьких колоночках хорошо видна труба сзади ВЧ-динамика. Так получают открытое оформление ВЧ-головки в закрытом корпусе.
АС не самоделка, это Krell
MidTwitter.jpg

Для воспроизведения сложных звуков, например сложного фронта (нарастания) сигнала, должны синфазно работать все головки в АС. Если, при этом, СЧ/ВЧ-головкам придётся своей работой сначала компенсировать давление НЧ, разумеется, акустический фронт будет искажен!!! Именно в этом мне видится преимущество щитов, широкополосов и т.п. см. выше.
И ещё одну вещь стоит напомнить - естественное распределение мощности по звуковому диапазону (статистика). На НЧ приходится до 70% мощности. Остальное - СЧ и ВЧ. Поэтому "миливольты" наведённые акустической связью на СЧ динамике, это совсем не пустяк. Особенно, если учесть что он создавался не как микрофон, и имеет неважный КПД.
 

gross

Местный
При размещении НЧ и СЧ головок на щите неподалеку друг от друга и при относительно широком щите, перемещения СЧ головки от давления, наведенного НЧ головкой будут выше, чем если та же СЧ головка сзади будет иметь колпак. Почему? Потому что, в случае открытых обеих сторон СЧ головки на обе стороны воздействует давление НЧ сигнала, в случае ЗЯ - только на одну. То есть, на частотах, ниже резонанса СЧ головки перемещения будут примерно в два раза больше.
 

J.Impro

Местный
Что тут не так, ребята, вы рассматриваете градиент давления. На мой взгляд нч составляющая будет одинакова с обеих сторон СЧ головк. И , таким образом, он ее не видит..Диполь не должен видеть монополь. Это как плоскатики и трехкоординатники)))
 

gross

Местный
J.Impro, если диполь не "видит" монополь, то и мы его (диполь) не должны "видеть", то есть слышать. "Закон обратимости". И наоборот - если он создает давление, которое мы слышим, то это же давление, направленное на него, будет заставлять его отклоняться.

У меня головка на щите шириной 450 мм хорошо "слышит" НЧ головку, расположенную на расстоянии 4 метра.
 

J.Impro

Местный
Гросс, дайте помечтать о возможности не слышать)))
Вот меня только что уверили киношники, что в при съемке с синхронным звуком вначале прописывается естественный шум студии. А на сведении, этот шум вычитается из записи актерских сцен. Это возможно, как вы думаете?

Тогда так и скажите Сору - пафос АС Крелль маркетинговая лабуда!
 

Alnic

Местный
Что-то слабо верится, что у этих дубовых Крелль средники такие нежные. Взять и окна пооткрывать, давление сбросить.
 
Сверху