Начну, пожалуй, издалека:
-давным-давно, когда я занимался музыкой для свадебных торжеств, в начале 80-х, наш «коллектив» очень гордился басовой колонкой с 2А-11, выпускал КИНАП таких монстров в своё время. Всё хорошо, но размер ящика был совсем «нетранспортабельный», а выезжать приходилось чуть ли не еженедельно… намучившись с этим, приняли решение «в лоб» - просто сделали ящик меньших размеров и разочаровались: «бас» пропал. От решения транспортных проблем отказаться было невозможно, поэтому стали дорабатывать новый ящик… фазоинвертор не спас… удаление части задней стенки тоже… не буду перечислять все ухищрения, всё было безрезультатно…
Но всё же задача была решена, хоть и несколько парадоксально, на первый взгляд:
- тяжёлый, громоздкий динамик просто отодвинули от передней панели вглубь, подложив под каждый винт крепления по паре гаек М10, и обрели свой звук баса вновь, в новом, небольшом, закрытом ящике. Колонка перестала «прыгать» от вибраций и заиграла. Со временем жизненные приоритеты несколько поменялись и данный «исторический факт» где-то затерялся в памяти.
Не так давно мне на глаза попалась статья «Акустический монополь» С.Шабад, которая заставила «всплыть» в памяти эту историю.
Не долго думая, мне пришлось достать с балкона корпус от акустики 10МАС, который много лет использовался женой как подставка под цветы, и приступить к срочным испытаниям. Родные «масовские» динамики 10ГД-30 уже давно и успешно используются сыновьями в другом месте, а под руками есть только 4ГД-35, из старых запасов, хорошо, что крепёжные размеры совпадают, и поэтому установить имеющуюся головку в корпус не заняло много времени. Не вплотную к передней панели, а через прокладки… подключил к источнику звука… и получил результат: оказывается 4ГД-35 могут воспроизводить «бас», и очень даже неплохо, несмотря на малый объём «закрытого» ящика колонки 10МАС, с ощущением приятной «вибрации» в области «солнечного сплетения»…
Меняя ширину зазора между динамиком и панелью (я на крепёжные винты между панелью и «ушами» динамика установил пружины, и при помощи вращения прижимных гаек изменял расстояние между динамиком и панелью - это всё же легче, чем каждый раз снимать головку и подкладывать шайбы разной толщины), я добился максимума «бархатистости» и «глубины» воспроизведения «низа». Корпус колонки действительно не вибрирует и не «ползает» даже по лакированной поверхности стола, при серьёзном уровне громкости.
Прошу прощения у Гуру от акустики за пренебрежение к измерительной технике, всё-таки слушать придётся собственными ушами и телом, а не приборами, хоть самыми идеальными, поэтому доля субъективизма присутствует неизбежно.
Следующим моим шагом в этом направлении стал заказ ДСП-деталей для «кубика» объёмом около 30 литров уже для 10-ти дюймовой головки ALPHARD, но головку я решил разместить не за передней панелью, а «над» ней, из-за той же лени, чтобы не разбирать ящик каждый раз при процессе настройки. В связи с чем передняя панель получилась практически двухслойная, чтобы в результате суммарная звуковая волна исходила хоть и из короткой, но всё-таки трубы (см. рисунок).
Пока шёл этот процесс, я проделал подобную вышеописанному операцию с акустикой в передних дверцах автомобиля, наверное от лени заниматься оклейкой шумо-виброизоляционными материалами тамошних внутренностей, приподнял головки от плоскости их крепления посредством шайб, благо высота защитной «сетки» позволяла это сделать. И появился серьёзный «бас» без неприятных призвуков от стеклоподъёмников и пр. начинки дверей впереди, а не только от задних лопухов-эллипсов, тылом уходящих в багажник…
Заказанные запчасти для «кубика» поспели, и сборка с установкой головки ALPHARD только лишь подтвердила при прослушивании ожидаемое удовольствие от результата: характер звука в басовом регистре глубокий и бархатный, лично мне напоминает свёрнутую «ракушку-рупор» необъятных размеров, которую мы использовали для озвучивания открытых площадок, очевидцы подтверждали, что тот «бас» было слышно за несколько километров, хотя там «пахал» всего лишь один «биговский» басовик, ватт на 40, от силы…
Но для полноты испытательного процесса мне захотелось поменять «голову» на что-нибудь попроще: и сюда же были установлены динамики 4А-28, опять счастливое совпадение габаритных размеров (диаметр) и крепёжных отверстий, да к тому же оба «круглые», без ушей, что, наверное, играет какую-то роль при формировании суммы «прямой» и «обратной» звуковой волны… Широкополосник 4А-28 тоже очень неплохо «играет» в низу… такое впечатление, что здесь главное – соотношение диаметра динамика и «высоты щелевого фазоинвертора», что легко при данном оформлении корректируется под конкретную головку и её собственные резонансы, стоит лишь поиграть с подбором прокладочных «шайб». Минимум контакта динамика с корпусом ящика приводит к существенному уменьшению передаваемых механических вибраций… да, чуть не забыл, я ещё не занимался организацией звукопоглощения на практически глянцевых внутренних поверхностях ящика…
Схематически данный проект изображён на рисунке
Стартовая подсказка: площадь кольцевой «фазоинверторной» щели приблизительно равняется 10% от эффективной площади используемой динамической головки, дальше – индивидуальная настройка…
Наличие существенной щели между внутренним объёмом и внешней средой позволяет несколько пренебречь «герметизацией» используемого ящика…
-давным-давно, когда я занимался музыкой для свадебных торжеств, в начале 80-х, наш «коллектив» очень гордился басовой колонкой с 2А-11, выпускал КИНАП таких монстров в своё время. Всё хорошо, но размер ящика был совсем «нетранспортабельный», а выезжать приходилось чуть ли не еженедельно… намучившись с этим, приняли решение «в лоб» - просто сделали ящик меньших размеров и разочаровались: «бас» пропал. От решения транспортных проблем отказаться было невозможно, поэтому стали дорабатывать новый ящик… фазоинвертор не спас… удаление части задней стенки тоже… не буду перечислять все ухищрения, всё было безрезультатно…
Но всё же задача была решена, хоть и несколько парадоксально, на первый взгляд:
- тяжёлый, громоздкий динамик просто отодвинули от передней панели вглубь, подложив под каждый винт крепления по паре гаек М10, и обрели свой звук баса вновь, в новом, небольшом, закрытом ящике. Колонка перестала «прыгать» от вибраций и заиграла. Со временем жизненные приоритеты несколько поменялись и данный «исторический факт» где-то затерялся в памяти.
Не так давно мне на глаза попалась статья «Акустический монополь» С.Шабад, которая заставила «всплыть» в памяти эту историю.
Не долго думая, мне пришлось достать с балкона корпус от акустики 10МАС, который много лет использовался женой как подставка под цветы, и приступить к срочным испытаниям. Родные «масовские» динамики 10ГД-30 уже давно и успешно используются сыновьями в другом месте, а под руками есть только 4ГД-35, из старых запасов, хорошо, что крепёжные размеры совпадают, и поэтому установить имеющуюся головку в корпус не заняло много времени. Не вплотную к передней панели, а через прокладки… подключил к источнику звука… и получил результат: оказывается 4ГД-35 могут воспроизводить «бас», и очень даже неплохо, несмотря на малый объём «закрытого» ящика колонки 10МАС, с ощущением приятной «вибрации» в области «солнечного сплетения»…
Меняя ширину зазора между динамиком и панелью (я на крепёжные винты между панелью и «ушами» динамика установил пружины, и при помощи вращения прижимных гаек изменял расстояние между динамиком и панелью - это всё же легче, чем каждый раз снимать головку и подкладывать шайбы разной толщины), я добился максимума «бархатистости» и «глубины» воспроизведения «низа». Корпус колонки действительно не вибрирует и не «ползает» даже по лакированной поверхности стола, при серьёзном уровне громкости.
Прошу прощения у Гуру от акустики за пренебрежение к измерительной технике, всё-таки слушать придётся собственными ушами и телом, а не приборами, хоть самыми идеальными, поэтому доля субъективизма присутствует неизбежно.
Следующим моим шагом в этом направлении стал заказ ДСП-деталей для «кубика» объёмом около 30 литров уже для 10-ти дюймовой головки ALPHARD, но головку я решил разместить не за передней панелью, а «над» ней, из-за той же лени, чтобы не разбирать ящик каждый раз при процессе настройки. В связи с чем передняя панель получилась практически двухслойная, чтобы в результате суммарная звуковая волна исходила хоть и из короткой, но всё-таки трубы (см. рисунок).
Пока шёл этот процесс, я проделал подобную вышеописанному операцию с акустикой в передних дверцах автомобиля, наверное от лени заниматься оклейкой шумо-виброизоляционными материалами тамошних внутренностей, приподнял головки от плоскости их крепления посредством шайб, благо высота защитной «сетки» позволяла это сделать. И появился серьёзный «бас» без неприятных призвуков от стеклоподъёмников и пр. начинки дверей впереди, а не только от задних лопухов-эллипсов, тылом уходящих в багажник…
Заказанные запчасти для «кубика» поспели, и сборка с установкой головки ALPHARD только лишь подтвердила при прослушивании ожидаемое удовольствие от результата: характер звука в басовом регистре глубокий и бархатный, лично мне напоминает свёрнутую «ракушку-рупор» необъятных размеров, которую мы использовали для озвучивания открытых площадок, очевидцы подтверждали, что тот «бас» было слышно за несколько километров, хотя там «пахал» всего лишь один «биговский» басовик, ватт на 40, от силы…
Но для полноты испытательного процесса мне захотелось поменять «голову» на что-нибудь попроще: и сюда же были установлены динамики 4А-28, опять счастливое совпадение габаритных размеров (диаметр) и крепёжных отверстий, да к тому же оба «круглые», без ушей, что, наверное, играет какую-то роль при формировании суммы «прямой» и «обратной» звуковой волны… Широкополосник 4А-28 тоже очень неплохо «играет» в низу… такое впечатление, что здесь главное – соотношение диаметра динамика и «высоты щелевого фазоинвертора», что легко при данном оформлении корректируется под конкретную головку и её собственные резонансы, стоит лишь поиграть с подбором прокладочных «шайб». Минимум контакта динамика с корпусом ящика приводит к существенному уменьшению передаваемых механических вибраций… да, чуть не забыл, я ещё не занимался организацией звукопоглощения на практически глянцевых внутренних поверхностях ящика…
Схематически данный проект изображён на рисунке
Стартовая подсказка: площадь кольцевой «фазоинверторной» щели приблизительно равняется 10% от эффективной площади используемой динамической головки, дальше – индивидуальная настройка…
Наличие существенной щели между внутренним объёмом и внешней средой позволяет несколько пренебречь «герметизацией» используемого ящика…