Построил SE на 6V6GT EH, покритикуйте :)

А.А.

Местный
Здравствуйте!

Вчера закончил ваять SE на запараллеленых 6V6 с фиксированным смещением. Раскачка - 12АХ7 в параллели (как в моем SE на 34-ках). Усилитель работает, но пока-что не звучит ;) Звук какой-то вяжущий, и раскачки, чувствуется, не хватает. Покритикуйте, плиз :) (cхема прилагается аттачментом)


Вызывает сомнение режим работы драйвера и значения сопротивлений R1, R3. Может быть вообще отказаться от такого типа драйвера в этой схеме?

Еще комментарии по поводу режима выходных ламп. Имеет ли смысл при таком анодном загонять эту лампу в триод? Если поставить 80 мА, то аноды уже начинают слегка краснеть.... Может целесообразнее было бы 6П3С?

Фото готового усилителя можно глянуть здесь.
 

Вложения

  • schematic.gif
    23.4 KB · Просмотры: 608

AndreasS

Member
Вторая сетка 6V6 подключена к катоде?

Andreas
 

Nico

Местный
Лучше подключить к аноду. А не к катоду.
По-этому и не работает так как надо.
 

AndreasS

Member
Лучше подключить к аноду. А не к катоду.
По-этому и не работает так как надо.

Nico, эта была только шутка... 6V6 не имеет вывод третей сетки, вторая сетка подключена к аноде (ошибка в рисунке).

Andreas
 

А.А.

Местный
Ошибка в рисунке - 6V6 включены в триоде (экранная сетка через резистор 220 Ом - на анод)
 

Nico

Местный
Пардон. Незаметил. :roll:
И правда в рисунке ошибка.:eek:
 

А.А.

Местный
Вот, исправил схему.
 

Вложения

  • schematic_ru.gif
    20.9 KB · Просмотры: 418

Nico

Местный
Даже предраться некчему!:roll:
 

AndreasS

Member
Вот, исправил схему.

Сбасибо. Предложение вставить R7 (1 Ohm) для каждую лампу отдельно, лучше можно изметрить ток через лампу. Если большая разница между лампами (при данном режиме это уже опасно), то сделать фиксированное смещение отделно или совсем перестроить на автоматическое смещение.

Andreas
 

DIM

Местный
Переводите в автомат, вместо 12AX7 советую 12AT7, можно в параллель, можно и одну половинку. Входной потенциометр уменьшите до разумных 50 кОм и не забудьте паоаллельно ему в сетку поставить постоянный резистор втрое большего номинала. Емкость С5 явно мала, тоже и С1.
 

А.А.

Местный
Короче, я попробовал половинку 12AX7 с батарейным смещением (впаял в катод литиевый Энерджайзер) и анодным резистором 47К, как советовал мне кое-кто, потом половинку 12АТ7 по совету DIM и понял... что дело не в драйвере. Гадит выходной каскад, скорее всего от разброса параметров ламп (хотя они на заводе якобы были подобраны по току.) Достаточно неприятно - вроде "перегруза", но только на определенных частотах. Коэфициент гармоник на выходе я не мерял, но на слух было достаточно коряво - особенно когда акустический джаз играл а не рок, гитара, как будто через фузз (а вокал и духовые нормально). Я попробовал вынуть 6V6GT и поставил по одной 6П3С-Е на канал (благо смещение регулируется, а расположение выводов у них идентичное.) Нагрузка (выходной транс) была порядка 2.5К для спаренных 6V6, что в общем было идентично конфигурации моего SE на EL34, когда я пихал туда те же самые 6П3С-Е. Только смещение там было автомат а не фикс.

В общем, врубил, отрегулировал смещение - и звук всё равно не впечатлил. Было хуже усилителя на 34-ках, от которого в данной схеме - 80% компонентов (и зачем я только удачный дизайн разобрал?) и те же самые выходные трансформаторы.

Может виновата схема постоянного смещения (отдельный источник питания на КРЕНке?) или близкое расположение выходных и сетевого трансов?

Дальше было хуже. Я решил напоследок поставить квартет советских 6П6С и одна из них сгорела через 5 секунд после подачи питания. Она с газом оказалась. Сначала я увидел как весь баллон лампы окрасился сочным розово-фиолетовым изнутри (немного похоже на свечение стекла у некоторых ламп, но это свечение было объемным) а затем что-то щелкнуло и внутри началась "электросварка". Я мгновенно вырубил питание... Полный капут.

Остальные 6П6С работают, кстати. Я их ставил в паре на канал - играют. Только одна с дефектом оказалась.

В общем, меня разочаровала идея этого SE. Желания искать проблему дальше нет (я думал драйвер поменять и всё будет шоколадно.) Буду на основе этого шасси делать что-то другое.

Сегодня определенно не мой день....
 

Tommy

Местный
В общем, врубил, отрегулировал смещение - и звук всё равно не впечатлил. Было хуже усилителя на 34-ках, от которого в данной схеме - 80% компонентов (и зачем я только удачный дизайн разобрал?) и те же самые выходные трансформаторы.
Во-первых, вы не дали разыграться лампам и не проверили их идентичность. Во-вторых 6П6С имеют вдвое большее Ri.
Может виновата схема постоянного смещения (отдельный источник питания на КРЕНке?)
Может.
В общем, меня разочаровала идея этого SE.
Напрасно :)
 

geran2005

Местный
А.А.
R9, R11 по моему надо ставить меньше- 100-200ом, заземленная вывод обмотки вых.транса перенести вверх по схеме. А вообще-то играть должно.
 

Борода

Местный
Гадит выходной каскад, скорее всего от разброса параметров ламп (хотя они на заводе якобы были подобраны по току.)

Я в гитарных усях мало понимаю, однако
не раз пробовал параллельные подключения ламп.
И, даже, если это подобранные пары, слышно хоровое пение в унисон.
Я пробовал как-то 2шт подобранных мною в пару 6с4с(т.е. реально 4 параллельных триода) - слушать это просто невозможно.
Потом, звук 33-й лампы (их там 2 внутри). Если один отрубить - много лучше.
Но, зато сейчас проснется Макаров, и скажет, что вот если бы это были 3шт. 6с19п, то са-авсем другое дело.:D
 

DIM

Местный
Для А.А. Раз уж Вы все равно экспериментируете, попробуйте в этом же макете собрать "Однотактник из доступных деталей", 12АХ7 подойдет вместо 6Н9С. Только переведите выходной каскад в автомат, а еще лучше - в "полуавтомат", т.к. в Вашем случае наблюдается явный разброс ламп по току. Тогда Вы сможете отрегулировать смещение точно, по каждой выходной лампе. Рано ставить точку.:)
 

AndreasS

Member
...и поставил по одной 6П3С-Е на канал (благо смещение регулируется, а расположение выводов у них идентичное.) Нагрузка (выходной транс) была порядка 2.5К для спаренных 6V6...

Есть ряд тетродов или пентодов, которые работают в триодном влючении отлично (KT66), а другие плохо (E130L). Если не желаем ООС, то триодное включение пентодов обязательно... можно попробовать вместо дбух 6V6 одну КТ66 и изменить драйвер напр. на EF86 (пентод).

Andreas
 

А.А.

Местный
Вторая попытка SE на 6V6/6П6С

Попробовал параллельное включение выходных ламп в триоде с фиксированным и автосмещением, в качестве драйвера пробовал ECC83 и 12АТ7, по одной половинке и запараллеленый на канал. От параллельного включения выходных ламп пришлось всё-таки отказаться (хоть у меня и был подобранный по току квартет.) Всё это в итоге не удовлетворяло - по сравнению с моим SE на 34-ке в триоде, где применен очень похожий драйвер.

Решил полностью наплевать на принципы хайэнда и поставил одну 6П6С в пентоде, с раскачкой американскими военными 5691 (см. приложенную схему) Сначала пробовал половиной (было мало высоких), в результате вернулся к испытанному уже параллельному соединению :) Никак от него уйти не получается :)

Пентод-пентодом, а вот на выходе я впервые попробовал пропустить катодный ток через вторичную, как видел в некоторых схемах, создав локальную ООС. Снявши голову по волосам не плачут - пентодное включение ООС не испортишь. К тому же локальная ООС лучше глобальной.

Вот как выглядит шасси в настоящий момент. - 6Е1П (а точнее их зарубежные близнецы EM80) чисто для эстетики. Люблю "глазастые" лампы :)

В общем, послушал. Звучит почти приемлемо, детализация посредственная, но только низы как-то неприятно передаются. Выходные лампы работают в нелегком режиме, ток покоя 48 мА на лампу. Почти не краснеют :) Кстати, отечественные 6П6С ведут себя при таком условии лучше NOS американских JAN-National Union (у тех по бокам аноды заметно краснеют). А современные совтековские 6V6GT не краснеют вовсе. Снизил ток покоя, всё же.

На выходе колонок из-за пропускания через вторичку тока покоя сидит постоянное напряжение 12-13 мВ. Я считаю что это не влияет, хотя некоторые говорили мне что происходят отклонение мембраны вуфера от
положения покоя и это может вызывать чуть ли не повреждения. Я не думаю, что это играет роль при максимальной мощности такого усилителя.

Далее, послушал и запустил Спектралаб. На экране показатели выглядят не очень - порядка 5% гармоник на минимальной для комнатного прослушивания мощности, заметные интермодуляционные искажения тоже присутствуют. И это не смотря на ООС. Еще и "звенит" на нескольких частотах (делал sweep), видимо из за изменения фазы сигнала в цепи ООС. Худшие показатели из всех моих самодельных SE. Для гитарного усилителя может и сойдёт, гармоники звук окрашивают, а тут... больно видеть :) Конечно, о никакой "высокой верности" при таких показателях не может быть и речи.

На субъективный слух же реально неприятны низы, они как бы "перегружены" - или это какие-то хитрые интермодуляционные искажения, или... Общее впечатление, при наличии нормальных низов могло бы быть удовлетворительным. Причем, это было в какой-то мере и с двойными 6П6С в триоде и даже когда я поставил 6П3С и EL34 в триоде, переключив соотвествующим образом импеданс обмотки (Hammond 125SE позволяет выбирать импеданс 10К, 5К и 2.5К).

Вот в связи с этим у меня к вам возникает вопрос - может это из-за близкого расположения выходных и силового трансформаторов? Они перпендикулярно расположены, для снижения связи, но шасси маленькое и... сами понимаете. Фона переменного тока нет. А может быть модуляция магнитным полем переменного тока на низких, или я фантазирую?

Или еще теория такая - межкаскадный конденсатор С3 слишком высок? Я нарисовал в схеме 0.1 мкф но реально у меня стоит 0.25. Может из-за этого перегруз на низких?

В этой схеме мне осталось попробовать только глубокую глобальную ООС, разве что :)
 

Вложения

  • schematic_rev2.gif
    26 KB · Просмотры: 363

EduardR

Местный
Ой, а зачем литиевая батарейка в катоде? Вернее это скорее всего алкалиновая или серебряно-цинковая. Их(батарейки) заряжать не рекомендуется - может и бабахнуть. Может потому и не звучит?
Для катодной связи надо использовать отдельную обмотку вторички, тогда и постоянного потенциала на выходе не будет и проблем с этим связанных тоже.
Кондер 0.25 вместо 0.1 портить звук не должен, разве что сам он плохой...
 

А.А.

Местный
Это именно литиевая батарейка, а не серебряно-цинковая. Я говорил что пробовал и автосмещение в драйвере. В этой схеме кардинальной разницы между ними не чуется.

Сейчас-то гадит похоже выходной каскад.
 
Сверху