Предельно допустимое напряжение экранной сетки.

О предельном напряжении на 2 сетке в триодном включении лампы уже писалось, но вопросы вновь возникают.
Так какое же напряжение можно считать предельным?
 

Ilya.pro-rock

Местный
В книге Моргана Джонса "ламповые усилители" приведены примеры когда сами производители ламп в своих же изделиях превышали указанные величины для триодного и ультралинейного режимов примерно на 1/4(Филипс).
В исходных данных на 807 лампу от РЦА при указаном максимуме на экранной сетке в 300 В, есть характеристики триодного режима при 325 В анодного напряжения. И прочия...
У меня сейчас двухтакт на 807 лампах в ультралинейном включении при 400 В. Чувствует себя вполне хорошо.
 

Oleg

Эксперт
Для ответа на этот вопрос следует проанализировать графики тока второй сетки любого тетрода/пентода. Ток сетки начинает резко расти, когда напряжение на аноде значительно ниже напряжения на сетке. При тетродном включении такая ситуация возникает при больших амплитудах сигнала на отрицательных полуволнах. В триодном включении потенциал сетки всегда равен потенциалу анода, и мощность, рассеиваемая сеткой, может не достигать допустимого предела даже при превышении максимально допустимого напряжения.
 
У большинства ламп предельное напряжение на экранных сетках указывается в базовых режимах применения. Т.е. если это генераторная лампа, то напряжение при полной отдаче на ее рабочих мегагерцах. При работе на ВЧ сетка нагревается заметно больше, чем на НЧ, влияет протекание реактивных токов и отставание фазы. При общеннии со специалистами ВЧ негераторостроения и с производителями ламп, было выяснено, что существует зависимость предельного напряжения на второй сетке (и на аноде так же) от верхней частоты. Т.е. если лампа на 27 МГц, а использовалась на СВ до 1МГц, то согласовывались с производителем уточненные ТУ и предельные напряжения были больше.
 

killhumax

Местный
В самых хреновых случаях может возникать вторичная эмиссия. Что это-это когда при большом превышении напряжения часть электронов может начать бомбардировать стекло и изоляторы,вызывая их эмиссию. А это может привести к к отравлению катода и резкому ухудшению стабильности лампы. Так же может вызвать в общем случае электролиз стекла . В свинцовых стеклах,применяемых в настоящее время да и тогда для изготовления колбы и ножек содержатся щелочи. В процессе электролиза ионы натрия , имеюшие+,перемещаются к низкопотенциальным местам те к выводам При этом идет реакция востановления окиси свинца и может нарушится герметичность спая. Это в теории. на практике производитель как правило немного занижает паспортные данные по предельным напряжениям т е лампы имеют некоторый запас . Все зависит от самой конкретной лампы . новая , не работавшая лампа с одним вакуумом и прошедшая тренировку будут иметь разные предельные напряжения. Этот вопрос уже поднимался на форуме. Зависит и от вас что Вы хотите и насколько превышаете напругу. По крайней мере не превышайте предельной мощности рассеивания на аноде! Не превышайте напряжения накала и не снимайте большой ток если есть и не донакал.
 

Пермяк

Местный
... По крайней мере не превышайте предельной мощности рассеивания на аноде!...
Ну, наговорил , всё в кучу собрал, даже про накал.

Вопрос-то был поставлен об экранной сетке.

Общая закономерность для очень многих пентодов и тетродов: Если экр. сетка подключена к +Еа, то при увеличении напряжения питания мощность, рассеиваемая экр. сеткой, достигает своего предельно допустимого значения раньше, чем мощность, рассеиваемая анодом.
Короче: анод ещё не красный, а сетка уже сгорела:
http://www.audioportal.su/forums/showpost.php?p=300211&postcount=52
Подобный расчёт надо проводить и для SE.

Сергей , как Вы сами понимаете, опасно не само напряжение на сетке, а мощность , рассеиваемая на ней. А уж она зависит в большей степени от выбранного режима.

Поэтому я всегда с досадой читаю посты, в которых рекомендуют
"поиграться" (а это словечко вааще ненавижу!) с напряжением на сетке. Нужно всегда заранее просчитать режим сетки. Методом тыка с пентодом "играться" нельзя. Тут квалифицированно надо. Не триодик, чай.
 

Lynx

Местный
...я всегда с досадой читаю посты, в которых рекомендуют
"поиграться" (а это словечко вааще ненавижу!) с напряжением на сетке. Нужно всегда заранее просчитать режим сетки. Методом тыка с пентодом "играться" нельзя. Тут квалифицированно надо. Не триодик, чай.

Коллега, надеюсь, Ваша досада не относится к моим рекомендациям подстройки режима тетрода/пентода по второй сетке с целью оптимизации его параметров для получения оптимального или близкого к таковому сопротивления анодной нагрузки применительно к имеющемуся выходному трансформатору или фактическому сопротивлению АС? :)
 

Пермяк

Местный
Коллега, надеюсь, Ваша досада не относится к моим рекомендациям подстройки режима тетрода/пентода по второй сетке с целью оптимизации его параметров для получения оптимального или близкого к таковому сопротивления анодной нагрузки применительно к имеющемуся выходному трансформатору или фактическому сопротивлению АС? :)
Конечно, не относится. Вы-то всегда задаёте допустимые пределы подстройки.

Коллега, Вы молодец, уложили свой пост в одно предложение!:D
 

Канделев

Местный
Интересен эффект возрастания "линейности" у некоторых пентодов при превышении напряжения на второй сетке напряжения на аноде.Может дело в особенностях конструкции экранной сетки. В частности это характерно для 6П15П.
 
Интересен эффект возрастания "линейности" у некоторых пентодов при превышении напряжения на второй сетке напряжения на аноде.Может дело в особенностях конструкции экранной сетки. В частности это характерно для 6П15П.

Один из режимов Макарова Ю.А. для 6П15П (Ua=125 B, Uc2=150 B, Кг=0,18 %).
 

JAS

Member
Интересен эффект возрастания "линейности" у некоторых пентодов при превышении напряжения на второй сетке напряжения на аноде.Может дело в особенностях конструкции экранной сетки. В частности это характерно для 6П15П.

В старых ламповых приёмниках почти везде напряжение на аноде выходной лампы УНЧ (6п3с, 6ф6с, 6п14п и тд) меньше напряжения на экранной сетке на величину падения на первичке выходного транса (10-15 В), так как и сетка и транс поключались к одному и тому же конденсатору после дросселя фильтра анодного питания. Это не только из экономии. но и из соображений повышения линейности!:ku)
 

Пермяк

Местный
В старых ламповых приёмниках почти везде напряжение на аноде выходной лампы УНЧ ... меньше напряжения на экранной сетке на величину падения на первичке выходного транса (10-15 В), так как и сетка и транс поключались к одному и тому же конденсатору... Это не только из экономии. но и из соображений повышения линейности!:ku)

Про линейность не знаю, не замечал. Поговаривают об этом, да только никто не показал и не дал объяснения эффекту.

А для выходных пентодов разница в напруге анода и экр.сетки на величину падения на первичке ТВЗ - предусмотрена их конструкцией. Для EL-34, например, производитель так и задаёт режимы в даташитах. Не для линейности, а для удобства конструирования усилителей.
 

Канделев

Местный
Я имел ввиду боее значительные чем вызываемые активным сопротивлением ТВЗ различия между напряжениями на аноде и второй сетке. Например такие как в посте 10. С 6П15П приемлимые КНИ в драйвере удается получать только при больших превышениях напряжения на второй сетке. Ничего путного с ней не получается при сближении этих напряжений в любую сторону или при значительном превышении анодного напряжения.
 

Пермяк

Местный
6П15П, разработанная в 50-е гг. на замену 6П9, предназначена для паботы в видеоусилителях телевизоров, т.е. достаточно линейная и широкополосная. Как многие TV-лампы того времени, она должна была быть и низковольтной, для работы в схемах с питанием непосредственно от сети, без анодного транса. Отсюда характерные для них типовые значения Ea и Ec2 150 В (110*1,41), и 170 В (127*1,41).

Тот режим, что Вы привели, хотя и редкий, но вполне допустимый для любых выходных звуковых ламп, другое дело, что он "неудобный". Его особенность - возможность применение низкоомной нагрузки, которую предпочитает применять коллега Визард. Ну, и если вспомнить, я уже однажды имел случай показать Вам, что при уменьшенных относительно типового режима значениях Ra, пентоды приобретают "триодность" спектра, что благоприятно для звучания.
https://audioportal.su/forums/showpost.php?p=307162&postcount=610

О предельном напряжении на 2 сетке в триодном включении лампы уже писалось, но вопросы вновь возникают.
Так какое же напряжение можно считать предельным?

Коллега, ваш вопрос, ИМХО, не имеет ответа.
Производители ламп иногда оговаривают, как Вы знаете, максимальное значение Eс2 для триодного включения (напр. ГУ-50).
Кроме того, для некоторых ламп (6L6 и её клоны, ЕL-34) производитель указывает повышенное значение Ес2 для ультралинейной схемы, эти значения вполне допустимы и для псевдотроиодов.

Во всех других случаях мы вынуждены идти на свой страх и риск. Никто не даст нам таких цифр. В этом плане полезным может быть и опыт коллег по форуму.
 

KAA

Местный
при уменьшенных относительно типового режима значениях Ra, пентоды приобретают "триодность" спектра, что благоприятно для звучания.
Общее снижение КНИ, имхо, ещё благоприятнее :).
Ни для кого не секрет, что при снижении сопротивления нагрузки ниже т.н. оптимального вторая гармоника по амплитуде начинает превосходить третью. Вот он и триод получается. Более того, при некотором сопротивлении несколько больше "оптимального" вообще происходит самокомпенсация второй гармоники.
Что до напряжения второй сетки выше анодного, то это большей частью некоторая магия цифр :). Ведь сетка не сплошная, и если напряжение на второй сетке равно анодному, то между витками потенциал всегда ниже анодного напряжения. Повышение напряжения второй сетки позволяет исключить преодоление вторичными электронами сетки потенциального барьера, создаваемого третьей сеткой, делает совсем незначительным влияние анода на поле катода, плотность тока и токораспределение в лампе практически полностью определяется потенциалом второй сетки, повышается крутизна лампы и запирающее напряжение, лампа становится более левой несмотря на повышение крутизны. Конкретное оптимальное значение определяется параметрами и конфигурацией конкретной электродной системы, токораспределением на участке вторая сетка-анод и допустимой рабочей температурой второй сетки.
 

Канделев

Местный
Похоже, что все так и есть.Важно только не превышать предельно допустимую мощность рассеяния на второй сетке.Хотя небольшое превышение и допустимо-главное чтобы лампа не пошла "в саморазогрев" со всеми вытекающими.
 

Пермяк

Местный
Ток экранной сетки ПСЕВДОТРИОДА в SE.

to Сергеев Сергей
Коллега, по заданному Вами вопросу все участники обсуждения пришли к мнению, что, конечно же, нельзя превышать допустимую мощность рассеяния на экр. сетке.

В литературе не приводятся методы расчёта этой мощности для псевдотриода в SE. Её, конечно, несложно измерить, но для этого надо собрать макет каскада, и - главное - приобрести заранее лампу.

Лично я не люблю приобретать кота в мешке, предпочитаю заранее набросать расчётец, чтобы определиться с выбором лампы, ТВЗ, ИВЭП и т. д. Поэтому и сейчас я воспользовался графоанализом. Пожалуйста - вложение.

Нижний график - ток экранной сетки. Меня несколько удивил вид кривой. кривая И здесь экранная сетка ведёт себя замысловато, да вы сами видите.
Зная ожидаемый вид кривой, проверил ещё несколько ЗВУКОВЫХ ламп.

ВЫВОД.
Для конструкции звуковых ламп характерно то, что какой бы жёсткий режим SE мы ни выбирали, перекалить экр. сетку псевдотриода нам не удастся. Бояться надо только электрического пробоя. И как тут определить границу дозволенного, мне неизвестно.:(
 

Вложения

  • ??? ???????? ????? ? ????????????.GIF
    39.4 KB · Просмотры: 71
"Бояться надо только электрического пробоя."
Пробоя второй сетки на что? Анод соединен вместе со 2. На 1 или 3 сетку.
3 также можно соединить с анодом.
Остается 1 сетка. Верно?
 

Пермяк

Местный
Да, так получается. Конечно, можно посчитать по расстояниям между сетками напряжение пробоя, с учётом вакуума либо стекла, только ничего это не даст, ИМХО.
 
Мне тоже кажется, что не даст. Учесть качество вакуума и примесей невозможно.
 
Сверху