Покритикуйте схему, пожалуйста.

Всем привет!

Мой товарищ Андрей Никитин попросил меня выложить на всеобщее обозрение схему усилителя, который он собирается делать с целью выслушать конструктивную критику и дружеские советы.

Выполняю его просьбу, выкладываю схему.

Всем заранее спасибо!:beer:
 

Вложения

  • Proekt_UM-1.gif
    92.8 KB · Просмотры: 571

Вячеслав

Местный
5 ватный резистор 750 ом наверное не стоит ставить в этом месте, может его перенести к верхнему стабу?
 

Прохожий

Местный
Накал верхних по схеме 6Д22С можно питать от одной обмотки трансформатора.
 

wizard

AUDIO Team
Не помешает шунты поставить на стабиловольты.

Не исключено, что не плохо было бы накалы всех ламп питать от стабов.

Ну, и при такой довольно экстремальной конструкции и наличии под боком намотчика всех времен и народов :) сделать специально дроссели
для работы в Г-образной схеме.

А в связи с экстремальностью - поставить конденсаторы по формуле:
Стреб = 50 * I / U :)

Чего уж мелочиться!?

Далее, конечно, отказаться от 6С4С в пользу 3 х 6С19П :)
Это позволит снизить напряжение питания минимум на 50 В.
И облегчит стабилизацию накалов.

На входе поставить 6П15П. :) Экранную сетку запитать от кремниевых стабилитронов,хорошо зашунтированных, от отдельной обмотки с индуктивно-емкостным фильтром, включив минус прямо на катодный вывод входной лампы.

А дальше останется только :) поставить стабилизаторы анодных напряжений.

Ненужное вычеркнуть! :) :)
 

Воевода

Местный
Хотелось бы увидеть мнение автора по поводу применения во входном каскаде пентодов в штатном включении. Ведь букет гармоник от 6П9 выходная лампа вряд ли компенсирует.
 

Dr_Cherep

Member
Не совсем понятно назначение резистора 1 килоом, что шунтирует стабилитроны. При Токе через этот резистор большем, чем ток через стабилитроны, последние могут "потухнуть". Емкость в 820 мкф,ИМХО, следует включить в нижний по схеме общий провод, а не в среднюю точку выпрямителей
 

wizard

AUDIO Team
Емкость в 820 мкф,ИМХО, следует включить в нижний по схеме общий провод, а не в среднюю точку выпрямителей

Я полагаю, что там просто "потеряли" при рисовании вторую емкость 820 мкФ.
 

wizard

AUDIO Team
Это следует из некоторой симметрии деталей: в верхнем проводе подстроечник на 1500 Ом, а в нижнем - 750 Ом, после которого и "просится" вторая емкость.

Тогда и замечание Вячеслава будет удовлетворено, т.е. ничего переносить не надо.
 

Andrey Nikitin

Местный
Не помешает шунты поставить на стабиловольты.

Не исключено, что не плохо было бы накалы всех ламп питать от стабов.

Ну, и при такой довольно экстремальной конструкции и наличии под боком намотчика всех времен и народов :) сделать специально дроссели
для работы в Г-образной схеме.

А в связи с экстремальностью - поставить конденсаторы по формуле:
Стреб = 50 * I / U :)

На входе поставить 6П15П. :) Экранную сетку запитать от кремниевых стабилитронов,хорошо зашунтированных, от отдельной обмотки с индуктивно-емкостным фильтром, включив минус прямо на катодный вывод входной лампы.

А дальше останется только :) поставить стабилизаторы анодных напряжений.


Здравствуйте уважаемый Юрий Анатольевич. Прошёл месяц после моего визита к Вам. Как у Вас дела? Закончили ли переделку усилителя? Запустили ли "виниловый" проигрыватель"?
Поскольку радиотехника - "it's only my hobby", сделал я за это время мало: в очередной раз переделал цепь коррекции в известном Вам УК (опять что-то не то...); спроектировал (вчерне) схему УМ; рупорные колонки почти не продвинулись.

Вопросы по проекту УМ:
1. Почему 6П15П, а не 6П9 (всё-таки октальная лампа...)?;
2. Формулу Стреб = 50 * I / U помню, но буду к ней стремиться постепенно (сразу дороговато);
3. Стабилизаторы также пойдут вторым этапом;
3. Не уверен, нужно ли стабилизировать накал входной лампы (поясните).

И ещё: не могли бы вы проверить правильность расчёта цепей коррекции в моём УК?
С уважением А. Никитин.
 

Andrey Nikitin

Местный
Не совсем понятно назначение резистора 1 килоом, что шунтирует стабилитроны. При Токе через этот резистор большем, чем ток через стабилитроны, последние могут "потухнуть". Емкость в 820 мкф,ИМХО, следует включить в нижний по схеме общий провод, а не в среднюю точку выпрямителей

Здравствуйте.
Назначение резистра, шунтирующего стабилитроны:
1. Частично компенсировать зависимость внутреннего сопротивления стабиловольтов от частоты;
2. Выравнять токи потребления по "плечам" выпрямителя.

С включением ёмкости 820 мкф в общий провод не согласен.

Вопрос. Вы реально сталкивались с явлением незажигания или погасания стабилитронов в похожей ситуации?
Спасибо за совет. А. Никитин.
 

wizard

AUDIO Team
Андрею Никитину.

Наличие смайликов - это мой недостаточно тонко передающийся юмор.
Разумеется, я свои предпочтения подаю в юмористическом тоне. :)
Нормальная схема Ваша! Ведь если следовать только моим предпочтениям, то и обсуждать больше нечего будет! :)

Тем и хороша наша хайэндная нива, что на ней можно растить разные цветы: "пусть растут все цветы"...

А по существу:

1. Для меня октальность не очевидное преимущество. Возможно, со временем, имея корректные сравнения, я изменю свои взгляды.

2. и 3. - понятно. Подумайте все же про Г-образный фильтр.

4.Накал любой лампы - это своего рода управляющий электрод.
Напряжение сети непрерывно меняется. Тепловая инерция катода
тоже ограничена. Если положить динамический диапазон сигнала в 60 дБ,
т.е. от минимума до максимума изменение напряжения в цепи сетки
входной лампы в 1000 раз, то при максимальной амплитуде входного напряжения, например, 1 В, минимальная составит 1 мВ, а напряжение флуктуации необходимо иметь существенно меньше.

В реалиях мы часто слушаем музыку при еще меньших амплитудах сигнала на входе, тогда ситуация обостряется: низкоуровневые сигналы
теряются за флуктуациями, мы оцениваем это как снижение разрешающей способности, как смазанное звучание, утрачивается ясность звуков. Теряются и отклики помещения.

В частности и из-за этого, полагаю, многие предпочитают слушать громко. А потому и вынуждены применять более мощные усилители.
В то время, ИМХО, нужно очень хорошо стабилизировать все напряжения.

А накалы - в первую очередь. Чем я сейчас, в частности, и занимаюсь
при "апгрейде" Белого МАГа: уже закончил собственно усилитель и стабилизированное питание анодов первых каскадов.

Осталось сделать стабилизаторы всех накалов и второе, подвешенное над землей, питание выходных каскадов.
 

Andrey Nikitin

Местный
Хотелось бы увидеть мнение автора по поводу применения во входном каскаде пентодов в штатном включении. Ведь букет гармоник от 6П9 выходная лампа вряд ли компенсирует.

Зравствуйте, Воевода. На счёт компенсации гармоник пока ничего сказать не могу. Вы спрашивате, почему пентод в штатном включении?
- Потому, что я хотел спроектировать усилитель именно на 6С4С с минимальным числом ламп и максимально возможной чувствительностью (примерно 500 мВ). - Предварительные усилители считаю излишеством.

В рамках заявленной парадигмы использование пентода считаю более предпочтительным чем, например каскодное включение тридов.
Почему выбран мощный пентод 6П9 - при большом токе легче избежать "завала" АЧХ в звуковом диапазоне. В качестве альтернативы рассматривалось примение лампы 6П15П.

Спасибо за вопрос. А. Никитин.
 

Tommy

Местный
Я полагаю, что там просто "потеряли" при рисовании вторую емкость 820 мкФ.
Установка такой емкости поможет очень быстро вывести из строя стабиловольты
Ведь букет гармоник от 6П9 выходная лампа вряд ли компенсирует.
"Слухи о моей смерти явно преувеличены" (с) :) Именно с пентодами компенсация искажений работает более полно
 

wizard

AUDIO Team
Установка такой емкости поможет очень быстро вывести из строя стабиловольты
"

Во-первых, есть 750 Ом - фактически балластный резистор.
Во-вторых, при включении, конденсатор "скушает" тока больше, чем стабиловольты. Они и загорятся только по достижении на кондере
минимально нужного напряжения.

Это так, размышления. :) Глубоко я не анализировал, конечно.
 

Tommy

Местный
Во-вторых, при включении, конденсатор "скушает" тока больше, чем стабиловольты. Они и загорятся только по достижении на кондере
минимально нужного напряжения.
При зажигании стабиловольта напряжение на нем просаживается, поскольку напряжение зажигания больше напряжения стабилизации. Чем больше емкость параллельно включенного конденсатора, тем больший разрядный ток его через стабиловольт, что и является причиной выхода последнего из строя. Максимально возможная емкость не должна превышать несколько десятков микрофарад, лучше не более 22-х. Этого эффекта я сам не знал, пока не столкнулся с отказами, потом уже прочитал в литературе...
В связи с этим сам по вашей "натырке" посматриваю в сторону каменных девайсов :beer:, однако что-то не пущает :)
 

Воевода

Местный
Нахожусь на распутье:
Работает макет, где 6Э5П (в тетроде) со стабами по аноду, 2-й сетке(минус на катоде) и накалу. Выходная 300В ,у которой все тоже застабиллизировано от отдельного транса. Все хорошо, но как-то жизни маловато в звучании...
Сейчас намотал дросселя (30 Ом, 8Гн) для питания 300-ки через Г-фильтр. Накал переменкой. Смещение фиксированное (не стаб.). через двухполупериодный выпрямитель на карбидокремниевых диодах. 6Э5П оставлю тотально стабилизированной.
Как думаете жизнь появится?
 

wizard

AUDIO Team
При зажигании стабиловольта напряжение на нем просаживается, поскольку напряжение зажигания больше напряжения стабилизации. Чем больше емкость параллельно включенного конденсатора, тем больший разрядный ток его через стабиловольт, что и является причиной выхода последнего из строя. Максимально возможная емкость не должна превышать несколько десятков микрофарад, лучше не более 22-х. Этого эффекта я сам не знал, пока не столкнулся с отказами, потом уже прочитал в литературе...
В связи с этим сам по вашей "натырке" посматриваю в сторону каменных девайсов :beer:, однако что-то не пущает :)

Я, конечно, не стабиловольтовщик, :) но...
В момент включения усилителя зарядный ток конденсатора будет явно преобладать над зарядным током стабиловольта. По достижении некоторого напряжения на конденсаторе стабиловольт начнет зажигаться,
а заряд конденсатора продолжится, т.е. падение напряжения на 750 Ом
еще увеличится в момент зажигания. Плюс резистор, шунтирующий стабиловольты, будет способствовать гашению всяких колебаний в цепи,
если они смогут возникнуть.

При выключении, конденсатор сильно зашунтирован. Тоже не видно
вроде бы никаких проблем. Возрастания напряжения не будет на нем,
потому и увеличения тока через стабиловольт не предвидится.

Во всяком случае при стабилитронах, зашунтированных даже 4700 мкФ,
никаких проблем не наблюдалось. :) Кремний лучше! ИМХО.
 

wizard

AUDIO Team
Нахожусь на распутье:
Работает макет, где 6Э5П (в тетроде) со стабами по аноду, 2-й сетке(минус на катоде) и накалу. Выходная 300В ,у которой все тоже застабиллизировано от отдельного транса. Все хорошо, но как-то жизни маловато в звучании...
Сейчас намотал дросселя (30 Ом, 8Гн) для питания 300-ки через Г-фильтр. Накал переменкой. Смещение фиксированное (не стаб.). через двухполупериодный выпрямитель на карбидокремниевых диодах. 6Э5П оставлю тотально стабилизированной.
Как думаете жизнь появится?

А ТВЗ забыли! Как будто он не участвет в "жизни".
А какова амплитуда тока на выходе 6Э5П ? И амплитуда напряжения ?
 

Tommy

Местный
а заряд конденсатора продолжится, т.е. падение напряжения на 750 Ом
еще увеличится в момент зажигания.
Не продолжится, поскольку в момент зажигания напруга на стабиловольте скачком упадет на приличную величину. И вся энергия конденсатора (избыточная) высадится на стабиловольте. Шунтирующий резистор в 1 КОм ом имеет сравнительно (раз в пять - семь) большее сопротивление, чем дифференциальное стабиловольта и не сможет оказать существенного влияния на процесс деградации.
 
Сверху