Посоветуйте новичку...

Iosaaris

Местный
Здравствуйте!

Я новичок в деле построения ламповых усилителей. Несколько дней назад закончил сборку своего первого усилителя. Схему взял отсюда: https://audioportal.su/diy/umzch/2.php Выходные трансформаторы некой фирмы Levant. Выпущены они довольно давно, но я их получил неиспользованными. Усилитель нагружён на пару колонок от старого советского проигрывателя с динамиками 4ГД-35. Звучание мне очень понравилось, по крайней мере по сравнению с тем, что было. Звук стал более чётким, детальным и прозрачным, если можно его так описать. В общем, захотелось сделать что-то более серьёзное.

В результате сборки у меня возникло несколько вопросов.

1. Когда я перевожу выходные лампы в триодный режим, начинается сильное самовозбуждение. Нормально ли это? Когда я включил между анодом и экранной сеткой резистор на 1К всё прошло. Хотя звучание мне не особо понравилось. Как объясняется подобное самовозбуждение? Из-за чего оно происходит и почему решается именно резистором?

2. На очень большой громкости при высокой входной частоте тоже возникает какое-то возбуждение и раскаляются экранные сетки ламп. Я понимаю, что это ненормально. Как с этим бороться? Или просто не мучить лампы и не давать большой громкости?

3. Можно ли включать накалы EL84 последовательно? Знаю, что ообычно это не рекомендуется с лампами, которые специально для этого не предназначены.

4. Посоветуйте пожалуйста схему усилителя, желательно однотактного. Требования такие:
а. Нужно несколько входов. Усилитель предназначается для подключения к компьютеру, CD проигрывателю и магнитофону. По два входа каждого вида может быть особенно хорошо.
б. В качестве выходных я хочу использовать лампы EL84 (6П14П) или 6AQ5 (6П1П). Первых имею в наличии 4, вторых две. Все разных серий и разных производителей.
в. Для раскачки я хочу использовать 6Н1П, 6Н2П, 6Н3П, 6Ж1П, 6Ж5П или 12AX7. Все эти лампы у меня есть в двух экземплярах.
г. Без ультралинейных схем. Трансформаторов для них пока нет. Пока хочу использовать то, что есть.
д. Музыка, которую я обычно слушаю, это классика, старая музыка годов начиная с 30-х, а именно очень люблю старые танго (Утёсов, Шульженко, Лещенко, Сокольский, Мечислав Фогг), более позндние исполнители, такие как Георг Отс, Муслим Магомаев, Аль Мартино, Слава Пжыбыльська и подобная музыка в более новых исполнениях и более качественной записи. Современной музыки слушаю очень мало. У меня есть немало качественных записей, но есть немало и записей с разного рода изношенных пластинок. Не будет ли такого, что более-менее качественный усилитель ещё и подчеркнёт дефекты записей? С этим усилителем я во многих записях услышал разные шумы, которых раньше не замечал.
е. Желательно, чтобы был темброблок.

Понимаю, что список требований огромный, но всё-таки может быть что-то сможете посоветовать.

Недавно нашёл схему под названием "Konzertmeister 2000", лежит здесь:
http://www.augusta.de/~mars/elektro.htm
Сам PDF со схемой здесь:
http://www.augusta.de/~mars/Images/Elektro/Konzertmeister2000.pdf
Что вы об этом думаете? Насколько стоит связываться с этой схемой? Кто-то может посоветовать что-то подобное?

Ещё один вопрос. Во время работы немного греются выходные трансформаторы. Сопротивления первичных обмоток у них 395 Ом. Греются несильно. Частично из-за того, что рядом стоят выходные лампы (на расстоянии примерно 4-5см). Нормально ли это или в схеме что-то не так?

У меня есть идея перевести обе лампы усилителя на фиксированное смещение. Понял, что будет лучше звучать. Стоит ли это делать, особенно с входной лампой?

Вопросов много и они будут ещё.
Заранее спасибо за ответы!
 

Давид Фукс

Местный
Привет!Рады видеть в Вашем лице нового последователя лампового звука!!! 1) Вы наблюдали ВЧ возбуд-т.н. "звон",борьба с ним именно резистором в цепи сетки.Так как он стоит на пути сигнала,вполне вероятно его негативное влияние на звук,если резистор не очень качественный(и если уши Ваши умеют слушать музыку).2)Тогда вопрос-Вы слушали свой усилитель в пентодном режиме???Когда экранная сетка к источнику питания?Тогда скажите точные напряжения -анодного,на экр сетке,смещения вых лампы,и померьте ток,включив в разрыв между С6 и вых трансом миллиамперметр пост тока на пределе более 100ма!Вполне возможно, лампа выходная работает на пределе!3)Не стоит включать накалы последовательно,лучше постараться намотать нормальную накальную обмотку.То,что чуть греются вых трансы-не страшно.Фиксированое смещение EL 84 не делайте,минусов больше!Темброблок -ЗЛО!!! ;о))))))))) Пишите,задавайте вопросы,мы тут за этим и собрались
 
В сетку экранную один кил это много, лучше ом примерно сто. И ещё один резистор можно врезать в управляющую сетку, он там тоже здорово гасит возбуды, присущие лампам с высокой крутизной. Накал от 12 вольт- нормальный ход, и ещё можно для порядку параллельно каждому накалу ом по тридцать одноваттники сунуть, как выравнивающие, не помешают. кУЧУ ФИЛЬТРОВ НА ВХОДЕ УСИЛИТЕЛЯ Я БЫ ЗАМЕНИЛ ОДНИМ КОНДЕНСАТОРОМ МЕЖДУ ЛАМПАМИ И ВСЁ, НО ПОМЕНЬШЕ .
 

Iosaaris

Местный
Спасибо всем отозвавшимся!

Режимы у меня вроде нормальные. На резисторе смещения падает 6В, ток экранной сетки 5.5мА. Напряжение на ней около 230В т.к. схема питается не от нормального силового трансформатора, а от трансформатора от старого видеомагнитофона. Трансформатор выдаёт 60В, после него стоит умножитель на 4, который после просадки под двумя такими усилителями выдаёт 230В.

В чём минусы фиксированного смещения на 6П14П?

Почему темброблок есть зло?

Какой резистор стоит поставить в цепь сетки? 1.5-2К достаточно?

Фиксированное смещение на 6Н3П даст какие-то улучшения?

В чём именно выражаются эти самые ненужности? Я понимаю, что схему надо изменить: убрать микрофонный вход, индикатор. Множество входов в данной схеме мне нравится, хотелось бы ещё больше. Из сказанного выше понял, что от темброблока избавиться не помешало бы, хотя пока не совсем понял почему.

Неужели всё так плохо и улучшить абсолютно ничего нельзя?
 
6П14П лампа плотно упакованная и горячая, и там беда- термотоки, которые приводят при фиксированном смещении к лавинообразному разогреву. Поэтому советуют её использовать с авто смещением, а я ещё пробовал смещение брать от её же накала,питая её накалы последовательно от стабиоизированного выпрямителя на 12,6 и сажая оба катода на среднюю точку накала, где есть дармовые 6,3 вольта. И ещё- автофикс, любимый до слёз
 

Rezvoy

Местный
6П14П очень склонна к возникновению термотока(из-за конструкции электродов) который вызовет появ ление постоянной составляющей на R9(итак большом) после чего лампа благополучно пойдет вразнос(в лучшем случае сильно возрастут искажения что Вы и слышите на больших уровнях сейчас).
Агитировать за или против темброблока бесполезно-надо послушать с ним и без него,если система выше уровня бумбокса-слышно прекрасно.
Резистора 1,5к достаточно.
Я бы вообще заменил 6Н3П на 6Н1П или,что лучше,на 6Н8С.Могу только предположить что 6п14П играет достаточно мягко(в триоде) а 6Н8С достаточно жестко(при фикс. см.) -баланс будет нормальный.
Вам в первую очередь необходимо изготовить хороший источник питания-Вы не узнаете своей схемы.
 

Бегемот

Местный
ус.

В сетку на ЕЛ84 - 100 - 500 ом, а с анода первой лампъ- на ресистор,
конденсатор не более 68 нф.
 

Rezvoy

Местный
Я имел ввиду индикатор,микрофонный вход и дополнительный каскад усиления.
Первая рекомендация-источник,правильное питание-запог здоровья.
 

Давид Фукс

Местный
6п14п,конструктивно сделана как лампа с высокой крутизной хар-ки,т.е. у нее управляющая сетка очень близко к катоду.Посему при фиксированом смещении идет в разнос,и часто гибнет-ЖАЛКО!!!На темброблоке столько просядет,что придется ставить еще один каскад усиления!!!Посмотрите современные схемы-ни в одной нет темброблока,не вяжется он с современными концепциями.В цепь сетки-1 кОм(0.5-1 ватт),импортные полосатики.Попробуйте в драйвер 6н2п,с пересчетом номиналов,ну не совсем звуковая лампа 6н3п... Полушайте,попробуйте с фиксированым,и даже с батарейкой можно-тут на Портале,обсуждалось. А ток все же померьте!
 

Iosaaris

Местный
Фильтры на входе попробую выкинуть. Автор схемы говорил, что это должно как-то отрезать низкие частоты. Если пытаться уменьшить проходной конденсатор, то до каких пределов? 0.1мкф пойдёт?

Значит, для начала поставлю 1К в цепь сетки и посмотрю что из этого выйдет. Именно полосатики у меня в схеме сейчас и стоят. Других просто нет, даже если очень захочу.

Далее попробую дать фиксированное смещение на 6Н3П.

EL84 по вашим советам оставлю с автоматическим. Кстати, увеличение катодного резистора Ом до 150-200 может пойти на пользу?
Ещё вопрос о ёмкости электролита в цепи катода выходной лампы. Какая ёмкость является наиболее разумной? В схеме стоит 330мкф, но за неимением оных были поставлены 470мкф. Это может как-то навредить или что-то подпортить?
 

EduardR

Местный
В чём именно выражаются эти самые ненужности? Я понимаю, что схему надо изменить: убрать микрофонный вход, индикатор. Множество входов в данной схеме мне нравится, хотелось бы ещё больше. Из сказанного выше понял, что от темброблока избавиться не помешало бы, хотя пока не совсем понял почему.

Ненужности выражаются в избыточности схемы. Собственно тем и отличается обычный хай-фай от аппаратуры которую слушают настоящие ценители музыки. В первом классе все подчинено практичности, максимальной универсальности и способности удовлетворить зачастую совершенно противоположные требования. А хай-енд просто жертвует этим всем во имя максимально качественного звука. Поэтому и стремление к максимальному упрощению схем. Ведь это очень банальный вывод - чем меньше деталей в схеме, тем меньше влияние их на звучание и тем проще подбор компонентов. Соответственно и более качественного звучания легче добиться.

Хотите много разный входов - хорошо! НО подумайте о наверное 10 кратном удлиннении проводов в входной цепи, а она ведь чувствительна...
паразитные емкости будут неизбежно подрезать верха и упрощать звучание.

Хотите темброблок - примерно то же самое, плюс искажение фаз сигналов и, опять же, некоторая сухость звучание...

Другие навороты ... ... ...

Как результат совокупности ухудшений вызваных наворотами, Вы скорее всего не отличите звучание усилителя с темброблоком от усилителя без него, например. То же самое может касаться источников сигнала и др. компонентов тракта.
Поверьте, что неспроста народ даже с обычными регуляторами громкости борется - покупая их за баснословные деньги, коммутируя сигнал герконами, ставя трансформаторы с переменным Ктр на вход и т.д. и т.п.
Попробуйте навороты, но я верю, что однажды их отключив, Вы не узнаете звучания своего хорошо знакомого аппарата и уже больше не захотите портить ЗВУК (пусть может пока еще даже и далекий от совершенства).
 

EduardR

Местный
для драйвера я бы не стал брать 6Н2П, особенно обычные. Уж больно мнее ее звучание не нравится. Ну если еще с военной приемкой то можно что то более менее найти... Слаботочные они и звука добиться хорошего трудно.
 

Давид Фукс

Местный
Eduard-как Вы правы! А 6н2п,то да-слушать и слушать выбирая.6п14п мощный драйвер и не нужен,если мы о схемах на ней..Iosaaris-чуть увеличив катодный резистор Вы увеличите напряжение смещения,и уменьшите анодный ток вых лампы.Шунтирующие ёмкости если больше то даже лучше!
 
От себя добавлю: каждая деталь в усилителе- лишняя.Но без некоторых- никак не обойтись, это вот и печально. :D

Бока, это просто супер!!!!!!
Пять баллов, высший класс!
Это Вам я говорю, любитель и ценитель высокого штиля...еж твою в клеш, это ж надо так сказать....
 

Филин

Местный
Iosaaris
[q]Ещё вопрос о ёмкости электролита в цепи катода выходной лампы. Какая ёмкость является наиболее разумной? В схеме стоит 330мкф, но за неимением оных были поставлены 470мкф. Это может как-то навредить или что-то подпортить?[/q]

Там не 330 надо и не 470, а 3300 или 4700! ;)
Лучше набрать из нескольких впараллель (1000 мкФ, например). Хотя это улучшение заметно не всегда.
А источник надо под 300 Вольт или немного выше, тогда катодный резистор получится где-то 270-330 Ом. Это в триодном включении.
 

DIM

Местный
Присоединюсь на пару вопросов. Я так понял, что входная лампа 6Н3П? Тогда входную часть целиком можно взять из https://audioportal.su/diy/new/ap/6p14p/, добавить релейный переключатель входов и все. В катодной цепи первой лампы, при условии, что Вы не будете использовать ООС, нужен конденсатор 10000 на 6,3 В. Фиксированное смещение уменьшит надежность, как в выходных лампах, так и во входной. Да и не к чему оно. Оптимальные режимы ламп 6П14П (EL84) в триодном включении легко найти в базах данных, ссылки на которые есть на этом форуме.
И еще, не датите ли Вы данные Ваших выходных трансформаторов? Что-то больно высокое сопротивление первички...
 
Так прикидывая, для катода 6п14 в триоде и 300 вольт питания и при 45-50 ма тока ,-смещение составит вольт эдак 7--8, и выплывает отсюда катодный резистор примерно на 150 -160 ом, и к нему шунтик эдак на 5000--десять ТЫШШШ мкф
 

DIM

Местный
Во-во, и вторую лампочку параллельно, а то 2,5 Вт. с одной маловато все-таки.
 

Iosaaris

Местный
И еще, не датите ли Вы данные Ваших выходных трансформаторов? Что-то больно высокое сопротивление первички...
Очень честно говоря, данных этих трансформаторов я не знаю. На трансформаторах стоит эмблема некой фирмы Levant, судя по самой эмблеме фирма израильская. Так же на них пропечатан номер 1391. На трансформаторах написано:
Primary
5000 Ohms
MOVING
COIL

Сопротивление первичной обмотки 395Ом. Сопротивление вторичной меньше ома. Диаметр провода вторички 0.55мм. Магнитопровод чёрного цвета. Размеры центральной части 20х15мм. Бумага, которой обёрнуты обмотки по-видимому чем-то пропитана. Каркас обмоток пластмассовый.

Трансформаторы т.н. NOS.

Это всё, что могу о них рассказать.

P.S. Толщина отдельной пластины 0.8мм.
 

DIM

Местный
Что-то надпись про MOVING COIL меня в ступор вогнала...
 
Сверху

all-audio.problack-job.netkakbik.infomanagement-club.comsafe-crypto.mevse-multiki.comultrasoft.solutions