Пропитка и заливка трансформаторов

SSnessarev

Местный
Тема отделена. [Tommy]

Здравствуйте.
Вопрос такой, если выходной транс помещаем в медный или латунный кожух, можно ли все залить эпоксидкой. Характеристики транса не изменятся? Или транс сначала обвернуть упаковочной пленкой.
 

EduardR

Местный
Эпоксидка дает усадку и трансу может поплохеть, немного... :(
Тогда уж лучше парафином залить, его и выплавить легко, ежели чего...
 
Эпоксидка дает усадку и трансу может поплохеть, немного... :(
Тогда уж лучше парафином залить, его и выплавить легко, ежели чего...

Эпоксидка действительно даёт усадку,и не только,она ещё и сильно разогревается при застывании,но это в больших обьёмах,многое зависит от её типа,наполнителей.При правильной технологии,этих неприятностей можно избежать.
Поэтому с ней надо просто аккуратно работать,не превышая критических обьёмов.Например,при смешивании,более 2-3кг обычной эпоксидки,с временем застывания 24часа,она застывает сразу,с выделением большого количества тепла.
В профессиональном трансформаторостроении эпоксидка применяется для самых дорогих и ответственных трансов.
У нас на НТЗ её наносили вручную,обмазывали собранные трансы.Только военные или высоковольтные модели.Для постепенного застывания,примерно 40мин.,в эпоксидку добавляли специальный катализатор,потом сушка в печи.
Ширпотреб пропитывался в смеси парафина. В то время я работал в лаборатории надёжности ЦИСа, и по долгу службы,так сказать,приходилось заниматся ежегодной проверкой ширпотреба,пропитанного парафином: ТС-180,ТС-250,270,360 и.т.д.
Проверялись электрические параметры,а также сопротивление изоляции между обмотками.
Протокол был один на все годы и было видно,как скаждым годом сопротивление изоляции между обмотками заметно падает.

Я не химик-технолог,именно они отслеживали техпроцессы связанные с эпоксидкой,и не могу всё подробно рассказать,но точно знаю,что эпоксидка однозначно лучше,хотя и у неё есть свои недостатки,например,боится перепадов температур,трескается.
 

Михаил К.

Местный
Эпоксидка сильно разогревается при застывании,но это в больших обьёмах,многое зависит от её типа,наполнителей.При правильной технологии,этих неприятностей можно избежать.
Поэтому с ней надо просто аккуратно работать,не превышая критических обьёмов.Например,при смешивании,более 2-3кг обычной эпоксидки,с временем застывания 24часа,она застывает сразу,с выделением большого количества тепла.

Этот саморазогрев наблюдается либо когда в помещении очень жарко , либо когда ее геометрия такова , что отношение объема к поверхности (а значит теплоотдаче ) максимально .
Нужно просто уменьшить количество отвердителя (или инициатора и ускорителя с полиэфирной смолой) .При этом полимер получается еще и более пластичным .Полимеризация может продолжаться несколько недель .Даже если Вы сильно промахнулись в недолет , поставьте готовое изделие в духовку на пару-тройку часов при 70-90 градусах и все встанет ...
А если в качестве наполнителя для смолы использовать ферромагнитный порошок ?
 
"А если в качестве наполнителя для смолы использовать ферромагнитный порошок ?"

Уже известный тип наполнителя.
Этой хренотой,ещё в 70х,клеили долгое время стыки у ТС-180 и.т.д..Кто-то заработал на рацухе.Так после её удаления ток хх падал в двое.
Но если правильно применить,как говорится,як отой то чогож.
 

U.L.F.

Местный
Здравствуйте.
Извините если не по теме.
Вопрос такой, если выходной транс помещаем в медный или латунный кожух, можно ли все залить эпоксидкой. Характеристики транса не изменятся? Или транс сначала обвернуть упаковочной пленкой.
Я так делал... трансу не поплохело. Если это выходной трансформатор, то лучше его поместить в новый полиэтиленовый пакет... аккуратно, чтоб пакет не прорвать выступающими элементами крепежа.Силовой можно заливать без обёртки... ему от этого только лучше. Если трансформатору в кожухе излишне просторно, то свободное пространство можно заполнить кусочками пороллона( он частично пропитается смолой).
Отвердителя лучше положить немно поменьше, нагрева при застывании не будет.
Только нужно учесть, что трансформатор Вы поместите в этот кожух НАВСЕГДА, его уже не достать в случае замены или ремонта.
 

Михаил К.

Местный
Только нужно учесть, что трансформатор Вы поместите в этот кожух НАВСЕГДА, его уже не достать в случае замены или ремонта.
Шанс есть.Полиэфирка теряет 50 % прочности при 70 градусах , а эпоксидка -при 90При 120 эпоксидка становится аморфно-резиноподобной .Намоточные провода легко держат и более высокие температуры ...
После охлаждения свойства реактопластов восстанавливаются (если не началось разрушение структуры).
 

KAA

Местный
либо когда ее геометрия такова , что отношение объема к поверхности максимально. Нужно просто уменьшить количество отвердителя.

А если в качестве наполнителя для смолы использовать ферромагнитный порошок ?
Так оно практически всегда и есть при заливке :). Но по любому процесс отверждения эпоксидной смолы алифатическими полиаминами экзотермичен. Сиречь тепло выделяется всегда. Рецепт Ваш правилен, тем более что в реальности мы всегда хоть чуток, но отвердителя/пластификатора передадим - либо осознанно, либо просто инстинктивно. Тут надо быть аккуратным. Есть принципиальная разница: холодноотверждённая при комнатной температуре смола не достигает стопроцентной полимеризации - не более семидесяти процентов - и остаётся более пластичной, чем смола, которую грели (это в том числе к вопросу о предложении догреть). Вопрос решается в том числе послойной заливкой, причём ждать сутки всякий раз после очередного слоя совсем не обязательно - достаточно выждать время схватывания. Я работал с эпоксидкой в своё время очень много, в том числе заливал и моточные изделия, и микромодули собственноручного изготовления, ни разу не было проблем с деформацией из-за усадки, если слой по сторонам не слишком тонок и смоле, грубо говоря, есть куда усаживаться в объёме. Предпочитаю работать с вязкой смолой - ЭДП. Она мне и по свойствам куда больше нравится, чем ЭД5/6, и имхо куда больше вольностей позволяет.

Скорее, имхо, получите увеличение поля рассеяния.

При 120 эпоксидка становится аморфно-резиноподобной.

После охлаждения свойства реактопластов восстанавливаются (если не началось разрушение структуры).
И разлагаться начинает. Ободрать её целиком не удавалось - всё покрыто гадкими соплями. Так что на практике залитое эпоксидкой изделие, имхо, неремонтопригодно. А заливать ею что-либо с прокладкой (полиэтиленовой или любой другой) я просто не вижу никакого смысла, разве что для герметизации/влагозащиты конструктива, содержащего законченный модуль.

Это в теории. Может, кому удавалось восстанавливать, мне - нет.
 

Arkadi

Местный
Для заливки трансов есть специальные полимерные смолы, которые остаются малость пластичными. Такими заливают часто торы и обычные трансы в пластмассовых кожухах, но эта заливка очень дорогая и по цене на килограм веса сравнима с хорошим железом, а может и того дороже.
Эпоксидка при сушке, если ею пропитать катушку, может порвать тонкие провода на ней, поэтому туда желательно добавлять специальные пластификаторы.
Можно еще попробовать пропитывать битумом и составами на его основе, покрайней мере, силовики часто так пропитывают и в настоящее время.
Мне встречались довольно часто сигнальные НЧ трансы на пермалое и им подобном железе и бумажные кондеры, с заливкой битумом. Причем, спустя 40-50 лет даже не потрескавшимся.
 

U.L.F.

Местный
...
Эпоксидка при сушке, если ею пропитать катушку, может порвать тонкие провода на ней, поэтому туда желательно добавлять специальные пластификаторы.
...
На заре своего увлечения лампами, всегда пропитывал катушки эпоксидкой... проводом тоньше 0,1, правда мотать не доводилось, но даже 0,1 никогда не рвался эпоксидкой... хотя много раз слышал, что такое возможно.
А вот про битумную заливку идея хорошая. Так иногда бываю залиты "фирменные" трансформаторы и трансформаторы из военной техники.
 

Pavel Ad

Active member
Силовики и выходники заполнял герметиком(*правда затратно:))Пробовал заливать накальники -битум +масло-1 к одному,при правильном трансе проблем не возникало.
С уважением,Павел.
 

Anatolii

Местный
наши лучшие товарищи китайцы делают гелевые свечки . я пробовал этим гелем заливать пермаллоевые трансы. получилось очень даже неплохо.
 

bezen4UK

Местный
Здравствуйте.
Если кожух герметичный, то можно песком засыпать.
 

Михаил44

Местный
А зачем,Уважаемые,транс заливать вообще,если он хорошо намотан? Емкость увеличивать?
С уважением,Михаил
 
Слушаю уже много лет выходной транс засыпанный мелким песком.
Всем советую.
 

J.Impro

Местный
А какой песок лучше засыпать?:)
Никто не пробовал бетонировать?
 

EduardR

Местный
Ну ребята, вы даете, чесслово. Бетон он ведь на воде, да и стынет довольно долго. Транс водой с солями металлов пропитается (там еще и щелочная среда от гидроксида кальция, который образуется из оксида кальция при его взаимодействии с водой. А оксид кальция образуется при обжиге пород), тогда ему место уже на помойке...
Если уж заливать, то я бы залил сам транс воско-парафином сперва, покрыв транс полностью, а сверху это дело уже залил бы эпоксидкой, пропустив через нее выводы. Тогда конструкция герметичной получится, но и расковырять можно будел легко и живьем его взять, ежели чего...
 

aluma

Местный
Да это дядька-Заслуженный ветеран шутит,имхо. :)
А серьезно,так кварцевый песок добавляют в битумные составы для теплопроводности и были упоминания о фирменных аудиотрансах с песком
(вроде даже на форуме,но найти,увы :( )

С уважением. Александр Улановский
 

EduardR

Местный
С песком тоже не все гладко. Гигроскопичный он, потому непосредственно перед засыпкой прокалки требует.
 
Битумы - бывают разные. С Т плавления и 60-90 град, и есть - 130 и выше. для наших целей лучше вторые, лишьбы изоляция на проводе выдержала.
А жесткость высокотемпературного битума - снижается,( как и Т плавл,) - при добавлении небольшого количества моторного автомобильного масла, например М6з/14. Когда я раньше занимался ремонтом и восстановлением свинцовых АКБ - так готовили заливку. Правда, если масла переборщить - получается, как пластилин, не стынет никогда, всегда мягкий и липкий. При правильном подборе состава - заливка и в мороз не трескается, и при нагреве под капотом автомобиля - не сильно размягчается, ну уж точно - не вытекает.
А если заливать эпоксидкой - я бы предложил в 2 этапа.
Сначала аккуратно обмотать весь транс вспененным полиэтиленом 2мм - им счас упаковувают много бытовой техники, и на стройрынках он есть.
Потом развести немного смолы (ЭДП или ЭКФ), подогреть до 50 -70 град и дождаться начала загустевния - и обмазать тонким слоем обмотанный транс. Затвердеет примерно через полчаса или несколько минут - как подобрать кол-во отвердителя. Потом Взять уже достаточное количество смолы, не добавляя отвердитель, добавить 5-10 % ацетона ( растворитель не подойдет), перемешать до получения очень жидкой консистенции ( с палочки капают отдельные капли, а не струйка смолы ) потом добавить отвердитель из расчета 12% ( чуть больше нормы ) - и заливать транс в кожухе - с песком или без - зависит от фантазии. Застывает такой раствор - до схватывания - несколько часов, а до полного - 48 часов и более. Причем сушить - лучше на батарее и при хорошей вентиляции. Таким способом я заливал самонавитые тороидальные сердечники из трансформаторной стали - чтобы насвозь пропитались. После схватывания - смола напоминает твердую резину - проминается под ногтем или скальпелем. Ну а первая "скорлупа" - предохранит обмотку от негативного воздействия смолы и ацетона. Перед всеми мунипуляциями, - обмотку при желании, можно проварить в парафино-воске.
Удачи.
 
Сверху

all-audio.problack-job.netkakbik.infomanagement-club.comsafe-crypto.mevse-multiki.comultrasoft.solutions