Перегруз

Петрович

Местный
Здравствуйте, уважаемые портальцы. Я- музыкант, играющий на гитаре. Радиолюбитель со сравнительно небольшим стажем. Недавно занялся лампами. Решил сам себе собрать "звук". За основу (на первое время) взял ламповый УНЧ-3(Раньше такие усилители стояли в кабинетах физики). С каналом чистого звука почти определился(К сожалению, по техническим причинам схемы выложить не могу, но надеюсь, скоро решу этот вопрос). Подскажите пожалуйста, с чего нужно начинать делать канал перегруза, в каких режимах должны работаь лампы???
 

Crypt

Местный
Для начала нужно проанализировать работу какого-нибудь широко известного прототипа, напимер, SLO-100 или Rectifier, и попробовать такую схему желательно. Только не надо слушать всякое бла-бла про "формирование частотной характеристики", там дело в другом. Искажать могут как достаточно "чистые" каскады, так и заведомо кривые...
 

Meloman

Местный
Я использовал вобще только два канала-чистый и овердрайвер.
А уже ручками громкости подбирал себе нужный звук.
 

ML8

Member
Да все там просто, по большому счету.
1. Для формирования звука используются лампы с высоким Ку, типа 12АХ7 и ее аналогов.
2. Чтобы получить приятный, динамичный и хорошо звучащий перегруз, надо много каскадов усиления. Один каскад, сильно перегруженный, звучит плохо. Четыре подряд, каждый из которых перегружается умеренно -- гораздо лучше.
3. При сильном перегрузе вылазит куча специфических проблем. Фон и шумы лечат экранированием всей схемы и несущих сигнал кабелей, наводки -- продуманной схемой соединения земли (покаскадной звездой).
Также высока вероятность самовозбуждения, это лечат пайкой на лепестки панельки сеточных резисторов 20-68 кОм, использованием ферритовых колец и трубок, в крайнем случае -- конденсаторами до 100 пФ в параллель с анодными резисторами.
4. Низкие частоты при перегрузе запирают сетки ламп, добавляя в звук, прощу прощения, "пердеж". Чтобы этого избежать, нужно использовать межкаскадные конденсаторы малой емкости. Типичная величина 0.022 мкФ.
5. Формирование частотки и характера перегруза производится подбором величины катодных конденсаторов, специальных корректирующих АЧХ элементов в сетке (типа резистора 470кОм + конденсатора 470пФ). И, разумеется, разные темброблоки дают различное звучание.
6. Что касается режимов ламп, то скажем величина катодного резистора при ее изменении в небольших пределах (1-3К) влияет на звук, но не радикально (чем меньше смещение, тем больше гейна). А вот применение каскада с катодным резистором порядка 10 кОм (нешунтированным) оказывает значительное влияние, делая звук более грубым и по характеру более современным.
7. Анодное напряжение -- обычно чем выше оно, тем лучше и звук. Величина анодных резисторов на характер перегруза также влияет, но чтобы ее услышать, надо заменить, скажем, 100 кОм на 220-300 кОм, вот тогда эффект есть.
8. Собирать преамп рекомендую пошагово, с выверкой, вызвучкой и отладкой каждого последующего каскада. При использовании темброблока на хай-гейн понадобится 4 триода (редко 5), без темброблока может быть достаточно трех.
 

April

Местный
Мое имхо - начать макетировать всё что интересует :)
первым номером плекси... ну или 800 мастервольюм...
как говорится вот откуда пошла земля русс... э простите перегРУССКАЯ :)
 

Петрович

Местный
Всем огромное спасибо! Буду пробовать собирать схему на 6Н2П. О результатах доложу. Постораюсь скинуть схему :)
 

Crypt

Местный
Низкие частоты при перегрузе запирают сетки ламп

А вот это чистой воды досужее. Просто низкочастотные составлющие (основной тон) доминируют по амплитуде. Запирание есть следствие того, что межкаскадная цепочка вместе с сеткой работает как пикоый детектор при положительном напряжении на сетке (в пиках).

Анодное напряжение -- обычно чем выше оно, тем лучше и звук.

Тоже однобокое утверждение, для гитарных усилителей.


Ну а про 6Н2П... щас прибегут, фу скажут, зудосрач и т. д. Хотя лампа вполне нормальная (особенно отборные экземпляры из 6Н2П-ЕВ), пользуйте на здоровье...

Да все там просто, по большому счету.
Для формирования звука используются лампы с высоким Ку, типа 12АХ7 и ее аналогов.

Можно и на 6Н8С, только понадобится где-то 6 каскадов :), с 4 каскадами можно 6Н23П использовать

первым номером плекси... ну или 800 мастервольюм...

Зачем??? Зачем вырывать из контекста кусок аппарата, который предназначем для исключительно громкой игры? Тем более предусилители не дающие достаточно сформированного звука... советчик, блин...
 

ML8

Member
А вот это чистой воды досужее. Просто низкочастотные составлющие (основной тон) доминируют по амплитуде. Запирание есть следствие того, что межкаскадная цепочка вместе с сеткой работает как пикоый детектор при положительном напряжении на сетке (в пиках).
Не понял, почему "чистой воды досужее", если вы написали абсолютно то же самое, но другими словами :)
Короче, чтобы не подпирало сетку, надо либо НЧ резать, либо не допускать зарядки межкаскадного конденсатора сеточными токами -- например, сеточными резисторами большой величины.

Тоже однобокое утверждение, для гитарных усилителей.
Ну, это мой личный опыт. У вас другой? Поделитесь.

Ну а про 6Н2П... щас прибегут, фу скажут, зудосрач и т. д. Хотя лампа вполне нормальная (особенно отборные экземпляры из 6Н2П-ЕВ), пользуйте на здоровье...

Да, меня 6Н2П тоже вполне устраивает :)

Можно и на 6Н8С, только понадобится где-то 6 каскадов :), с 4 каскадами можно 6Н23П использовать
Применение токовых ламп усложняет блок питания, и менее гибко при формировании АЧХ. Но экспериментировать интересно, это правда. :)
 

ВКН

Местный
Не путайте начинающего многокаскадными схемами на среднемюшных лампах. 6н2п(ев) и всяческие ЕСС83/12ax7 - как раз для этого.
Питание, да, желательно побольше - менее 200в -звук зажатый, что-ли(не могу объяснить).
 

April

Местный
Crypt
ты, просите вы
как всегда в своем репертуаре

человек что разу хватать сло или энгл, богнер и пытаться допереть как там всё перегружается???
может начнем с малого?
если не разобраться с одним каскадом -то с четырьмя точно не разберёшься...

6н2п и 6н2п-ев - нормуль...
тока надо на хороших кондёрах делать.. а то звука правильного не будет....
к русским к73 не прикасаться...
либо бумага илбо хорошая плёнка - тут вопрос религиозный.. я за бумагу. даже в сло.
 

Meloman

Местный
Дбавлю свои 5 копеек. Никаких 6н8с в овердрайв-это её с жутким
микрофонным эффектом там только и не хватало!
А вот 6н2п-ев вставляет и некоторые 12АХ7.
 

DAINT master

Местный
к русским к73 не прикасаться...
Всегда во все перегрузы ставил К73-6, К73-9, К73-17, прекрасно звучат. Всем нравится разный звук, который также зависит от схемы, и, причём, с разными схемами разные конденсаторы звучат по-разному.
 

DAINT master

Местный
2 Петрович
используйте то, что есть, пробуйте всё! И 6Н8С с микрофонным эффектом, и 6Н2П, и 6Н9С, меняйте номиналы, слушайте звук! Вам же не нужно сделать срочно для продажи, а для себя любимого, вывести свой звук. Торопиться не стОит! Быть может, вы изобретёте что-то новое)
 

Meloman

Местный
Петрович, пойдут. Мне больше по душе 6н2п с серым анодом.
 

Петрович

Местный
Скажите, перед каким каскадом следует ставить резистор гейна??? (Допустим, перегруз 4х каскадный)
 

ML8

Member
Имхо на этапе наладки имеет смысл ставить потенциометры между каждым каскадом. Потом экспериментально определить, где оно нужнее.
 

Crypt

Местный
Не понял, почему "чистой воды досужее", если вы написали абсолютно то же самое, но другими словами :)
Короче, чтобы не подпирало сетку, надо либо НЧ резать, либо не допускать зарядки межкаскадного конденсатора сеточными токами -- например, сеточными резисторами большой величины.

В том то и дело, что не то же самое, пусть и на одну тему. Лучше не слишком загонять в сеточные токи чем бороться с последствиями. Вопрос каким-то боком затрагивается здесь: http://www.duncanamps.com/technical/overload.html

Я на уже отлаженном преампе ограничил положительную экскурсию сеток диодами (Д2Ж, в некоторых местах по 2 штуки последовательно) между сеткой и катодом -- в результате хайгйн не заприрает даже включенная перед ним грелка. О порче звука диодами расскажите пользователям примочек типа TS... хотя применяя диоды нужно очень думать что делаешь, чтобы не уподобиться мартышке.

Кстати, сетка 12АХ7 при подцеплении на нее девятивольтовой батарейки относительно катода через резистор 1к дает ток до 6 мА

И я не удивлюсь если кто-то додумается до гитарного усилителя исключительно с межкаскажными трансформаторами...

Ну, это мой личный опыт. У вас другой? Поделитесь.

Другой. В общем однозначной связи нет.



Кто-то придумал бредовый термин, другие подхватили...


усложняет блок питания,
Конденсаторов жалко?

и менее гибко при формировании АЧХ.

Если заменить упомянутый бредовый "термин" на "лампы с низким внутренним сопротивлением", то как раз наоборот -- лучше согласование межкаскадной коррекции с выходным сопротивлением предыдущего каскада и т. д. То есть схема выходит позрачнее.

Скажите, перед каким каскадом следует ставить резистор гейна??? (Допустим, перегруз 4х каскадный)

Перед вторым. Иногда второй (дополнительный) потенциометр ставится перед третьим.

Ламповый перегруз может сильно по разному звучать только из-за монтажа, так что отлаживаемый макет желательно делать как можно более реалистичным
 

Meloman

Местный
2 Петрович. Мне понравилось звучание при запараллеливании обоих
половинок триода 6н2п в первом каскаде.В этом случае лучше согласование с первой RC цепочкой и регулятором.
 

ML8

Member
Кстати, сетка 12АХ7 при подцеплении на нее девятивольтовой батарейки относительно катода через резистор 1к дает ток до 6 мА
Не совсем понял. При +9 В на сетке она потребляет 6 мА тока? Так я вам больше скажу, если добавить напряжения, и некоторое время этот ток там будет течь, то она вообще отгорит... гы-гы

И я не удивлюсь если кто-то додумается до гитарного усилителя исключительно с межкаскажными трансформаторами...
Делалось неоднократно. Но там куча нерешенных вопросов. Во-первых, сами понимаете, не на 12АХ7. Во-вторых, когда заход в плюс по сетке ничем не ограничен, ограничение возможно только снизу, и оно очень ассиметричное. Приходится ставить гораздо больше каскадов для получения больших искажений -- а межкаскадники на дороге не валяются, сами понимаете... :)

А если ограничить + диодом, как это сделано у вас, то на кой черт городить весь этот ламповый многокаскадный огород. Поставьте два каскада и между ними диодный клиппер, и будет вам счастье.

Конденсаторов жалко?
Когда каскады при работе начинают потреблять не 2-3 мА тока, а 20-30, то просто добавлением конденсаторов не обойдешься. Нужно снижать выходное сопротивление БП, на всех участках -- транса, выпрямителя, фильтра и т.д. Конечно, гитаре не нужно частот ниже 50 Гц, но это все равно значительно усложняет конструкцию. А даст ли выгоду в звуке? Открытый вопрос.

Если заменить упомянутый бредовый "термин" на "лампы с низким внутренним сопротивлением", то как раз наоборот -- лучше согласование межкаскадной коррекции с выходным сопротивлением предыдущего каскада и т. д. То есть схема выходит позрачнее.
Ох, не уверен. Впрочем, давайте схему, будем обсуждать...
 
Сверху

all-audio.problack-job.netkakbik.infomanagement-club.comsafe-crypto.mevse-multiki.comultrasoft.solutions