Однополупериодный выпрямитель на кенотроне

Normann

Эксперт
Кто что думает на этот счёт? У меня есть своё мнение, но хочется услышать чужие.
 
Мнение - положительное. Только надо принимать меры против подмагничивания силовика.
 

Normann

Эксперт
Ну и не забывать про возможный фон 50Гц с которым нужно либо бороться, либо мириться.:D
 

Normann

Эксперт
Согласен.
 

Normann

Эксперт
Я в последние годы много интересного для себя прояснил относительно предпочтений и схемотехники, а в своё время много хай-ендничал, пока не надоело переливать из пустого в порожнее. Денег было потрачено зря - не выговоришь.
 

Triod

Местный
Я пробовал, было очень даже неплохо. Но тогда не хватило времени всё до конца добить, вот буду делать новый предусил, там сразу такую возможность предусмотрю и займусь этим вопросом поплотнее.
 

Normann

Эксперт
Я долго экспериментировал, кроме того, с емкостями фильтра. Для своего усилителя на 2А3 нашёл оптимум, как ни странно это 2х100uF(Black Gate WKZ) + 8uF (КБГ-МН) на выходе, дроссель Sowter SB07 (5Н хватает).
 

Manowar

Active member
фи! однополупериодное-кака
 

Normann

Эксперт
Уважаю мнение, хоть и не согласен.
 

Бурцев

Эксперт
Я сравнивал однополупериодный и двухполупериодный в драйвере (6ВХ7) гибридного усилителя в различных вариантах:
1.Базовая схема – накалы ВХ и кенов на разных трансах, анодный транс ПЛ (с зазором 0,03мм, габаритная 600Вт, «проходная» емкость первичка/вторичка 90 пф), включен через ЛАТР с уменьшенной индукцией.
2.Кены:
EZ 81 - Миллард, Теле (оба после криообработки), Филипс – все 60гг, JJ 2004г,
Венгерский PV200/600
5Ц3С – 56г (после криообработки), январь 62, август 82
5Ц4С – 66 и 69 г.
3.Фильтры после выпрямителя LCRC (и в т.ч. с малой емкостью перед L) и CLCRC, где R - 220 ом Аллен Бредли или 56 ом АН тантал, основные емкости - БГ и/или Ничиконы Голд Файн (в сумме от 3000 до 6600 мкф), «малые» С перед дросселем – медные в меди АудиоНоты, медные в бумаге Дженсены и алюминиевые Юпитеры, L – 2 Гн/19 ом, 7Гн/36 ом, 18Гн/90 ом.
4.Съем выпрямленного с катода прямонакалов через два резистора 10ом АН тантал
5.ЛАТРом устанавливалось необходимое анодное, при котором ток получался 45мА на каждый триод и дополнительный слив в 10ма, т.е. суммарное потребление 100мА

В результате прослушивания получилось следующее (возможно, что для конкретной системы)
1.При питании с СLCRC фильтром более предпочтительно звучал однополупериодный – основное отличее (IMHO) в «голосовом» диапазоне.
2.Двухполупериодный LCRC фильтр с дросселем 2Гн/19ом не оставляет ни каких шансов (опять IMHO) конкуренту - «внятная» середина при отличном, упругом, рельефном басе (т.е. «драйв»), которого нет у однополупериодного.
3.Тройка лидеров: 5Ц3С 56г – явно лучше всех – шикарная сцена, высочайшее тембральное разрешение во всех диапазонах, звук - «ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС», Миллард - отличный сочный звук,чуть грязноватый верх при отличной сцене, 5Ц3С январь 62г – просто хорошо.
4.5Ц4С – очень интересный «мужской голосовой» диапазон, но сильная потеря верха и «пространства» и мутноватый нижний бас
5.PV200/600 – прозрачен во всем... до пустоты :( , возникает ощушение, что звук «ТАМ и ТОГДА»
6.Современные JJ – очень чистый верх, но немного «рваная середина» («объеденить» бы их с Мюллардом :) )
7.Теле – середина тембрально очень ясная, но где бас?
8.Филипс – такое ощущение, что ему «тяжеловато», да и баса нехватает.
9.5Ц3С 82г – пустая, рваная середина.

Вот.


С уважением.

Алексей Бурцев

ЗЫ. Высоковольтные Шоттки и ультафасты HFA и демпферные BY228– попробовал и сразу убрал.
 

Triod

Местный
...Тройка лидеров: 5Ц3С 56г – явно лучше всех – шикарная сцена, высочайшее тембральное разрешение во всех диапазонах, звук - «ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС», 5Ц3С январь 62г – просто хорошо, 5Ц3С 82г – пустая, рваная середина.
.
Какие аноды, черные, серые? У наилучшего, небось, чёрный.

Высоковольтные Шоттки и ультафасты HFA и демпферные BY228– попробовал и сразу убрал.
Абсолютно согласен.
 

GSInt

Местный
Привет, Алексей, я тебе немного писал на твой запрос по кенотронам - дошло, не дошло? Скорее всего, думаю, не дошло. В общем с твоими выводами согласен, кроме 5Ц3С :), но обработанную я не слышал, так что...

Теперь немного подробнее по позициям:

3) Ничиконы в анодном питании ламп? Что-то неприпомню в этой серии высоковольтных. 2Гн не маловата ли критическая индуктивность до прогрева накалов 6БХ7? Или прогрев утром, а "стулья" т.е. анодное вечером? Также интересны твои наблюдения, что меняется в характере звука при увеличении индуктивности?

3) Звук Мулларда как, естественно, и других ламп, зависит от года выпуска и завода (к сожалению пока не было времени этот пункт систематизировать). Еще очень хороши Бримар (только сделанные в Британии!), STC, Marconi.
Грязноватый верх? Такого не припомню. Но может быть, что я использовал лампы более старых выпусков. А вот что некоторым при некоторых сочетаниях его ("верха") в Муллардах может не хватать - это да, может быть такое.

5) Tungsram для меня пока загадка, даже не знаю в чем дело (он изготовлялся на разных заводах и в Англии, и в Венгрии, и может еще черт знает где , уже не помню - может отсюда такая суматоха?). Так вот, газовый стабилитрон типа 0C3 имел очень похожее, как в твоем описании, звучание. Потом заменил на RCA и так полегчало... А, например, лампы типов ЕCC82, 83, 85, которые были очень распостранены и бывшем СССР я ставил в готовые изделия разных фирм и их звук мне неизменно нравился. Конечно, какой нибудь Муллард получше, но уж точно не по запрашиваемым деньгам. В общем, даже я бы мог спокойно жить с ихним звуком. Кенотроны разные Тунгсрам у меня тоже есть, но пока я их никуда не совал.

7) По Телефункену у меня двоякое впечатление - иногда он подходит иногда нет, зависит от схемы и примененных деталей - звук тоже по описанию похож, но бас там есть, только уж очень он строгий (впрочем как и все остальное). Ну и "Гитлеровские" ТФК ессно порядком лучше чем послевоенные.

8) Филипс мне в общем нрaвится, но только не относительно новые (середина 60-х и новее) - эти действительно, ни рыба ни мясо.

Еще есть хорошие американские кенотроны, которые мне нравятся, только очень желательно не моложе 50-х годов, лучше 30-х 40-х фирм Тung-Sol, RCA, Ken-Rad, Cunningham. Типы известные: 5Y3G, 80 (280, 380), 5R4G, 5U4G, 5Z3G, 6Х5G.

ЗЫ: А шотки, ультрафасты мне не катят не только в высоковольтном питании. Им я, в большенстве случаев, предпочитаю "старые", "обычные" диоды. И никаких шунтов. Вот. :)

Girius
 

Воевода

Местный
Алексей, если это не большой секрет, напишите пару слов о криообработке.
 

Normann

Эксперт
Моё замечание следующее: качество баса в однополупериоде на порядок лучше, чем в двухполупериоде при соблюдении условий:
- достаточная энерговооружённость трансформатора, конденсаторы фильтра обеспечивающие необх. быстродействие, малое сопротивление ХОРОШЕГО дросселя. При несоблюдении хотя-бы одного из этох пунктов, двухполупериод будет впереди. Тип емкостей имеет решающее значение, впрочем я думаю, это итак всем известно. Т.к. у 99.99% АС проблемы с разборчивостью баса, не всегда польза может быть заметна, но она тем не менее присутствует. На мой вкус переход на однополупериод даёт изменение звука во всём диапазоне, и частотном, и динамическом, но к этому нужно прийти осознанно.
 

bezen4UK

Местный
как быть с трансами

Хорош однополупериод, но транс - можно яичницу жарить. Как быть? Вматывать первичку в № тысяч или зазор или отдельная обмотка для компенсации подмагничивания?
С уважением, Владимир.
 

Normann

Эксперт
У меня тор достаточной мощности, греется не сильно.
 

Бурцев

Эксперт
Triod

Да, черные.

Girius

Привет, Алексей, я тебе немного писал на твой запрос по кенотронам - дошло, не дошло? Скорее всего, думаю, не дошло.

Привет, к сожалению не доехало. .

В общем с твоими выводами согласен, кроме 5Ц3С , но обработанную я не слышал, так что...

5Ц3С у меня вообще поначалу не планировался, т.к. все это затевалось из-за 274, которые после прослушивания пока меня расстраивают.

Теперь немного подробнее по позициям:

3) Ничиконы в анодном питании ламп? Что-то неприпомню в этой серии высоковольтных.

Я соединял последовательно и резисторы нагрузочные ставил небольшие – ток 15мА (в первом сообщении я немного ошибся в величине доп.слива) , а БГ на 160В

2Гн не маловата ли критическая индуктивность до прогрева накалов 6БХ7? Или прогрев утром, а "стулья" т.е. анодное вечером? Также интересны твои наблюдения, что меняется в характере звука при увеличении индуктивности?

У учетом размаха токопотребления критическая будет 1,89Гн и предварительный прогрев накала конечно же.


3) Звук Мулларда как, естественно, и других ламп, зависит от года выпуска и завода (к сожалению пока не было времени этот пункт систематизировать). Еще очень хороши Бримар (только сделанные в Британии!), STC, Marconi.
Грязноватый верх? Такого не припомню. Но может быть, что я использовал лампы более старых выпусков. А вот что некоторым при некоторых сочетаниях его ("верха") в Муллардах может не хватать - это да, может быть такое.

«Грязноватость» верха Мюлларда позналась в сравнении обработанным 5Ц3С и обычной JJ. Возможно это проблема конкретного экземпляра. У меня остался только один, последний.



Воевода.

Это «почти» «обычное» «окунание» лампочек в жидкий азот. Пока только так могу сказать :). Но на отработку технологии потратили полтора года и пол сотни светлановских 300В и десятка три других ламп (в т.ч. и этот экземпляр 5Ц3С).

Normann

Моё замечание следующее: качество баса в однополупериоде на порядок лучше, чем в двухполупериоде при соблюдении условий:
- достаточная энерговооружённость трансформатора, конденсаторы фильтра обеспечивающие необх. быстродействие, малое сопротивление ХОРОШЕГО дросселя.

Виноват, забыл сообщить, что все дросселя сохранияют свою индуктивность при изменении тока через них от 10 до 250мА, при токе покоя схемы 105ма и размахе токопотребления +/- 10мА. Приведенное сопротивление анодного транса с учетом ЛАТРов в первичке – 35 ом, индукция в первичке 0,53 Т.

При несоблюдении хотя-бы одного из этох пунктов, двухполупериод будет впереди.

Возможно, я что-то не учел.

.....но к этому нужно прийти осознанно.

Возможно.


С уважением.

Алексей Бурцев
 

Alex Torres

Местный
Ну я могу понять любовь некоторых к кынотронам - все таки экспонат музейный, антиквариат. От одного названия уже должны мурашки пробирать.
Опять же задержку часто можно не делать - пока это ископаемое прогреется, так "уже и не надо".
Да и нормальные ультрафасты не всем доступны, кроме как "выковырянный изюм из булочек", а высоковольные Шоттки, типа Крии - я уже не раз говорил чем плохи.

Это все понятно.
Но вот чего непонятно - в чем кто-то усмотрел "прелесть" однополупериодного выпрямителя? Что пульсации 50гц а не 100? Так это основная гармоника, высших там хватит на весь диапазон.
Что транс подмагничивается? Ну его можно просто больше поставить, как раз в духе "истинного гигантизма", присущего этому форуму :)

Или однополупериодное выпрямление дает лучшую"гармонизацию" сигнала? Тогда непонятны постоянные разговоры об аккумуляторном питании - ведь оно, по идее, должно быть тогда уж еще хуже чем 2-х полупериодное!
Ан - нет!, Люди корячатся с аккумуляторами, а не подозревают что надо лишь пару диодов в выпрямителе выкинуть, "и будет вам счастье!".
 
Сверху

all-audio.problack-job.netkakbik.infomanagement-club.comsafe-crypto.mevse-multiki.comultrasoft.solutions