Перемотка катушек динамиков.

Valentinych

Местный
Что-то не нашел подобной темы, а тут принесли в перемотку пару здоровенных динов, вот и решил показать все в картинках. Надеюсь, это кому-нибудь пригодится.
Еще в стародавние времена сделал "моталку" для подобных работ. Две пластины текстолита (можно и твердого дерева - береза, бук, дуб, но текстолит долговечнее - изображенная на фото приспособа живет уже лет 20, если не больше) и оська с ручкой.
Под каждый размер катушек приходится вытачивать свою разрезную оправку (у меня их накопилось около двух десятков всяких диаметров). Разрезная для того, чтобы туго намотанную катушку после завершения работы можно было бы легче снять с оправки, слегка сжав ее.
В данном случае пластиковый каркас катушки не был поврежден (что чаще всего случается с бумажными каркасами), и я не стал его отклеивать от диффа. В том случае, если бумажный каркас поврежден, приходится делать новый. После нескольких экспериментов по выбору материала для каркаса, я остановился (еще в те давние времена) на бумажных перфокартах от древних выч.машин типа "Минск-32", и пр. Думаю, сейчас найти такие перфокарты будет проблематично, но при желании - можно.
Хорошей альтернативой бумаге для изготовления каркасов катушек может служить алюминиевая фольга толщиной 0,05-0,1 мм. У меня сохранились запасы фольги толщиной 0,06 мм, из которой раньше делали крышки на стеклянные кефирные и молочные бутылки. Эта фольга довольно мягкая, легко выглаживается после случайного смятия и главное - не пружинит, и не напрягает медную обмотку катушки. Вес каркаса из такой фольги практически не больше веса бумажного каркаса. Прекрасный материал!
Для катушек больших диаметров (мощные НЧ-дины) вполне подходит фольга от пивных банок. Правда, она довольно жесткая, поэтому перед намоткой полоску такой фольги нужной длины следует намотать на круглую оправку с диаметром раза в 2,5-3 меньше, чем диаметр катушки диффузора, и плотно обмотать по всей ширине, допустим, изолентой. После "освобождения" через несколько часов полоска фольги будет иметь как раз нужный вам диаметр.
Достоинством металлического каркаса является еще и его увеличенная теплопроводность, что существенно облегчает тепловой режим звуковой катушки.
Маленькая хитрость, облегчающим процесс намотки: обязательно установите ограничивающие бордюры высотой 2-3 мм с обеих сторон от будущей обмотки, это позволитмотать катушку "от стенки к стенке", не боясь расползания витков при намотке верхнего (-них) слоя (-ев). Бордуры лучше всего сделать из разрезных пластиковых шайб требуемого диаметра. В крайнем случае (как у меня на фото у правой щеки оправки) можно просто намотать в нужном месте один виток провода в изоляции. Левый бордюр в данном случае я намотал каким-то самоклеющимся эластичным пластиком.
Перед намоткой поверхность каркаса обязательно обезжиривается. Я использую изопропиловый спирт (у любой радиолавке - 30 рублей за 0,25 литра). После этого поверхность каркаса между бордюрами промазывается не толстым слоем клея. Раньше использовал исключительно БФ-2. Сейчас такой клей достать у нас проблематично, поэтому покупаю в аптеках БФ-6, ближний родственник БФ-2 с незначительно худшими клеющими свойствами. Использовать новомодные сопливо-моментальные клеи типа "88", "Момент", и "Супер-момент" (цианокрилатный) не рекомендую по ряду их свойств, не облегчающих склейку и пропитку звуковых катушек. Только спиртовый клей, в крайнем случае - какой-либо клей на нитро основе.
На фото 2 виден вращающийся на стальной оське поролоновый валик, который непосредственно перед началом намотки обильно пропитывается клеем. Валик я делаю из обычного кусочка поролона, одетого на обрезок стержня от авторучки. Провод перед укладкой на каркас касается пропитанного клеем пололона, и попадает на него (каркас) уже вымазанный клеем. Это несложное приспособление существенно улучшает проклейку катушки!
Провод при намотке тоже обезжиривается - на фото этого не видно (сфотографировано до начала работы, там и валик еще не пропитан клеем), но в реале я держу провод салфеткой, смоченной в том же изопропиле (фото 3).
На фото 4 показана "свеженькая" трехслойная катушка, на намотку которой у меня ушло не более 5-7 минут. После того, как катушка будет намотана, и слегка подсушена горячим воздухом (у меня - из фена жены и дочерей), имеет смысл дополнительно пропитать ее на 2-3 слоя тем же клеем, можно слегка разведенным обычным спиртом (не водкой!). Я это делаю при помощи поролонового тампона (фото 5).
До окончательного высыхания (примерно в течение суток) катушка оставляется на разрезной оправке. Затем катушка аккуратно снимается с оправки, убираются ограничительные бордюры и распаиваются выводы катушки. После этого крайние витки катушки и места пайки еще раз пропитываются клеем, и высушиваются.

Для центровки катушки в магнитном зазоре можно использовать любой листовой материал подходящей толщины и плотности. Много лет использовал фотопленку, нарезанную полосками. Сейчас проще найти плотную лавсановую пленку (астролон, калька), или что-нибудь типа того. При установке диффа в корзину нужно обеспечить как абсолютную аксиальность катушки относительно магнитного зазора, так и выдержать ее высоту относительно фланца. Только после этого можно приклеивать (или скручивать) центральный подвес и "загофровую" часть диффа.
 

Вложения

  • Namotka 001.gif
    86.3 KB · Просмотры: 851
  • Namotka 002.gif
    88.1 KB · Просмотры: 597
  • Namotka 003.gif
    90.6 KB · Просмотры: 431
  • Namotka 004.gif
    86.9 KB · Просмотры: 438
  • Namotka 005.gif
    88.8 KB · Просмотры: 300

Tommy

Местный
Valentinych, такой пост на небольшую статейку тянет ;)
 

Valentinych

Местный
Считаете? Не буду возражать.:roll: Могу несколько расширить тему, и добавить фото - в один пост все не поместилось.
 

Valentinych

Местный
Тогда оформляйте и к админу!
Легко! :D
Только сделаю еще несколько фото при сборке динов, и постараюсь нарисовать эскизик "моталки". Нужно ли дополнить материал рекомендациями по разборке/сборке динамиков?
 

ypv

Местный
Нужно ли дополнить материал рекомендациями по разборке/сборке динамиков?

Конечно нужно
 

Valentinych

Местный
Материал в работе, просто образовалась нехватка времени. Надеюсь, что к концу месяца все таки закончу полновесную статью по ремонту "движка" дина. Ремонт дифа и подвеса обойду стороной - слишком инвариантно.
 

Valentinych

Местный
Статья закончена, и выслана admin'у.
Надеюсь, что в ближайшие дни будет выложена на сайте.
 
Я преклоняюсь пред людьми занимающихся таким трудоемким трудом.
Всегда предпочитал,чтобы это делал спец у которого к этому душа лежит .
 
Так вот где эта статейка. Могу поучаствовать в написании подобного труда. Сообщите если интересно.
N.B. У меня болванок уже больше 50, а проводов только плоских почти 50. И колпак при перемотке катушки отклеивать не нужно, ну только если охота делать лишнюю работу.
P.S. Ну вот опять не успел, уже опубликовали.
 

Valentinych

Местный

Gajdar

Местный
Дмитрий Рутковский
очень интересно, если не отклеивать колпак при разборке для перемотки - как потом центровать всю конструкцию при сборке. Это очень актуально, у меня есть сейчас пара Варфдейл 12" там хотелось бы перемотать его, а клпачек-виззер не хотелось бы отклеивать..
 
2Gajdar
Мы, конечно, не Дмитрий, но постараемся подсказать.
Центровать без отклейки колпачка - это просто профессиональный гемморой ИМХО. Но мы с подобным сталкивались, ремонтируя китайский динамик от центра. Колпачек которого был Мнннэээммм... МОНОЛИТНЫМ :)
Брали подвижку. Отклеенную. Затем, и шайбу и приклеиваемую часть диффузора мазали ОБИЛЬНО клеем для приклейки потолочных плит (прозрачный такой и густой).
Далее, АККУРАТНО устанавливали конструкцию. Затем, один из нас аккуратно двигал диффузором, а другой... Заталкивал куски поролона между корзиной и диффузором. Пока не прекратилось ощущение "трения".
Вобщем-то, удалось. Динамик до сих пор пашет у хозяина.
 

Gajdar

Местный
тут не проканает - зазор узкий, и от "ощущения" до трения полволоска...
а протереть катушку очень не хочется.
 
Наносишь на корзину "момент", затем сразу же ставишь подвижку, подпаиваешься. С генератора синус плавающий (вблизи резонанса) с хорошей амплитудой и слушаешь, на наличии всяких призвуков, одновременно подправляя соосность и прижимая сначала подвес, а затем уже ЦШ. Сушка.
 

Meshin

Местный
Для меня ИМХО, приклеивание дифф-а без снятия колпака, слишком виртуальный способ. Нет зрительного подтверждения правильности зазора в таком важном деле. Предпочитаю всё же проставки. Попытка была и вобщем-то удачная, но только после обильного пропитывания краёв гофра и центр. шайбы ацетоном.Клеил на Момент. Волнительный процесс был! Как клеить таким способом 12"-18" на Момент? Может есть какой клей помедленнее?
 
Вот если бы поместили эту ветку в Акустику, а то всё забываю сюда заглядывать.
Для понимания процесса центровки лучше найти какие-нибудь динамики, какие не жалко, разобрать и центровать в ручную без отклейки колпака и без генератора. Немного перекашивая подвижку нужно научиться ставить катушку на ощупь кроме как по центру зазора, но ещё и вертикально. Потом с генератором будет легче лёгкого, тяжело в ученье, легко в бою.
 

Штурман

Местный
Сегодня был интересный момент. Менял диф на 2А12. Все ппопытки размочить старый клей ни к чему не привели. Использовал 646,647,ксилол,бензин,спирт,уайтспирит. Не берёт ничего! Думал что попал! На глаза попалась банка авторастворителя для снятия переходов при покраске. Попробовал и через 5 мин всё отвалилось!!!! Так что для особо трудных случаев рекомендую! Взять его можно у маляров в автосервисе. 20гр. всяко нальют!!!!
 
Сверху