Пентодная палата

Пермяк

Местный
6П14П Кг=f(Uc1)

to BTV
Вот ещё один пример
 

Вложения

  • 6?14? ??=f(Ug1).GIF
    79.1 KB · Просмотры: 119

BTV

Местный
А зачем Вам её получать? Обычно от неё стараются избавиться. В пентоде она, как правило, бывает побольше.
Спасибо! Для отдельного "исказителя". Но, похоже, что не буду делать. Обстоятельства прослушивания несколько изменились.
 

BTV

Местный
Добавлю. Я сейчас слушаю каменный ИТУН и, что интересно, уже у двух закоренелых ламповиков он не то, что не вызвал отвращения, но даже понравился. Смотрел спектр его искажений (по напряжению) - это очень похоже на пентодные искажения или двутактного усила. Присутствует и вторая гармоника, особенно при увеличении громкости. По току же (а именно током управляются динамики) искажений нет вообще. И все мы (ламповые души) не смогли охарактеризовать его звучание, как транзисторное. Это что-то другое. Я очень люблю лампы, но слушаю его и сам удивляюсь - всё, что мне нужно было от ламп, он выдаёт на гора. Причём с огромным бонусом. Поэтому делать ещё добавку гармоник (как я планировал), на данный момент, мне представляется лишённым смысла.
 

Пермяк

Местный
Kг = f(Ra)

Коллеги.
В теме "Выходное сопротивление пентода" (раздел "Техподдержка для начинающих") завязались дебаты по поводу определения Ra пентода. Там этот вопрос перешёл в офф-топ, поэтому продолжить (или закончить) дебаты предлагаю здесь, в Пентодной палате.

Мне, ИМХО, удалось объяснить, что обобщающие, статистические сведения из книг о том, что для пентодов Ra ~ 0,1Ri (или др. значениям), не могут быть использованы для расчёта Ra при разработке. Необходим, всё-таки, конкретный расчёт, по характеристикам.

Так как на ряд вопросов я не ответил, то дополню сказанное.

Одним из недостатков пентода считают так называемую S-образность его проходной характеристики (см. вложение 1). На рисунке чёрным цветом изображены нагрузочная прямая и, слева, построенная по точкам собственно проходная характеристика (для абстрактного пентода).
Нагрузочная прямая проведена ОПТИМАЛЬНО, т.е. для получения максимума Рвых и минимума СУММАРНОГО Кг. В этом случае виден загиб проходной характеристики в верхней её части, придающий кривой линии
вид буквы S. Этот загиб в основном и даёт 3-ю гармонику.

Если мы немного повернём нагрузочную прямую вокруг точки покоя (красная линия), то увидим, что загиб на проходной характеристике исчез. Это значит, что и 3-я гармоника стала существенно меньше. Естественно, не бесплатно - возросла 2-я гармоника и суммарный Кг.
Несколько снизилась Рвых.
БОЛЕЕ КРУТОЙ НАКЛОН НАГР.ПРЯМОЙ ОЗНАЧАЕТ, ЧТО МЫ УМЕНЬШИЛИ Ra.

Для конкретной лампы всё сказанное иллюстрирует вложение 2. На этом рисунке мы видим, что оптимальным для пентода являлось бы Ra=3600 Ом.
Но, идя на некоторые жертвы в виде снижения Рвых и увеличения суммарного Кг (в основном из-за 2-й гармоники), мы снизили третью гармонику, что является более благоприятным для звука. Ra в этом случае мы задаём равным 2500 Ом. Кстати, режим с Ra=2500 Ом есть в даташите на лампу. Не я его придумал!:D, тогда тоже понимали в качестве звука.
 

Вложения

  • ????????? ??????????????-2 ?? ?????.JPG
    27.7 KB · Просмотры: 146
  • 5881 K? ? Pout = f(R?) - 2.JPG
    71 KB · Просмотры: 220

Eugen Komissarov

Местный
Опять же - нагрузка пентода в выходном каскаде складывается из активной, приведенной через Ктр и Реактивной (индуктивность бмотки) составляющей.

Приведенные выше графики справедливы для того случая, когда преобладает активная составляющая - т.е. СЧ.
На НЧ реактивность "садится" параллельно нагрузке и нагрузочная линия ещё сильнее поворачивается. И это надо учитывать.
 

J.Impro

Местный
на 609. Алексей, отвечу здесь, личка переполнена.

Кто знает как дрыгает динамик с разомкнутыми выводами, когда рядом звучит его товарищ, будет переживать и сомневаться: А что он нам несет!?
Часть восторженной инфы можно слить на горячие паяльники...среди итунцов все же больше радиолюбителей. А есть ли меломаны, ищущие искус не в новизне звуков, а в их комбинации?
Хотел бы я знать, что же говорит говоритель лишенный всякой ответственности за сказанное?! Пример со свободной журналистикой - врать легче, читать интереснее, первые годы, потом правды хочеться как воздуху..
Засомневался я, однако, а уж было руку к паяльнику протянул.
 

Пермяк

Местный
На № 611.
Евгений, ну конечно всё будет так, как Вы говорите. При условии, что разработчик "пролетел" в выборе индуктивности первички. Но метод учёта влияния "пролетаемости" разработчиков, а также состояния их головок "после вчерашнего", в учебниках отсутствует, я об этом и не пишу. Не хочу выдумывать. Кстати, Вы ознакомились со статьёй Эфрусси в "Радио" №8, 1968 о последовательном соединении динамиков?
 

nickk

Member
А для пентода без ОС индуктивности первички нужна такая же как и для триода(при одной и томже Ra) ?
 

Eugen Komissarov

Местный
На № 611.
Евгений, ну конечно всё будет так, как Вы говорите. При условии, что разработчик "пролетел" в выборе индуктивности первички. Но метод учёта влияния "пролетаемости" разработчиков, а также состояния их головок "после вчерашнего", в учебниках отсутствует, я об этом и не пишу. Не хочу выдумывать. Кстати, Вы ознакомились со статьёй Эфрусси в "Радио" №8, 1968 о последовательном соединении динамиков?

Как говорил наш физик "Мне не нужно, чтобы вы помнили формулы, мне нужно, чтобы вч понимали происходящие процессы, тогда любую формулу вы выедете за пчть минут и все посчитаете".

ПОэтому, изучая любой вопрос, я изучаю происходящие поцессы, и потом сам для себя вывожу формулы и работающие расчетные методики.
ПОсчитать одно и то же можно десятью методами.

До Эфрусси я пока не добрался, это на данный момент непервоочередно :)
 

BTV

Местный
на 609. Алексей, отвечу здесь, личка переполнена.

Кто хотел, мне написал и в личку. Там всегда есть резерв.

Засомневался я, однако, а уж было руку к паяльнику протянул.
Паяльник горячий. Пары свинца вредны для здоровья. Лучше не паяйте. :D

А, если по-делу, то ток через динамик строго определён. Его индуктивность - учтена. Подъём на басах на частотах резонанса - очень соответствует типу оформления - открытый ящик. Подстройка звука - индуктивность. И самое главное - это ежесекундно вызывает интерес к прослушиванию. Что в цифре, что в виниле.
 

Пыхтеев Олег

Ветеран
Ламповые реалии: 10Вт-10%, 100мВт-1%, 1мВт-0,1%
10%-скорее общие при максимуме,1%-2я и может чуть 3я гармоники, 0,1%-только вторая.
Сейчас слушаю EL84 + 6н9с.Это продолжается всего неделю,на первых двух трёх минутах пытаюсь по привычке услышать какие-либо искажения,но безуспешно.Триоды просто потухли(хотя ранее многое переиграли).На последнем пентоднике опробовал 4-е варианта трансов(пристрелка),просто по расчётам не интересно,тем более намотки разные классика,в одном направлении или встречные.Но вот загадка;рядом близко подобный на 6п3 (50г.в.)пока не звучит.Попробую заменить на 6п6с,и намотаю пробных трансов(два за 8ч.)Схема необычная, описывать не стану,но пентоды-чудо.Подскажите,у вас большой опыт,какую лампу выбрать,мощность не интересует,чуствительность АС 102dB,главное-звук.
 

Пыхтеев Олег

Ветеран
Довольно дорогой вариант,но если учесть как они звучат в Quad стоит задуматься.Спасибо за дельный совет.
 

Lynx

Местный
Да, коллега, не копейки, но из тетродов/пентодов небольшой мощности, имхо, the best.
Надо учесть ряд немаловажных моментов. Во-первых, "не все КТ66 одинаково хорошо звучат". Выпускалось более 15 подвидов этой лампы, большинство из которых являлись лишь разновидностями электродных систем 6L6GB/GC. Настоящими КТ66 можно считать лишь лампы производства Marconi, Osram, GEC, ранние выпуски КТ66 завода "Рефлектор" (с коробчатым анодом). Именно эта конструкция имеет наибольшие межэлектродные расстояния из всех тетродов/пентодов малой и средней мощности и наиболее линейные характеристики.
 

J.Impro

Местный
Дмитрий, а вы, как будто однотактников на пентодах не строите?
М.б и ,правда, на пентодах только двутакт?
 

Lynx

Местный
Не пытаясь спорить и отстаивать свое мнение с пеной у рта :), скажу, что мне вообще двухтактники нравятся больше, что на тетродах, что на триодах. Хотя, был грех :), делал однотактники, в том числе и тетродные (Г807, ГУ72)
 

Пыхтеев Олег

Ветеран
А РР с общей ООС или всё же без неё? Предпочтение классике или сочетание лучшего,может быть своего.
 

Lynx

Местный
С ней, родимой. Без нее выходное сопротивление слишком высокое, и в результате - сильная неравномерность АЧХ по звуковому давлению при работе на типовые АС. А какие - либо специфические АС придумывать не хочется (да и не можется ввиду отсутствия собственного мебельного производства), особенно, когда существуют промышленные, удовлетворяющие моим требованиям.
Что-то принципиально новое придумать в двухтактном усилителе сложно (да и нужно ли?), а вот несколько усовершенствовать схемы, созданные за последние 60...70 лет с учетом современных технологических возможностей вполне...
 

Пыхтеев Олег

Ветеран
Чуточку Квода,добавить малость Макинтоша плюс фантазия...
Конечно на всё это требуется какое-то время,но результаты могут быть очень итересными.Но только без ОООС.Можно ведь пожертвовать мощностью,т.е. повыше приведёнку, а как свободно запоёт лампа.
 
Сверху