ОСМ-0.63 - лучшее железо из легкодоступных?

  • Автор темы DSD

DSD

Местный
Почитал статьи и FAQ по ОСМ.
Вроде и лучше Хаммонда не говоря о ТС и прочих?
А правда что правильно намотанный транс звучит на уровне фирменных стоимостью нескольких тыс уе? Где то тут прочитал что так себе намотанный любительский транс можно сравнить с фирменным за $1500.
Вопрос в теме топика:D
 

victorvvo

Member
Ценю Ваш оптимизм :D "Так себе", конечно, у каждого свое, но технология или есть или ее нет... Как правило, невозможность в точности соблюсти определенную технологию (что характерно для "любительских" условий) приводит к плохой повторяемости изделий...
Что же касается "правильно намотанного" трансформатора -- то это уже не "любительский".
Для правильной намотки как минимум, нужен "правильный" провод и некоторое впомогательное оборудование, умение пользоваться которым предполагает определенный "профессионализм" :D
 
ОСМ-0,63 - наиболее удобное железо из доступного.
Сечение - квадрат 5*5 см. Окно - 3*9 см.
Можно разместить довольно объёмную обмотку и соответственно получить высокий КПД.
 

U.L.F.

Местный
Заметил такую странную, на первый взгляд , тенденцию у магнитопроводов ОСМ. Чем больше сердечник с габаритными размерами берёшь, тем хуже у него состыкуются подковы( или это мне так не везло на сердечники...). При сборке такого транса получается огромный паразитный зазор, для ламп с большим током(6С18С,6С33С), это конечно не так страшно, но вот при использовании даже 6С19П жалко сжираемую этим зазором индуктивность...:(
 
Да, у ОСМ трансов хорошие конструктивные постоянные, соотношение между сечением, длиной силовой линии и площади окна. ПЛ в этом смысле заметно проигрывают.
Оптимизма по поводу самомотных трансов не разделяю. Без, хотя бы, нормального укладчика витков, сделать два одинаковых транса не получится.
 
Да, ОСМ требуют жесточайшего отбора (я им постоянно занимаюсь).
Заметил: примерно 3 из десяти сердечников в целом пригодны к намотке ( в первом приближении), остальные - фтопку.

Но и из оставшихся надо подбирать пары... Так что задачка не из лёгких! :(

Обычно ОСМы до начала 80-х (до 85-го примерно) вполне хороши и по параметрам и по качеству железа. После 91-го года - вообще барахло. 2000-х - ужасны! Особенно "умиляет" обработка напильником краевых заусенцев современных ОСМ и нелепая заливка их лаком... И это они с завода приходят в таком виде...
 

U.L.F.

Местный
... Без, хотя бы, нормального укладчика витков, сделать два одинаковых транса не получится.
При недостатке умения и укладчик витков не помогает. А после намотки даже десятка трансов, руку набиваешь так, что укладчик уже и никчему( не помешает конечно , но если его нет , то это не помеха...)виток к витку и пальцами укладывается идеально, причём пальцы очень тонко чувствуют натяг провода, но конечно по времени дольше получается...
 

U.L.F.

Местный
Да, ОСМ требуют жесточайшего отбора (я им постоянно занимаюсь).
Заметил: примерно 3 из десяти сердечников в целом пригодны к намотке ( в первом приближении), остальные - фтопку.
Но и из оставшихся надо подбирать пары... Так что задачка не из лёгких! :(...
Да, Алексей, задачка действительно не из лёгких... если ещё учесть, что у нас в городе, на рынке,стоимость транса ОСМ 0,63 около 700-800руб., причём состояние сердечника видно только после разборки...так-что если их небольшая кучка в чулане не пылится, то с покупкой пары штук можно элементарно влететь :roll: .
А вот с "мелкими" ОСМ (до 0,25) дела гораздо лучше.
 

DSD

Местный
Есть опыт перемотки вторичек у сетевых трансов и опыт намотки разных катушек и даже транса на кольце для автоусилителя так что не первый раз:) Укладчик будет.
 

DSD

Местный
То есть если я позвоню в какую нибудь контору по продаже эл оборудования или на электрозавод что на Бауманской, то с высокой вероятностью куплю плохие трансы?;(
 

U.L.F.

Местный
Вполне вероятно, что так и будет... Причём конторы по продаже электрооборудования продают их , мягко скажем, дороговато... Лучше у бомжей на блошадном рынке поискать... если и влетите, то ,хоть , на меньшие деньги... Я , идя по такому пути , из трёх трансов отобрал два на выходные, третий пока лежит, у него зазоры между подковами до 0,8мм... Может когда силовик на нём сделаю, а зазор попробую эпоксидкой с ферритовым попрошком убрать.
 

Вложения

  • ??? ????? ?????????.jpg
    66 KB · Просмотры: 286
На днях заимел ОСМ-0.25 с целью перемотать по силовик. С сердечником всё прекрасно, но лак!! Еле отвернул все винты - но это фигня! Вот когда стал сматывать катушку, изматерился весь - с проводов слетает изоляционный лак, оттого, что всё было пропитано каким-то г**ном и застыло намертво! Провод-то хороший, для силовика прямо вот то что нужно, но изоляция слетает! Посответуйте, может в спирте/ацетоне/бензине каком-нить вымочить? А то придётся ведь ещё и новый провод закупать, вещь не из дешёвых!
 

DIM

Местный
Покупайте новый провод - сбережете нервы. :)
 

U.L.F.

Местный
Мои ОСМ 0,63 были залиты "насмерть". Отмачивал я их комплексно, в течение недели( на лоджии). Отрезал 5-ти литровую бутылку, наливал в неё по поллитра ацетона и поллитра растворителя 646. Транс погружал в эту адскую смесь на 2дня. потом доставал и, там же на лоджии( дома это делать невозможно из-за жуткой вони) спокойно разбирал, остатки лака снимал ножом и вытирал тряпкой... результат виден в моём предъидущем посте. Кстати провод не пострадал, после протирки ветошьюон был аккуратно смотан в бухточку и отложен до лучших времён...но использовать такой провод, всё-таки, надо аккуратно.
 

EduardR

Местный
Мои ОСМ 0,63 были залиты "насмерть". Отмачивал я их комплексно, в течение недели( на лоджии). Отрезал 5-ти литровую бутылку, наливал в неё по поллитра ацетона и поллитра растворителя 646. Транс погружал в эту адскую смесь на 2дня. потом доставал и, там же на лоджии( дома это делать невозможно из-за жуткой вони) спокойно разбирал, остатки лака снимал ножом и вытирал тряпкой... результат виден в моём предъидущем посте. Кстати провод не пострадал, после протирки ветошьюон был аккуратно смотан в бухточку и отложен до лучших времён...но использовать такой провод, всё-таки, надо аккуратно.

Удивительно, что Вам удалось добыть провод невредимым. Я заметил, что по-крайней мере некоторые виды лака на проводах боятся даже горячего спитра - изоляционный лак набухает, морщится и очень легко в этот момент снимается механически ( протирка тряпкой, например).
А смесь ацетона с 646 растворителем куда как будет позлобней спитра...
Для разборки ОСМ не надо вымачивать их в растворителях. Их надо просто прогреть - вот и все. Уже не раз про эту тему тут писали ищите поиском.
 

U.L.F.

Местный
Их надо просто прогреть - вот и все. Уже не раз про эту тему тут писали ищите поиском.
Да, ещё я читал, что эффективно замачивать в кипятке...
Но тут дело в том, кому какой метод кажется эффективнеее... Я, например, прогревом ничего не добился... может слабо грел, но не в костёр же его кидать. Что касается провода, на котором от спирта отваливается изоляция, то такому проводу путь один - на помойку... ОСМы вообще хорошим проводом намотаны, обычно ПЭТВ2, он спирта и ацетона не боится( по крайней мере в тех трансах, что приходилось разбирать , не боялся... правда тонкий провод , я для повторного использования никогда не оставляю...).
 
Купил новый провод, сэкономил нервы :)
Теперь мотаю. Уже намотана 220в обмотка.
Обязательно ли после намотки катушки проваривать в `компаунде`?
Может ли трансформатор БЕЗ пропитки/проварки не гудеть при работе?
 

U.L.F.

Местный
... Уже намотана 220в обмотка.
Так Вы силовой транс мотаете??? Компаундом можно и не пропитывать... тем более , в домашних условиях, без вакумной камеры ,Вы его всё-равно, как следует и не пропитаете( не затечёт внутрь обмоток компаунд...). Но, естественно , послойная пропитка(при намотке) пойдёт трансу только на пользу... можно, конечно и проварить в смеси воск-парафин... хуже не будет. Чтоб не гудел, торцы подков надо проклеивать и следить , чтоб небыло отслоения ленты в подковах(если есть проклеивать перед сборкой, стягивая струбцинами).
 

DSD

Местный
Купил новый провод, сэкономил нервы :)
Теперь мотаю. Уже намотана 220в обмотка.
Обязательно ли после намотки катушки проваривать в `компаунде`?
Может ли трансформатор БЕЗ пропитки/проварки не гудеть при работе?
Зачем надо было первичку сматывать? Она не годится?
 
Сверху