Реставрация карболитовых деталей

  • Автор темы ZXS

ZXS

Местный
Поделитесь опытом - положительным, либо отрицательным -
по очистке/отмывке/приведению в хороший вид
карболитовых деталей старых радио-электро-прочих аппаратов :
ручек, рамок, корпусов, обрамлений и проч.
Из своего скромного опыта могу сказать, что мытьё оных
теплой водой с мылом ( или даже без него ) с помошью даже мягкой щеточки-кисточки приводит к "вымыванию" каких-то составляющих
пластика. После такой "водной процедуры" детали безвозвратно
приобретают матовый, как в мелких трещинках, вид.
Не хочется портить. Но подчас в руки попадают такие детали
в очень сильно загрязненном виде. Думаю, многие сталкивались
с подобной проблемой.
Заранее благодарен !
 
Тут уже была тема про карболитовые ручки. Карболит, похоже, бывает с очень разными свойствами. Например, мне, когда надо было очистить, попался стойкий и выдержал горячую воду с синтетическим моющим средством, простое отмачивание (не кипячение). А у других и в холодной воде портился. Черный царапанный карболит, как то, удалось реставрировать сначала зашкурив очень мелкой шкуркой что бы убрать царапины, а потом полировка войлочным кругом на сверлильном станке с пастой Гои на низких оборотах долго и нудно. И, главное, неторопясь, а то чуть перегреешь и начинай заново. Лучше все проверить на похожей, но не нужной ручке.
 

arcam

Местный
мытьё оных теплой водой с мылом ( или даже без него ) с помошью даже мягкой щеточки-кисточки приводит к "вымыванию" каких-то составляющих пластика. После такой "водной процедуры" детали безвозвратно приобретают матовый, как в мелких трещинках, вид.

Много, очень много перемыл я карболитовых деталек на ретро приёмничках и могу сказать, что Вы все делаете правильно. Можно даже использовать стиральный порошок вместо мыла. А вымывается из них полувековая грязь и человечий жир от рук.
Просто после такой промывки протрите их тряпочкой с машинным маслом.
 

ZXS

Местный
вымывается из них полувековая грязь и человечий жир от рук.
Так-то оно так, да не совсем... Все же какие-то составляющие самого
пластика тоже вымываются к сожалению. И запах характерный при этом
появляется, фенольный какой-то. Например, вспоминаю старинную телефонную трубку : да, снаружи, где много лапали руками - там,
понятное дело и от рук "ущерб" заметный есть. Но и в тех местах -
во впадинах, куда рукой-то особо и не залезешь, разве что нарочно -
и там поверхность стала матовой.
 

arcam

Местный
Как-то зимой купил на рынке карболитовый репродуктор Филипс 1932 года, а когда принес его домой и он стал оттаивать по появился тот самый совершенно отчетливый запах!
Так что ничего страшного, мойте и протирайте машинным маслом. По крайней мере проверено более чем на сотне приемников.
 

Леонидович

Местный
Вопрос уважаемым знатокам по карболиту - чем его клеить и чем шпаклевать?
Задача склеить и потом зашпаклевать трещины в корпусе приёмника Москвич.

Эпоксидкой раньше пробовал - не держит (видимо какая-то несовместимость у неё с карболитом).
 

arcam

Местный
Опять же из собственного опыта: уронил как-то я этот самый "Москвич" с багажника велосипеда на полном ходу и, ясное дело, разлетелся корпус на мелкие кусочки. Погоревал и решил его склеить, после склейки цианакрилатом с маркой "Момент" корпус стал лучше прежнего (шутка конечно), но склеилось без проблем. Важно только, чтобы не потерялись мелкие кусочки.
В случае, если все же есть утраты, то эти места заделываем автомобильной эпоксидной шпаклевкой с последующей окраской.
Результаты такой реставрации на примере приемника "Луч" здесь:
http://www.radiomuseum.org/r/sarapoul_luch.html
 

ZXS

Местный
И все же что-то уходит...

Отмывал давеча карболитовый корпус от приемника "Волна".
Мыльный раствор, в котором вымачивался корпус, приобрел
коричневый оттенок. А сам корпус после отмывки стал пахнуть
фенолом ( или чем-то подобным ).
Первоначально довольно таки "глянцевый", корпус стал
заметно матовым. Ну, это можно списать на удаление
жира/масел различного происхождния.

Что-то из старого карболита все-таки вымывается.
На внутренних поверхностях - меньше, снаружи - больше.
Влияние света ? Рук ? Воздуха ?
 

доктор

Местный
Карболит и фенопласты (черный аналог карболита) при старении разлагаются с выделением ангидридов. Во влажном воздухе в повехностном слое образуются кислоты, разрушающие пластик с образованием пор. Если посмотреть на старые изделия - видно, что поверхность, открытая солнечному свету как бы "закипела". Это и есть поры с продуктами разложения. Но они закупорены грязью извне.При мытье они вымываются, и мы чувствуем запах.

Такое происходит с некачественно изготовленным карболитом, сделанным полупьяными советскими рабочими с нарушением норм. В бакелитовом письменном приборе, преподнесенном товарищу Сталину такого не наблюдается...
 

доктор

Местный
Вообще замечено, что больше всего "старит" фенопласты именно солнечный свет и повышенная температура. Однажды, гуляя по заброшенному полигону МРТЗ, я наткнулся на закоулок, где не ступала нога человека лет 30. На столе под деревом лежали октальные лампы 1952 года. Стороны их цоколей, обращенные к солнцу, были покрыты трещинами, в то время как теневая сторона выглядела не хуже новой.
 

ZXS

Местный
Вообще замечено, что больше всего "старит" фенопласты именно солнечный свет и повышенная температура.

Вот вот ! И еще, видимо, человеческий пот/жир - где частое
соприкосновение с руками - даже лучше блестит,
но после отмывки выглядит хуже, чем даже постоянно
освещаемое.

В бакелитовом письменном приборе, преподнесенном товарищу Сталину такого не наблюдается...

Уж наверное !.. :):):)
 

доктор

Местный
Потребовалось оживить карболитовые ручки от приемника. Просто протер их тряпкой, смоченной разбавленным лаком ХВ-784 (первый попавшийся лак для дерева). Предварительно вымыл с мылом и высушил феном. Лак впитался в поры, излишки стерлись. И стали ручки почти как новые....
 

А.Воробьев

Местный
После тщательной отмывки карболитовых деталей обязательно нужна их "консервация" и полировка. Для этого лучше применять не синтетические лаки, а натюр-продукты. Всегда отличный результат получается после обработки желеобразной пастой на основе пчелиного воска и растворителя, например бензина. После высыхания растворителя, воск хорошо заполняет все поры и белесый цвет пропадает.
 

J.Impro

Местный
Интересно, а можно ли восстановить карболитовую деталь путем размола ненужных частей и склеивания?
 

А.Воробьев

Местный
Интересно, а можно ли восстановить карболитовую деталь путем размола ненужных частей и склеивания?
Конечно можно! Причем новая деталь будет совершенно не отличима от исходной. Нужно только стараться максимально тонко измельчить исходный материал и густо замешать его со связующим, например на эпоксидке. Чтобы устранить излишний блеск новой детали, ее необходимо "состарить", придав слабую матовость или микрошероховатость либо химическим путем, либо с помощью "нулевки".
 

J.Impro

Местный
Ну вот и рецепт для ремонта Волны!
 

подводник

Местный
....... после склейки цианакрилатом с маркой "Момент" корпус стал лучше прежнего (шутка конечно), но склеилось без проблем.
Какой клей имеется в виду- который в маленьких тюбиках?
Есть необходимость воспользоваться советом..
 

доктор

Местный
Реставрирую корпус "Москвича". Грязь отмыл в тазу со стиральным порошком, замочив на час, затем подержал в чистой воде. Т.к. на верхней крышке имелись глубокие царапины - сшлифовал их шкуркой Р320, прижимая её бруском, затем ей же вручную, постепенно ослабляя нажим, после чего довел до блеска Р1500. Никаких механических шлифовалок не нужно, иначе перегреется, и будет пузырь.

После обработки шкуркой - карболит очень гладкий, имеет матовый блеск, и выглядит как более дорогой материал - так бытовую технику никогда не делали.

Никакими маслами пока не обрабатывал, попробую восковую мастику.
 
все это конечно хорошо, но некоторые карболитовые корпуса выглядят еще благороднее под слоем прозрачного лака, сразу появляется глубина цвета как в автомобильных перламутровых красках на которые без лака и глядеть не интересно.
 

доктор

Местный
Было бы заманчиво защитить карболит от атмосферных воздействий лаком. Но каким именно? Нужен такой, чтобы не облез через год, и чтобы не портился от протирки спиртом.
 
Сверху