Создание Универсального СуперДрайвера (УСД)

wizard

AUDIO Team
А по поводу УМЗЧ на ГМ я уж и забыл. Хорошо,что рекомендации
оказались востребованными.
"МЫ" плохих драйверов не советуем. Их и без того есть...

А, может быть, как здесь принято сленгировать - замутить
суперуниверсальный драйвер, например, на 100 - 150 - 200 В амплитуды,
но без трансформатора, дросселя, конденсаторов разделительных?

Это-ли не Вильям Шекспир?

Для запаса по линейности, полагаю, можно оставить 150 В амплитуды,
т.е. для любителей иностранных вариантов = 300 В пик-ту-пик.

Учитывая мнение Олега, например, о сверхзапасе линейности в его
усилителях. И запасе по мощности - тоже не малом.

Вопрос не столько в амплитуде,сколько в величине емкости,которую надо прокачивать в выходном каскаде.
Мне представляется, что это не менее 1000 пФ = 1 нФ,чтобы тоже
приобрести некоторую универсальность.

Теперь осталось вычистить флеймизм калёным прямым катодом,
а затем создать ветку по Универсальному СуперДрайверу (УСД),
в которой сначала рассмотреть техническое задание,а затем уж
переходить к предложениям конкретным.

Вдруг для Адептов Высоковольтников предложенные мною значения напряжения и емкости будут слишком малы. Не плохо было бы и определиться с верхней частотой, поскольку нижняя = 0 Гц.
 

DIM

Местный
Так это пентод получится, здесь их не любят почему-то. Может готовить не умеют? :lol:
А идея более чем востребована!!! :beer:

На самом деле я себе пока не представляю драйвер на 200 Вольт, прямонакальные лампы просятся или действительно пентоды, но уже мощные.
Да и нужно ли 200 В., наверное, цифра 125 будет наиболее уместна. Или нет?
 

Tommy

Местный
Так это пентод получится, здесь их не любят почему-то.
Не все, не все :wink:. Мне, например, нравятся в раскачке прямонакального триода. Именно с пентодом можно получить существенную компенсацию искажений выходной лампы и подобрать наиболее благозвучный (на свой вкус) результирующий спектр гармоник.
 
Советую обратить внимание на лампы ГС6В, ГС14.

Существует также лампа ГИ3, способная выдать и 500 вольт от пика до пика :)
 

Rezvoy

Active member
Да мало ли в Бразилии ДОНОВ ПЕДРОВ!
Ладно,посчитаем:Umвых=150В,Umвх=1,5В следовательно К=100.Применительно к этим параметрам знаю только один триод- Г811.При Ra=20кОм ,Uп=1500В и Iа=20мА без токов сетки с резистивной нагрузкой даст К=120,Rвых=8-10кОм и Im=10-15мА. Остальное пентоды и 2х каскадные схемы.
 

Oleg

Эксперт
У кого-нибудь есть левая часть ВАХ 811-й лампы? В даташите от RCA нарисована только правая.
 

Rezvoy

Active member
Я пытался снять-очень тяжело.Помню что Ri намерил порядка 10К при 1100В ,а смещение-забыл,по моему -5-10В при токе 20мА.С дросселем давала усиление 150.
 

Oleg

Эксперт
Светка делает эти лампы с мю 3 и 10 (SV811-3, SV811-10)/А есть ещё SV572-160, но там тоже дана только правая часть характеристики.
 

Rezvoy

Active member
У светки в даташитах есть 811 и там можно разглядеть(и додумать) левые характеристики.

Ай-ай-ай!Убрали они ее! Где то дома должна быть распечатка.
 
ДЫК патаму чта всё что свыше 30- это правые лампы, ( десятка уже почти что правая) и наше ЛЕВОЕ дело- не для них...
 

wizard

AUDIO Team
Вполне поддерживаю и одобряю мнение Алексея Шалина относительно
ГС-6В. Когда-то я даже построил для неё линию оптимальной нагрузки:
10,8 кОм, которая уперлась в напряжение питания 700 В, ток покоя
40 мА, напряж. анод - катод 250 В, смещение - 28 В. Мощность анода
у этой лампы 28 Вт, крутизна 22 мА/В, коэфф. усил 65, ток накала
от 0,82 до 0,96 А при 6,3 В. При этом режиме она дает 100 В амплитуды
на этих самых 10,8 кОм.

Но оформление - титано-керамическое и коаксиальное.

Что касается ГС-14, то у неё значительно кривее характеристики,
поэтому мне меньше нравится.

ГИ-3 - это уже существенно высоковольтная и довольно "правая" лампа,
что для "левого дела" не политкорректно. Конечно, временный союз
с инакомыслящими возможен,но только для достижения победы собственных идей.:) :(
 
2 Wizard

ГИ3 - совершенно нормальная "левая" лампа. Её типовой режим, указанный в справочнике Гурлёва, таков: 400 в, 16 ма, -15 в на сетке, крутизна в этом режиме - 2,2 ма/в, усиление - 16,25.

Поскольку на аноде она терпит 2500 вольт, её можно с лёгкостью запитывать от анодного источника для ГМ70.
Мне удавалось загонять её в минус 20 вольт на сетке и с межкаскадным трансом получать амплитуду в 500 вольт от пика до пика на выходе.

Но я в общем-то не настаиваю на её применении.

Титанокерамические триоды очень неплохи в качестве мощных драйверов.
ГС4В, ГС6В, ГС11, ГС13, ГС14, ГС21, ГИ25 могут терпеть 300-450 вольт на аноде, имеют внутреннее сопротивление - 3-5 кОм и, в силу конструкции, малые междуэлектродные ёмкости.
ГС6В из них, пожалуй, лучшая лампа.

Я пробовал также ГС4В в таком режиме: 280 в, 20 ма, -3 в на сетке, в аноде транс 1:1. На выходе легко получалось 310-320 вольт от пика до пика.
Спектр гармоник этих ламп измерял Сергей Васянин, и он получился вполне удоволетворительным, сравним со спектром 4П1Л в триодном включении.

В общем, лампы многообещающие, а главное - доступные.

На самом деле ГИ3 - безумно линейная лампа. Её обмерял также Сергей Васянин, выкладки по измерениям и искажениям, можно взять у него.

Просто в справочнике показаны ВАХи для оценки работы лампы в импульсном режиме, область отрицательных значений на сетке сильно сжата.
 

wizard

AUDIO Team
Для Алексея Шалина. Миль пардон. Это я про ГИ-30 начал говорить,
автоматически глядя на ГСы в соответствующем справочнике.

Но ГИ-3 на графиках как-то кривовато выглядит.

Буду не верить глазам своим. С одной стороны это радует.
С другой, - все перемерЯть,чтобы узнать истину - это сложновато.

Хочу реабилитировать ГИ-30. Вчера, глядя сразу в два справочника, я оба раза видел все-таки ГИ-3, но в Кацнельсоне, где ГИ-3 дана при больших напряжениях, выглядит очень криво и очень по-правому.

В Гурлеве ГИ-3 при более благопристойных с моей точки зрения режимах,
но из-за мелкого масштаба по оси ординат тоже кривовата.
Поэтому я верю результатам измерений Сергея Васянина.

Так вот, ГИ-30 - двойной импульсный тетрод - 15 Вт на каждом аноде.
Очень неплохой режим для него я давно уже нарисовал:анод-катод 200 В,
ток покоя 70 мА,смещение -9 В, нагрузка резистивная 2,94 кОм, 3,75 Вт на этом резисторе можно выделить в виде сигнала, при этом весьма
демократичное питание 400 В для каскада.Амплитуда напряж. 150 В,
амплитуда тока 50 мА для каждого анода.

Если запараллелить половинки, то получится 7,5 Вт мощности на выходе такого драйвера, 100 мА амплит. тока - прокачает емкости выходных
ламп весьма бурно и темпераментно. Коэфф. усил. 16,7,
т.е. чувствительность = 9 В амплитудных, эквивалентно напряж. смещения. Да и выходной импеданс при запараллеленных половинах
меньше или около 1 кОм.

ГУ-42 = прекрасный драйвер на 200 В амплитуды, 70-75 мА амплитуды тока,т.е. 7,3 Вт мощности при нагрузке резистивной 2720 Ом,но при питании каскада уже от 640 В. Анод-катод 300 В, ток покоя 125мА,
смещение - 8 В. ГИ-30 в этом смысле выигрывает.

ГУ-19 = амплит. напряж. 250 В, амплит. тока 70 мА, мощность сигнала
8,75 Вт, резистивная нагрузка 3,6 кОм, анод-катод 300 В, ток покоя 95 мА, смещение -10 В, напряж. второй сетки 250 В, коэфф. усил. 25.
 

wizard

AUDIO Team
6П36С в триоде,конечно, можно сделать драйвером: даже 265 В амплитуды при 40 мА амплитуды тока можно получить,но питание каскада
зашкаливает за 720 В,что больше, нежели для некоторых вышеперечисленных.Да и смещение -50 В. Тут точно два каскада.

Вот сколько набралось ламп и режимов, а ДИМ боялся!

Бери - не хочу.
У меня какой-то психологический барьер - 600 - 700 В по питанию.
Лучше для меня - не превышать 500 В.А при 250 В наступает идиллия.
Хотя по работе имел 4 категорию доступа,т.е. выше 1000 В.
 

Oleg

Эксперт
Масса высоковольтной батареи будет примерно такая же, что и у низковольтной при одинаковой энергии заряда. Ёмкость понадобится намного меньше. А если точнее, то вместо параллельного соединения конденсаторов, те же самые кондёры нужно соединить последовательно. Энергоёмкость батареи не изменится.
 
Она может даже вырасти, потому что энергия от напруги - в квадрате, а ёмкость от последовательного соединения- в пополаме, имеем двукратный выигрыш по энергии.
 

wizard

AUDIO Team
Я сегодня ночью как раз размышлял о равенстве:
0,5CU^2 = 2C(0,5U)^2. Это как раз в тему поста Олега.
В одном случае емкость приходится включать последовательно,но при бОльшем напряжении, а в другом - напряжение вдвое меньше,но емкость
больше. Отсюда можно определить условия одинаковости массы и габаритов при равенстве энергий. Надеюсь, не ошибся в ночном, лежа в постели, размышлении.
Сейчас привожу его даже не проверив алгебру.
 

Rezvoy

Active member
Боюсь показаться занудным но прежде чем разрабатывать неплохо бы ТЗ состряпать,а то опять надо будет тему в флейм переводить.Конкретно-амплитуда на входе,амплитуда на выходе,входное сопротивление оконечника-о чем без этого рассуждать?
Кто считает что я не прав -пусть бросит в меня камень!
 

wizard

AUDIO Team
Вы правы, я в самом начале и предложил составить ТЗ, в частности,
учитывая возможные интересы "высоковольтников".

Возможно, правильнее иметь два или три варианта напряжений на выходах
драйверов, тогда проще будет стыковка с оконечными каскадами.
Сложность возможна при гальванической связи,что я предложил с самого начала, ззаранее зная правильное мнение г-на Резвого. :)

Для Rezvoy.
Просите,чтобы камень бросали из драгметаллов. :)
Для пользы хайэнда.На построение Супердрайвера.
 

Воевода

Местный
Два слова о двукаскадом драйвере на 6Н30П-ДР с непосредственной связью.Первая половинка: ток 35мА, катод не шунтировал конденсатором (чтобы большим усилением не перегрузить вторую), на аноде 130В. Вторая половинка: ток 30мА, катод зашунтирован, на аноде 256В. Анодные резисторы подобраны по падению на них половины напряжения питания. При подаче синуса на вход 0.53В напряжение на выходе до ограничения 50В т.е. усиление около 90.
Следующий каскад на уже сильно критикуемой 300В.Спектроанализатора нет, поэтому мерял ушами.Так вот... длительное прослушивание показало, что испытуемый драйвер по сравнению с ранее отслушаным драйвером на 6Э5П в тетродном включении дает яркий звук с характерной теплой окраской. Но НЧ не такие глубокие, исчезли мелкие детали, ниже прозрачность. 6Э5П нравится больше. Теоретически да и практически (Бокарёв не даст соврать) у драйвера на 6Э5П большой хвост из гармоник высших порядков. 6Н30П истинный триод, работающий на краю тепловой параболы т.е. хвост гармоник должен быть меньше, а звучит хуже.Почему так?
 
Сверху