Ден 123
Местный
Всем привет!
Отдельное, особое спасибо:
Татафу и Гэгену - за моральную поддержку, одобрямс и направлямс
Визарду и Ясному Соколу за техническое обоснование и пропагандирование некоторых неявных с инженерной точки зрения явлений
Хрюну и Доксографу за подсказки....
Жили-Были Страдивари, Гварнери, Амати... И делали они для настоящих "пацанов" - Барабаны, для остальных скрипки
Теперь пришел мой черед!
Довел до приличного звучания макет своей Скрипки, см схему во вложении. 2А3+6Ф12П
Как видно из схемы, это УПТ до вых транса. Смещение задается падением напряжения на активном сопротивлении дросселя, "на голове" у драйвера. Выходной каскад жестко прибит и удерживается драйвером. Ачх получилась достаточно скромной по -3 20Гц - 21 кГц, снизу ограничение вых транса, сверху - драйвера, для расширения полосы вверх потребуется более токовая лампа, 6С45п , 5Э5П...
БП драйвера и Вых каскада раздельные, с раздельными трансами питания. L-фильтры с достаточно скромными наборами С. У вых каскада 5500 мкФ, у драйвера 12000. Именно так, увеличение С до 20 000 в БП Выходного каскада не дает такого эффекта, как увеличение С в БП драйвера до 12000. Дальнейшее наращивание до 40000 (больше не было под рукой ) в БП драйвера не дает заметного результата. Здесь надо отдать должное Визарду, с его идеей С=100I/U для драйвера, можно больше… Однако скорее прав Татафф, что всего должно быть в меру, а улучшение звучания на НЧ напрямую связано с резонансом С БП и дросселей, анодного и «головного» драйвера.
По поводу Анодного дросселя драйвера: очень «ответственный» элемент и требует настройки по методе Ясного Сокола на предмет «дрожания». При зазоре типа «дрожащий дроссель» и чуть больше, звучание приобретает динамику, масштабность и объем. – Это субъективно и ИМХО
В БП Выходного каскада я такого не наблюдал.
По поводу обоих БП - сливные резисторы резко снижают «кайф» и мутят звук.
Ub вых каскада 290 вольт
Ub драйвера 235 вольт
Любопытно расположение дросселя питания драйвера, он установлен в разрыв массового провода. Так оказалось наиболее правильно с т.з. кГ и полосы пропускания. Думаю, что связано с симметричной нагрузкой БП. Не менее любопытно направление включения дросселя – меняется характер звучания.
По поводу дросселя на голове: EI железо, собран с зазором, сечение 5 кв. См, намотан проводом ПЭШО 0,1 по меди, 5 секций, деление на секции условное, мотался до заполнения, получичилось довольно – приличное сопротивление 2,65 кОм и индуктивность 87 Гн. Замер индуктивности проводился при токе подмагничивания 17 мА, на частотах 50, 100 Гц. Последовательно ставился резистор 1 кОм и сравнивались падения напряжения на резисторе и дросселе. КПД конечно крайне низок, но еле заметное «жужжание» наступает при напряжении 37 вольт. Окончательно жужжит при 41 вольте.
Жужжание- при выключенном питании вых каскада и подключенной АС слышим жужжание в АС, продукты гармонизации лезут
Сравнивал с резистивным каскадом, резистор в 30 кОм кидался на Ub+ вых. каскада, не понравилось, вернул дроссель – играет воздушнее, детальнее, динамичнее.
Драйвер выбирался по принципу КУ и Ri, согласитесь что 100 и 4,6кОм не часто встречается. 6Ф12П, и триод и пентод в триоде (2-я сетка через 150 на анод) звучат очень приятно и оставляют далеко позади "легенду" 6Н9С от МЭЛЗа. Звучание похоже на 6С5С, испытывались разные модификации, но наиболее звучащей на мой слух оказалась конструкция с более выраженным микрофонным эффектом. Микр эффект у этой конструкции, к стати, меньше чем у 6С4П и звучат они (триод и пентод в триоде) приятнее. На схеме не изображены регулятор громкости, он типа L 6,8 кОм+ 100кОм и антизвонный резистор в сетке драйвера - резистор старый углеродистый немецкий из приемника САБА номиналом 150 ом.
Отдельное, особое спасибо:
Татафу и Гэгену - за моральную поддержку, одобрямс и направлямс
Визарду и Ясному Соколу за техническое обоснование и пропагандирование некоторых неявных с инженерной точки зрения явлений
Хрюну и Доксографу за подсказки....
Жили-Были Страдивари, Гварнери, Амати... И делали они для настоящих "пацанов" - Барабаны, для остальных скрипки
Теперь пришел мой черед!
Довел до приличного звучания макет своей Скрипки, см схему во вложении. 2А3+6Ф12П
Как видно из схемы, это УПТ до вых транса. Смещение задается падением напряжения на активном сопротивлении дросселя, "на голове" у драйвера. Выходной каскад жестко прибит и удерживается драйвером. Ачх получилась достаточно скромной по -3 20Гц - 21 кГц, снизу ограничение вых транса, сверху - драйвера, для расширения полосы вверх потребуется более токовая лампа, 6С45п , 5Э5П...
БП драйвера и Вых каскада раздельные, с раздельными трансами питания. L-фильтры с достаточно скромными наборами С. У вых каскада 5500 мкФ, у драйвера 12000. Именно так, увеличение С до 20 000 в БП Выходного каскада не дает такого эффекта, как увеличение С в БП драйвера до 12000. Дальнейшее наращивание до 40000 (больше не было под рукой ) в БП драйвера не дает заметного результата. Здесь надо отдать должное Визарду, с его идеей С=100I/U для драйвера, можно больше… Однако скорее прав Татафф, что всего должно быть в меру, а улучшение звучания на НЧ напрямую связано с резонансом С БП и дросселей, анодного и «головного» драйвера.
По поводу Анодного дросселя драйвера: очень «ответственный» элемент и требует настройки по методе Ясного Сокола на предмет «дрожания». При зазоре типа «дрожащий дроссель» и чуть больше, звучание приобретает динамику, масштабность и объем. – Это субъективно и ИМХО
В БП Выходного каскада я такого не наблюдал.
По поводу обоих БП - сливные резисторы резко снижают «кайф» и мутят звук.
Ub вых каскада 290 вольт
Ub драйвера 235 вольт
Любопытно расположение дросселя питания драйвера, он установлен в разрыв массового провода. Так оказалось наиболее правильно с т.з. кГ и полосы пропускания. Думаю, что связано с симметричной нагрузкой БП. Не менее любопытно направление включения дросселя – меняется характер звучания.
По поводу дросселя на голове: EI железо, собран с зазором, сечение 5 кв. См, намотан проводом ПЭШО 0,1 по меди, 5 секций, деление на секции условное, мотался до заполнения, получичилось довольно – приличное сопротивление 2,65 кОм и индуктивность 87 Гн. Замер индуктивности проводился при токе подмагничивания 17 мА, на частотах 50, 100 Гц. Последовательно ставился резистор 1 кОм и сравнивались падения напряжения на резисторе и дросселе. КПД конечно крайне низок, но еле заметное «жужжание» наступает при напряжении 37 вольт. Окончательно жужжит при 41 вольте.
Жужжание- при выключенном питании вых каскада и подключенной АС слышим жужжание в АС, продукты гармонизации лезут
Сравнивал с резистивным каскадом, резистор в 30 кОм кидался на Ub+ вых. каскада, не понравилось, вернул дроссель – играет воздушнее, детальнее, динамичнее.
Драйвер выбирался по принципу КУ и Ri, согласитесь что 100 и 4,6кОм не часто встречается. 6Ф12П, и триод и пентод в триоде (2-я сетка через 150 на анод) звучат очень приятно и оставляют далеко позади "легенду" 6Н9С от МЭЛЗа. Звучание похоже на 6С5С, испытывались разные модификации, но наиболее звучащей на мой слух оказалась конструкция с более выраженным микрофонным эффектом. Микр эффект у этой конструкции, к стати, меньше чем у 6С4П и звучат они (триод и пентод в триоде) приятнее. На схеме не изображены регулятор громкости, он типа L 6,8 кОм+ 100кОм и антизвонный резистор в сетке драйвера - резистор старый углеродистый немецкий из приемника САБА номиналом 150 ом.