Особенности пентодного включения

  • Автор темы dines
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.

dines

Местный
Здравствуйте!
Делаю усилитель по схеме:
http://www.audioworld.ru/DIY/Tubes/ampl_13.html
Есть принципиальный вопрос: в данной схеме включение выходной лампы триодное. Как правильно перевести (для увиличения мощности) в пентодное?
Я так понимаю что триодное включение - это когда экр.сетка подключается к аноду, а пентодное - к питанию? Если так, то есть два варианта, либо экр.сетку подключать через тот же резистор на другой контакт выходного транса (т.е. на питание), либо подключать на питание прямиком (т.е. без ризистора). Какой вариант что даёт и почему?

п.с.
Очень прошу не просто сказать: "..делай так..", а объяснить (по возможности подробно), т.к. мне это просто очень интересно и нужно знать вообще!! (Видимо при изучении ламп этот момент я упустил..)
 

Fakel

Местный
В триодном режиме, резистор порядка десятка ом нужен для устранения возбуждения лампы на ВЧ.
В пентодном, он не нужен, но лучше оставить для надежности.
Некоторые лампы не допускают подачу на экр сетку такого же высокого напряжения, как и на анод. Поэтому для них резистор будет чуть побольше, от килоома до десятка.
Лучше подключать сетку не напрямую к питанию, а через RC - фильтр (R - сотни ом, С- десятки, сотни мкФ.)
От этого же фильтра можно питать и предв. каскады
 

Polivanov

Местный
У Вас какая Выходная лампа? Если 6П13С, то переводить в тетрод не следует, там и так около 4 Вт в триоде, если не ошобаюсь. А если 6П3С, 6П7С, Г807- посмотрите в файловом архиве схему на Г807 от Манакова.
 

dines

Местный
Лампа 6L6, по этому и захотел увеличить мощность.. Самое интересное что если без резистора подключать э.сетку на питание, то напруга на ней ведь ещё больше анодной будет!! (при том что по всем правилам этого не должно быть), НО видел схемы, где именно так и сделано (Фендер Чамп, модель 5е1, правда там 6V6)

Про RC-фильтр учту, спасибо!
 
Пентодное включение однотактного усилителя имеет несколько проблем.
1. Высокий выходной импеданс лампы в таком включении, делает усилитель близким к ИТУН-у Это может быть хорошо в СЧ-ВЧ диапазоне, но в НЧ будут проблемы.
2. Пентод можно закрыть полностью и он размыкает выходной трансформатор. Если до этого шел достаточный ток, то трансформатор может прошить высоким напряжением.
3. Опять таки высокий выходной импеданс не шунтирует выходной трансформатор, от чего АЧХ его может быть очень кривая в ВЧ области, а в НЧ области наблюдается значительный завал.

Отдельно про экранную сетку. Ток ее должен быть ограничен, поскольку мощность, которую можно на ней рассеить не велика. Когда напряжение на аноде заметно ниже напряжения на экранной сетке, то сетка перехватывает на себя много электронов. Потому надо использовать либо RC фильтр на экранную сетку, либо RC+стабилитрон.
 

Polivanov

Местный
Для 6L6GC допустимые напряжения побольше, чем для 6П3С. То, что на экранной сетке больше, чем на аноде- ну и что. Согласно тому даташиту, что у меня 6L6GC (именно с такой надписью) держит 450В экранного и 500В анодного. Так что не беспокойтесь. Но резистор оставте, надежнее. Еще рекомендуется в тетроде параллельно первичной выходного тр-ра вклюсить RC цепь 5кОм, 0,01мкФ
 

ВКН

Местный
Пентодное включение наверняка потребует применение ООС, хотябы 3-6дб.Да,и выходной трансформатор покруче. Про предпочтение стабилизации меня опередил Константин.Советую найти и изучить статью Rankin`а про 807-тетрод SE.
 

dines

Местный
Спасибо за советы! обязательно учту.
Кстати, зыбыл подробней описать будущий усилитель: лампа 6L6WXT, выходной транс TW6SE, усилитель будет в гитарном комбо.

Т.е. насколько я понял, ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ разница между триодным и пентодным включениями - это именно к какому контакту первички цеплять э.сетку (к аноду или к питанию). А резистор или RC-фильтр - это уже для целей надёжности, безопасности, подавления всяких фонов и т.д. ??
 
Т.е. насколько я понял, ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ разница между триодным и пентодным включениями - это именно к какому контакту первички цеплять э.сетку (к аноду или к питанию). А резистор или RC-фильтр - это уже для целей надёжности, безопасности, подавления всяких фонов и т.д. ??
В общем - да. В частности, напряжение на второй сетке часто не равно анодному и надо использовать отдельный источник.
 

Fakel

Местный
Не совсем так. Принципиальная разница - подается или нет на экр сетку напряжение местной ООС, один из вариантов ее организации - прицепить экр сетку к аноду.
Если имеется транс с 2мя первичными обмотками, одну можно завести на пентод, вторую на экр сетку, при этом напряжение на сетке может быть ниже чем на аноде, если лампа того требует. Однако включение будет по-прежнему триодным. Другой вариант - подключить сетку к аноду через конденсатор, а постоянку подавать через источник тока (в идеале), или через дроссель/резистор (реально.)
 
Если имеется транс с 2мя первичными обмотками, одну можно завести на пентод, вторую на экр сетку, при этом напряжение на сетке может быть ниже чем на аноде, если лампа того требует. Однако включение будет по-прежнему триодным. Другой вариант - подключить сетку к аноду через конденсатор, а постоянку подавать через источник тока (в идеале), или через дроссель/резистор (реально.)
Конечно, но решение со второй обмоткой порочно, причем это даже видно в симуляторе, а не только на слух. В том же УЛ включении исползуется автотрансформаторная запитка, и то есть проблемы с фазовыми набегами. Запитывать от ИТ плохо, средний ток потребления по второй сетке сильно зависит от сигнала, запитка должна быть жесткой, но с ограничением тока.
 

dines

Местный
Понятно, и вот ещё что интересует (подразумевается переключатель триод/пентод):

1. Можно ли переключать режим работы триод/пендод при работающем (играющем) усилителе?
2. Что будет, если на экр.сетку вообще ничего не подавать?

3. Максимальная ток первички транса TW6SE состовляет 80мА, а ток покоя лампы 6П3С - 70мА. Так вот, при усилении звука ведь размах тока будет явно больше 10мА (разница 80-70), так как же соотносятся эти токи не вредя выходному трансу?? Понятно что 70мА это постоянный ток, а ток при усилении сигнала переменный, но всё равно не совсем понятно..
 

Fakel

Местный
1. Можно
2. Лампа будет почти закрыта. Открыть ее можно, подав положительное напряжение на упр. сетку. Однако сеточный ток - это большой гемор. Для ламп с большой крутизной этот ток превысит анодный еще до того, как лампа полностью откроется. Можно подавать сигнал на экр сетку, в ряди усилков (в т.ч. и на аудиопортале) это практикуется
3. Ток максимален в один полупериод колебания и минимален в другой. За счет тепловой инерции транс не успевает сгореть. Это нормально
 

dines

Местный
Большое спасибо за ответы!
 

Пермяк

Местный
Большое спасибо за ответы!
"Спасибо" тут говорить совершенно не за что.

Я случайно зашёл на эту заброшенную тему. И начитался всякого окололампового бреда.

Казалось бы, топикстартер задал совершенно простой вопрос: как перевести в пентодный режим каскад на псевдотриоде 6П3С/6П13С ?

И началось:
Пентод можно закрыть полностью и он размыкает выходной трансформатор. Если до этого шел достаточный ток, то трансформатор может прошить высоким напряжением.
В правильно выполненном включении "закрыть полностью" пентод, КАК И ТРИОД, можно только подачей на его сетку сигнала с амплитудой, в несколько раз превышающую Ucm. И при подключенной нагрузке ничего подобного не произойдёт!
Отдельно про экранную сетку.
Вот тут будет самое интересное. Читаем:
Ток ее должен быть ограничен, поскольку мощность, которую можно на ней рассеить не велика.
Полвека производители звуковой аппаратуры ВСЕГО МИРА делали однотакты, подключая экр. сетку напрямую к +Еа, и без всяких "ограничителей"! ( см. аттач, рис.1).
Когда напряжение на аноде заметно ниже напряжения на экранной сетке, то сетка перехватывает на себя много электронов.
Как точно и ёмко сказано: "много электронов". А можно ли узнать, СКОКА - много? Если бы коллега посмотрел на ВАХи , он бы очень точно мог увидеть, не количество электронов, конечно, а значения токов анода и той же экр. сетки, а также определил бы, что в любом из типовых режимов указанное явление ни к чему катастрофическому не приведёт.

Мало того, что подключение сетки к +Еа является типовым включением для звуковых ламп, вполне допустим режим, когда Ес2 БОЛЬШЕ, чем Еа. (см. аттач, рис.2: Ес2= 250 В, Еао=180 В).

Давайте-ка, уважаемые опытные коллеги, будем консультировать пачинающих тщательнЕе!
 

Вложения

  • ??????? ???????? ?? ???????.JPG
    25.7 KB · Просмотры: 34
  • ??? ?????? ??2.JPG
    114.1 KB · Просмотры: 55

Гэгэн

Active member
Спасибо, Леонид.
Я тоже наткулся на эту тему поздновато.
Имхо, оставить твоё сообщение, ВКН и Поливанова.
Остальные перенести в "Околамповый флейм", или открыть тему "Пляски с бубнами".
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху