SE и PP, настройка и звучание усилителей

Алекс

Местный
Всем Привет!
Вопрос для Wizard:
Скажите, уважаемый, при настройке Ваших усилителей, на что Вы в первую очередь обращаете внимание: на точное соблюдение расчитанных режимов, на реальную подстройку по гармоническому хвосту, очень интересует вопрос, как Вы смотрите гармоники, учитываете ли форму спектра, ведь это реально влияет на звук, либо всё уже учтено в теоретических расчётах?
 

wizard

AUDIO Team
Маэстро Гроссо

Стараюсь точно выдерживать рассчитанные режимы, а затем слушаю,слушаю,слушаю...
 
Можно я вякну кратко, поскольку вроде бы в тему....Недавно собрал пушпулл, на 6Э5П триодом, а пушпулл только потому, что подарил Олег трансы двухтактные, очень добрые, и вот, сначала я НА СЛУХ накрутил балансировку плечей, как мне лучше было , а потом уж проверил на анализаторе спектра. Очень точное совпадение, типично однотакный спектральный хвост в перекошенном двухтактнике и есть тот самый звук, что меня устраивает много лет.А сколько ни заставлял себя привыкнуть к правильно настроенному пушпулу- не смог , душат там его, что ли- но - не поёт!
 
Полностью согласен с Александром по поводу двухтактов. Слушать их менее приятно.

Ю.А. Макаров когда-то высказался о виниле и сиди так: "винил приятнее слушать, сиди удобнее тестировать". Перефразировав, можно сказать так: "однотакты приятнее слушать, двухтакты удобнее измерять". :)

Алексей.
 

Алекс

Местный
Ну, может быть измерять с технологической точки зрения удобно и РР и SE, а слушать, то это индивидуально очень.
Согласен, перекосив балланс в РР, можно задрать 2-ю гармонь до подобия SE, ведь, что-бы не говорили про компенсацию четных в двухтакте, практически никогда полностью они не подавляются, но ведь в перекошенном выходном каскаде да на полной мощности вылезут такие искажения, что и реальные хрипы слышны, и 5-я,7-я и 11-я видны, правда это особенно проявляется в режиме АВ. А лукавить, дескать, полоса и гармоники по уровню -3dB, или я вообще на 1 ватте слушаю, и мне больше не надо, давайте не будем, усилитель должен иметь запас по мощности и перегрузке, независимо от чувства акустики. Ваше мнение?
 

Oleg

Эксперт
, усилитель должен иметь запас по мощности и перегрузке, независимо от чувства акустики. Ваше мнение?
Должен-должен. Возможно, я иду к тому же конечному пункту, что и Визард, но другой дорогой. Для того, чтобы слушать музыку на громкости меньше ватта, я сделал усилитель на 35 Ватт, с чувствительностью 4 Вольта, которых никогда не будет на входе . Блок питания в этом усе, естественно, не такой, как в одноваттном. А линейность лампы с раскачкой не более 10% от максимальной ... А индукция в сердечнике в 10 раз меньше максимума... Ну сами понимаете.
 

Алекс

Местный
Полностью согласен, запас карман не тянет. Поэтому, анализируя схемы, всегда удивлялся, почему, определив триод по статическим характеристикам на максимум мощности, не всегда учитывают динамический режим, что это только средний ток от источника в режиме А постоянен, а мгновенное значение в пике гуляет , к примеру от 20мА до 1А, в результате в БП нет практически никакого запаса, на максимуме он вообще захлёбывается, на 1 Ватте присутствует то самое отсутствие динамики, субъективное впечатление, что всё зажато.
Кстати о входной чувствительности: не рассматривая сейчас Ваш, Oleg, частный случай, (а всё-таки какая малосигнальная лампада у Вас на входе, с каким раскрывом?) хочется понять, к какому стандарту по входу склоняется народ, 775мВ по DIN и ГОСТАМ, или к 2В от CD, ведь всё равно эти 2В надо делить? Или кому что нравиться?
 

Oleg

Эксперт
На входе - дифкаскад (динамический диапазон по входу увеличивается вдвое) на 6С3П с резистором в катодах на минус 70 Вольт. Он же -фазоинвертор и драйвер для двух 6П45С. Плюс небольшая ООС (я её не боюсь), чтобы увеличить демпинг-фактор.
По поводу нужной чувствительности - я склоняюсь к стандарту на 2В.
 

Алекс

Местный
Дифф. каскад - это прямо мне бальзам на душу, у самого такой стоит, только на 6Н8С, МЭЛЗ, 1951 года, (оцените, уже три года дедушки играют), и тоже с минусом вольт на 80. Мало где толково расписываются преимущества таких каскадов, недавно листал двухтомник "Ламповые усилители", издательство "Советское радио" 1950г., перевод материалов Массачусетского Технологического Института, так вот там четко разъяснено, зачем отрицательный источник в хвосте, как подавляются синфазная помеха в т.ч. от источника питания, за счет этого и динамический диапазон шире и т.д.
Кстати, как с 6С3П удалось получить чувство 4 В, при таких смещениях всё у неё криво, макс. 1,5В, или я что-то упустил?
 

Oleg

Эксперт
Так ООС правую сетку тоже двигает в такт сигналу. Между сетками больше 3 Вольт и не бывает.
ЗЫ Для 6С3П у мення такой режим - Ua=180, Ia=10
 

Oleg

Эксперт
Впрочем, всё это к МГ отношения не имеет. Обсудим в другом месте?
 

Алекс

Местный
А-а-а, я не учел общую ОС, понятно, у второго триода вместо кондера на земле, через делитель сигнал с выхода.
А как у Вас с симметрией? Имея кучу 6С3 и 4П, я как-то не добрался до того, чтобы применить их в дифф. каскаде, всё больше двойные триоды.
А что до того, чтобы обсудить, то я всегда за, но сегодня много не получится, у нас рабочий день заканчивается :D, но можно создать тему по дифф. каскадам, и пообщаться, может кто и присоединится, толковое посоветует.
 

Oleg

Эксперт
За симметрией я не гонюсь - не вижу особого смысла. В СЕ асимметрия 100% - и нормально.
Кстати, по поводу перегрузочной способности и запаса по величине сигнала. Народ с ума сходит, чтобы изобрести высоковольтный драйвер для 6С33С и ГМ70. А может, и не стоит? Пускай гм-ка качается 30-ю вольтами и выдаёт несколько ватт. Зато каких!
Щас до нас доберётся супер-модератор Томми и вырежет в отдельную ветку.
 

Rezvoy

Active member
Пока не вырезали-высоковольтный драйвер не самоцель,а тот же запас что и у Вас.Я мотаю трансы с максимально разумным К для того что бы облегчить работу лампы,получить большую линейность.
 

Алекс

Местный
Смысл симметрии, как я понимаю, минимизация гармоник, всё это видно и хорошо меряется, если есть чем мерять. Ну не верю я в то, что неотрегулированный в этом плане на полной мощности усилитель звучит на том самом 1 Ватте так же, или лучше, чем отрегулированный!
По поводу перегр. способности для драйвера, то этим летом в теме SE на 6С33С я это и предлагал, т.е. самый линейный режим, зато ИП должен быть с таким запасом!!!
 

Oleg

Эксперт
Так симметрия убирает только чётные гармоники. Какой смысл сводить в ноль вторую, если третья- полпроцента? У несимметрированного РР, совершенно ненастроенного, вторая гармоника примерно такая же, как третья, плюс-минус пара дб.
 
...а у перекосяченного РР вторая выше третьей на 8-10 дб. И звук абсолютно другой.А вылазят высшие гармоники, ясный перец, при перегрузе, непременно, и у перекошенного- раньше, тоже ясно, но до перегрузки мы хоть музыку услышим...
 

Алекс

Местный
Привет, продолжим общение?
По поводу подавления чётных: в теории может быть и подавляются, реально я ни одного РР не видел, где бы вторая была подавлена полностью. И по практике, огибающая гармонического хвоста имеет вид затухающей синусоиды. Что касаемо разного звука при разном спектре, так это и обсуждать нет смысла, это очевидно, другой вопрос, что у каждого свои вкусы. Я, к примеру, когда большая третья, не могу слушать вылезаемые присвистывания и пришепетывания на вокале, неприятно, сразу хочется искать другой режим лампе, снижать третью. Самое удивительное, что такой звук вылезает часто в конкретной выходной лампе в рекомендованном для неё режиме.
 

Oleg

Эксперт
Вот поэтому я и не гонюсь за симметрией. Более того, мне очень нравится схема а-ля Фестиваль - без фазоинвертора, с несимметричной раскачкой выходного каскада.
Вот реальные спектры двух каналов, выполненных по такой схеме (на 6П43П).
http://olc67.narod.ru/Dist.htm
Усилитель не настраивался, лампы не подбирались - что воткнулось, то и стоит.
Как видите, на малых уровнях (до 0.5 ватт), спектр похож на однотактный. Дальше вылезает третья гармоника выходных ламп. Причём, картина разная для разных каналов. Это наводит на мысль, что подбором ламп спектр можно существенно улучшить.
 
Ещё один, очень заметный эффект: при превышении чётных над нечётными бас меняется, появляется расслабон и некоторая гулкость, на слух мне лично именно так и нравится ,в противовес собранному аскетичному и сухому звучанию с преобладанием нечётных.
 
Сверху