Оптимальная рабочая точка для лампы 300B

ZugDuk

Местный
У меня лампы, производства SVETLANA.

Я хотел заказать выходные трансформаторы для этих ламп, но намотчик попросил либо полное тех задание, либо рабочую точку для 300Б, либо хотя бы схему, которую я буду копировать.

Мне приглянулась схема NEM 300B, но оптимальные ли в ней режимы?
http://www.shemki.com/schemas/nem300b12.gif

Я собираюсь на SE усилителе слушать тяжелую, динамичную музыку. От этого зависит выбор рабочей точки?
 
Схема NEM300B оптимальна со всех точек зрения (хотя наверняка сами разработчики этой схемы укажут на недостатки :) ), но насчёт тяжёлой динамичной музыки не знаю...

Может, уж лучше что-то низкоомное взять, чтобы получть Rвых = 0,6-0,8 ома для лучшего управления акустикой? Типа 6С19П, 6С41С, ЕС360? :)
 

ZugDuk

Местный
Я слышал, как звучит старая разработка DIM - 6П9+300Б. На любой музыке, кроме металла и электронки она превосходит транзисторные усилители. Вот после того прослушивания я и захотел себе усилок на трехсотках. Сделать его с упором на динамику, и думаю, что нормально будет.
Тут еще такое дело. У меня в колонках будет активная НЧ секция и все, что ниже 150 Гц будет усиливаться транзисторным усилителем с низким Rвых. А СЧ динамик Fostex FE166, думаю нормально уживется с высоким Rвых. Но не смотря на такие условия, я хочу выжать максимум динамики из усилителя на 300-ках.
Кстати я за собой замечал, что люблю больше макродинамику, т.е. мощные глубокие басы, фундаментальную, полнокровную нижнюю середину, и совсем не обязательно, чтобы металлическая музыка полностью раскладывалась на составляющие на средних частотах.

Значит будем копировать NEM300B.
 

DIM

Местный
В теме об "МГ" Ю. Макаров говорил об оптимальной рабочей точке 300В, по его мнению. :) Но в таком режиме с лампы удается снять что-то около 1,5 Вт. На мой взгляд, нагрузка на лампу д.б. не менее 7к, а анодное напряжение - около 400 Вольт. Советую посмотреть даташит на эту лампу, там есть таблицы с режимами и гармониками - очень удобно.
 

ML8

Member
А я как-то провел эксперимент...
Включил 6С4С на транс, который в совокупности с 4-омной акустикой дает около 2К приведенной нагрузки.
Включил. Сначала испугался :)
А потом прислушался, и... оставил! :)
Теперь так и слушаю.
Далеко не все, конечно.
Но отдельные записи звучат замечательно.
Похоже, понравились прямонакальные гармоники моему ушку :D
 
С

Скептик

Guest
Я слышал, как звучит старая разработка DIM - 6П9+300Б. На любой музыке, кроме металла и электронки она превосходит транзисторные усилители. Вот после того прослушивания я и захотел себе усилок на трехсотках. Сделать его с упором на динамику, и думаю, что нормально будет.
Тут еще такое дело. У меня в колонках будет активная НЧ секция и все, что ниже 150 Гц будет усиливаться транзисторным усилителем с низким Rвых. А СЧ динамик Fostex FE166, думаю нормально уживется с высоким Rвых. Но не смотря на такие условия, я хочу выжать максимум динамики из усилителя на 300-ках.
Кстати я за собой замечал, что люблю больше макродинамику, т.е. мощные глубокие басы, фундаментальную, полнокровную нижнюю середину, и совсем не обязательно, чтобы металлическая музыка полностью раскладывалась на составляющие на средних частотах.
Значит будем копировать NEM300B.

А вот и надо отслушивать схемы именно на "металле"! Усилитель, неспособный отыграть "металл", собирать не следует.
Хороший ламповый усилитель должен справляться с любой музыкой.
 
С

Скептик

Guest
Схема NEM300B оптимальна со всех точек зрения (хотя наверняка сами разработчики этой схемы укажут на недостатки :) ), но насчёт тяжёлой динамичной музыки не знаю...
Может, уж лучше что-то низкоомное взять, чтобы получть Rвых = 0,6-0,8 ома для лучшего управления акустикой? Типа 6С19П, 6С41С, ЕС360? :)

Не смешите:диодный выпрямитель (для вых.каскада), гасящие (звук:)резисторы в катодах и в б.п.(пусть и "Рикен Ом"), злоупотребление конденсаторами "Блэк Гейт", спорный подход к проектированию трансформаторов, непоследовательность в организации смещения(оно и понятно - коммерческий подход) - батареи стоило применить и во втором каскаде, повышающий межкаскадный, предельный режим 6Э5П, сложная схема плавного старта...
Можно добавить к сему скорбному списку пренебрежение звуком как таковым - на фотографии изображен т.н. "Тестовый диск".


Г-н Шалин, вопрос поставлен по-другому:) Вот режим 300В выбран правильно, хотя и с коммерческим душком(лампа дольше живет), но в этом заинтересован и покупатель.
"Управление акустикой" - тема отдельная, есть любители "токового управления", да и акустика разной бывает.
 
С

Скептик

Guest
В теме об "МГ" Ю. Макаров говорил об оптимальной рабочей точке 300В, по его мнению. :) Но в таком режиме с лампы удается снять что-то около 1,5 Вт. На мой взгляд, нагрузка на лампу д.б. не менее 7к, а анодное напряжение - около 400 Вольт. Советую посмотреть даташит на эту лампу, там есть таблицы с режимами и гармониками - очень удобно.

За что люблю Юрия Макарова - его мнением так приятно манкировать.
 

wizard

AUDIO Team
Предложенные мною два режима для 300В таковы:

Uo = 330 V; Io = 50 mA; Uco = - 70 V; Ra = 7,58 kOm; P~ = 3,5 W;
При этом Альфа = 6,9.

Второй режим по постоянному току неизменен, но отличается только
величиной Ra = 25,22 kOm, что позволяет получить Альфа = 23, но
мощность при этом, разумеется, меньше = 1,26 Вт.

Уверяю, что последний вариант переиграет первый с лёгкостью,
если Алексей Шалин возьмется сделать к такому режиму ТВЗ. :)

Амплитуда тока в первом режиме 30 мА, а во втором = 10 мА. :)
Поэтому правильнее взять три штуки 300В, но включить при Альфа = 23.

При Альфа = 23 будет прекрасный звук на "металле" и на любых группах похожих прямоугольных импульсов, следующих с любой частотой и скважностью. :)
 

ZugDuk

Местный
Тут такое дело. Выходник под режимы wizard-a мне скорее всего не намотают. Приходиться мириться с неизбежным.

Скептик
А вот и надо отслушивать схемы именно на "металле"! Усилитель, неспособный отыграть "металл", собирать не следует.
Хороший ламповый усилитель должен справляться с любой музыкой.
Эх. Мечтать не вредно. Но суровая правда жизни говорит о другом. Не играют обычные однотактники металл. Правда усилители, построенные по идеологии Юрия, я еще не слышал.

Не смешите:диодный выпрямитель (для вых.каскада)
Я думаю, что такому усилителю будет нормально 2x5Ц3С (по одной штуке на канал).

гасящие (звукрезисторы в катодах и в б.п.(пусть и "Рикен Ом")
А можно без них?

спорный подход к проектированию трансформаторов, непоследовательность в организации смещения(оно и понятно - коммерческий подход) - батареи стоило применить и во втором каскаде
Я бы и сам лучше хотел батарейки, но там 80 вольт. Таких батареек не бывает.

повышающий межкаскадный, предельный режим 6Э5П
Я думаю, что предельный режим 6Э5П как раз ради звучания, а повышающий транс - компромис, необходимый для достижения вменяемой чувствительности (2.7В p-p). У меня тоже будет такой же 1:1.4 межкаскадный транс. Он уже намотан. Но 6Э5П мне придется загонять в ультралинейный режим. Иначе чуйки не хватит. (входной сигнал у меня планируется 1В p-p)

Вот режим 300В выбран правильно, хотя и с коммерческим душком(лампа дольше живет), но в этом заинтересован и покупатель.
Ну вот раз правильно, значит его и оставим. Как я понял, этот режим такой, когда уже есть какая то динамика, но усилитель еще не превращается в монстра.



Не могу определиться с силововым трансом.
Анодный понятно будет отдельным от накального. А обмотки, которые для смещения трехсоткам, их в какой транс лучше определить? В анодный или накальный?

Для левого и правого канала лучше свои обмотки или можно от одних и тех же питаться?

Какой кенотрон выбрать для смещения трехсоткам?
 

Oleg

Эксперт
Если выходник будет мотаться на ПЛ, рекомендую вторичку выполнить так, чтобы при последовательном включении половинок вторички получалось Ra=6кОм, а при параллельном - 24кОм. Во втором случае, кроме высокого "альфа", ещё и полоса раза в три расширится и потери в меди в 4 раза уменьшатся. Станет реально достижим КПД 99%
 

Tommy

Местный
Тут такое дело. Выходник под режимы wizard-a мне скорее всего не намотают. Приходиться мириться с неизбежным.
А что так? В чем проблема сделать транс с Ктр=55 для 8 Ом и 77 для 4-х?
 
Да нет, это совсем не трудно.
Трудно добыть такое железо, чтобы адекватно подходило под вариант, предложенный выше Олегом.

Но, порывшись в чулане, пару подходящих подковок я всё же разыскал :)
 
С

Скептик

Guest
2ZugDuk:
предлагаю компромисс:
1)схема НЭМ
2)кенотронный БП
3)6Ж43П вместо 6Э5П
4)батарейное смещение выходного каскада - набрать из: http://www.gpforce.ru/catalogue/battery/032.htm

ЗЫ "Металл" отыграет конкретно, однако АС потребуются соответствующие...
 
С

Скептик

Guest

Господин Бурцев, да не переживайте Вы - с коммерческой точки зрения все нормально, даже здОрово: хорошую продукцию штампуете за адекватные деньги! Но здесь обсуждается лучший усилитель(т.е. изготовленный самостоятельно, с учетом личных музыкальных пристрастий) - давайте предоставим человеку объективную информацию (т.е. свободную от технологических/экономических ограничений серийного производства и маркетинговых изысков)!
 

DIM

Местный
Ха, господин Скептик, как жаль, что Вашим мнением никому манкировать не удасться...
P.S. Кстати, Вы читали в правилах, что ботов создавать запрещено, или Вы под правила не попадаете?

Евгений, звякните мне на выходных, возможно будет возможность послушать усилитель "в идеологии Ю. Макарова" :):):)
 

Бурцев

Эксперт
Не смешите:диодный выпрямитель (для вых.каскада),

При замене п/п на кенотроны, даже сдвоенные, для сохранения низкого внутреннего сопротивления БП (читай динамики) необходимо применение очень низкоомных дросселя и анодного транса. Т.к. для получения полной симметрии половинок обмоток желательно применить ПЛ магнитопровод, габариты этого транса будет большими.
При сохранении емкостей фильтра в 800мкФ (но желательно увеличить хотя бы вдвое) и индуктивности дросселя в 8,5Гн, сопротивление БП необходимо сделать не менее 210ом и не более 220 ом :) , что при сдвоенных 5Ц3С потребует получение активного сопротивления дросселя в сумме с приведенным сопротивлением анодного транса около 100-120 ом


гасящие (звук:)резисторы в катодах

Катод 6Э5П сидит на земле, а катод 300В на земле через проволочный балансировочный резистор сопротивлением 15 (пятнадцать) ом, т.е. для катодного тока это сопротивление равно 15/4 = 3,75 Ом – и это криминал???

гасящие (звук:)резисторы .... в б.п.(пусть и "Рикен Ом"),

Для ламп с высокой крутизной и низким Ri, коей является 6Э5П, при жестко фиксированном смещении (батарейка), необходимо дополнительное сопротивление БП по постоянному току, что бы из-за изменения сетевого напряжения, ток через лампу менялся в минимально возможной степени.

злоупотребление конденсаторами "Блэк Гейт",

На схеме, на которую ссылаются, их всего десять корпусов на оба канала.

спорный подход к проектированию трансформаторов,

Ну, в аппарате можно применить и трансы других производителей, но крайне желательно, с минимальным r1.

непоследовательность в организации смещения(оно и понятно - коммерческий подход) - батареи стоило применить и во втором каскаде,

Батарейки для смещения выходного каскада не рекомендуется применять из-за необходимости стабилизации режимов 300В из-за гуляния сетевого напряжения. Т.е. при сопротивлении БП в 220 ом и r1 выходного транса 65 ом, при смещении от батарей, при изменении сетевого напряжения на 5% даст изменение тока 300В на величину, равную 505*0,05/(220+65+700+3,75) = 26мА, что составляет 32% от тока покоя. Если же смещение «привязано» к сети, то при таком же изменении сети, изменение тока будет равно (505*0,05-86*0,05*3,85)/(220+65+700+3,75) = 8,8 мА, или 11% от тока покоя. Да и при работе с токами сетки спокойней на душе.

повышающий межкаскадный,

Тока 6Э5П с лихвой хватает, чтобы прокачать все паразитные емкости

предельный режим 6Э5П,

Живет правда недолго, но «звучит» лучше. Наверное еще лучше будет применение 6Ж43, но разброс у этих ламп потребует отбора порядка 2 из 20

сложная схема плавного старта...

:) На схеме нарисован простой прямоугольник с контактам внутри

Вот режим 300В выбран правильно, хотя и с коммерческим душком(лампа дольше живет), но в этом заинтересован и покупатель.

Живут «Светланы» к сожалению недолго – катод провисает и отваливается.


Алексей Бурцев
 

Tommy

Местный
Бурцев
Ну стебается просто аккаунт, а вы так всерьез отвечаете... :)
 
Просто Алексей Бурцев добрый, вежливый и положительный :) ...
 
Сверху