Строительство усилителя на 6С4С

Stolyarov Alexander

Местный
Доброго времени суток всем!

На днях прикинул, а точнее, слепил из кусков схему однотактника на 6C4C, и вот что получилось (см. аттач).

Уважаемые Спецы! Подскажите, пожалуйста, какой номинал катодного резистора выходной лампы лучше использовать в случае Uпит=370-380 В и Uпит=268-275 В? Почему такие напряжения? Дело в том, что под рукой оказались ТСА-270-1 и ТС-180-2,соответственно их и использую в качестве силового трансформатора.
 

Вложения

  • Amplifer.gif
    17.7 KB · Просмотры: 1,051

Triod

Active member
Я бы взял Uпит=268-275 и фиксированное смещение.
 

Stolyarov Alexander

Местный
Я бы взял Uпит=268-275 и фиксированное смещение.

Я рассматривал этот вариант, но останавливает то, что иногда просто забываю выключать технику. С автофиксом как то поспокойнее будет. Это я в Северодвинске мог себе такое позволить, но в Одессе...

Замакетил усилитель с питанием от ТС-180, на аноде в аккурат 250 вольт, ток не мерял. В качестве выходника, за отсутствием выходника (пока), поставил твз-1-9. Не звучит. Просто никак. Жду выходника.
 

Бегемот

Местный
Померь ток и сделаъ его 50-55 ма /катоднъм резюком/, ТВЗ въдержит.
Может еще и разкачки не хватает? Нужна амплитуга около 50 в. и больше.
СРПП может и не хватит? Попробуй с 6Н9С два послед. каскада.
6С4С не может звучать плохо!
 

ra1ofh

Местный
У меня в старом справочнике есть интер.режим- Ea=200v, Ia=70 ma,
Uc= -30v,это для фикс смещения, для автомата разумеется
будет анодное 230 и рез.смещения около 430 Ом.
Мощность- 1.5 Вт.
Кстати,в какой то ветке уважаемый Хрюн рекомендовал этот режим
попробовать.У меня пока руки не дошли.
 

Stolyarov Alexander

Местный
Вчера до часу ночи занимался ламповой акробатикой - выбирал лампу в драйвер. Режимы выходного каскада следующие: Ток 68 мА, напряжение смещения -52 В, напряжение анодное 308 вольт. Поет. Но плохо.

При использовании в драйвере 6Н9С (SRPP) звук приобретает какую-то "ватность". Басы слишком бубнят. Такое ощущение, что стою от источника в другой комнате. Как на дискотеке. Верхние, вроде, нормально, но что-то не так....

Поставил 6Н8С - звук изменился в лучшую сторону. Пропал гул (ватная басовитость). Высокие получились более четкими, что ли. Одним словом - звук более прозрачен. НО очень низкая громкость.

Что может быть? Почему 9-ка так отвратно звучит? Теперь мучаюсь - что ставить в драйвер?

Из ламп есть 6Н9С, 6Н2П, 6Н8С, 6Н7С, 6Ж4.
 

Manowar

Active member
мож черезчур большая нагрузка для 9-ки была? со смещением "поигрались"?
 

Stolyarov Alexander

Местный
Смещение регулируется при помощи R8?
 

Vikt0r

Местный
Александр, 300 вольт очень мало для запитки СРПП на 6Н9С... Ставьте, как вам советуют - пентод в раскачку, необязательно 6Ж4, можно 6Ж3, 6П15П, 6Э5П и т.д., или 6Н9С СРПП, но запитайте ее хотя бы от 500 вольт...Должно помочь, ну и ТВЗ-1-9 естественно...не та песня. Девятка просто обязана петь здесь, странно все это. Я бы еще посоветовал - все-таки перевести 6С4С на фиксированное смещение - может этот ватный бас как раз из-за автомата+низкого анодного?
 

Stolyarov Alexander

Местный
Александр, 300 вольт очень мало для запитки СРПП на 6Н9С... Ставьте, как вам советуют - пентод в раскачку, необязательно 6Ж4, можно 6Ж3, 6П15П, 6Э5П и т.д., или 6Н9С СРПП, но запитайте ее хотя бы от 500 вольт...Должно помочь, ну и ТВЗ-1-9 естественно...не та песня. Девятка просто обязана петь здесь, странно все это. Я бы еще посоветовал - все-таки перевести 6С4С на фиксированное смещение - может этот ватный бас как раз из-за автомата+низкого анодного?

Я подаю 380 вольт на схему.

Пожалуй, попробую 6Ж4 в ПЕНТОДНОМ включении. Кстати, Виктор, трансформаторы я приобрел Аудиопорталовские.

Интересно, а как же у Манакова схема звучит (на 6С4С), там вроде СРПП в драйвере...
 

Stolyarov Alexander

Местный
Значит наметились вот такие пути решения задачи по улучшению качества звучания:

1. 6Ж4 в пентодном режиме
2. Фиксированное смещение
3. Повышение напряжения на SRPP каскаде
4. Замена силового трансформатора (пока маловероятно. Жена не поймет)

А что если запараллелить 6Н8С и сдвоенным триодом качать 6-ку? При этом оставить автоматическое смещение.
 

Stolyarov Alexander

Местный
Смотрю на схему А.Манакова и думаю: "А как же у него работает SRPP от напряжения явно ниже чем 300 вольт?" Кто собирал этот вариант - как результаты????
 

Vikt0r

Местный
Александр, по мотивам Манакова собирал ваш земляк - В.Пронин, если он сюда не заглядывает - напишите в личку. У него как раз 6Н9С СРПП, и напряжение вроде не заоблачное, и судя по его отзывам (а у нас пока нет повода ему не доверять :) ) - оно очень даже звучит.
http://sergeev21.narod.ru/6s4s1.htm - вот здесь описан его усилитель.
Ну и еще от себя добавлю, у меня такое было - проглядеть просто и в глаза не бросается, однако разница колоссальна - мне удавалось собрать схему так, что сигнал на вых.каскад снимался не с катода верхнего, а с анода нижнего триода - как результат - работать работает, а звуччать - не звучит.
 

Stolyarov Alexander

Местный
Ну, вобщем, это произошло... З-А-П-Е-Л!

К 24.00 запел! Да еще как запел! Аж мурашки побежали по коже. В одной из композиций Lara Fabian обнаружились скрипки. В записи Oscar Peterson выяснилось, что писалось на пленку. Контрабас был контрабасом, а виолончель - тем чем ее называют! Одним словом - я доволен несказанно!

Что было? Почему "бубнело"? И что я сделал чтоб не "бубнело"?

1. Выкинул из схемы R4 и R6
2. Увеличил сопротивление R5 до 330 К. (пробовал 360 К - не понравилось)
3. Убрал R7, R9. R8 подпаял прямо на 7-й контакт лампы. С6 и С7 запараллелил.
4. С2 был исключен из схемы.
5. R2 и R3 уменьшил до 860 Ом.

Запел.

Потом решил в качестве драйвера поставить 6Ж4

Сначала включил в пентодном режиме. Неплохо. Как мне показалось - очень похоже на SRPP по звучанию. Но что-то не так... Пока не могу описать.

Затем, уже ближе к часу ночи, включил 6Ж4 в триодном режиме. Вот тут то и появились скрипки! Звучание получилось очень чистым. Я бы сказал - кристалльное! Ставил на прослушку Ana Caram и обалдел! Не знаю как называется инструмент - труба наполненная какими-то то ли хлопьями, то ли мелкой проволокой. При переворачивании трубы создается эффект дождя. Так вот, я услышал падение КАЖДОЙ частицы. Ух!

Сегодня попробую драйвер на 6Н9С в триоде. Сравню.

Спасибо огромное за советы!
 

Vikt0r

Местный
Супер! Я вас поздравляю!
Учитывая ценность такого опыта, схему с подробностями просим в студию!
Лично меня интересует - от чего запитали, какое анодное, 6Ж4 в триоде - не мало ли усиления, или вы две ставили, в СРПП?
 

Triod

Active member

Stolyarov Alexander

Местный
Красота! Лампочки прогрелись - бас стал получше. Поупруже, как то.

Вот схемы.

1-я. Начальный вариант. Звук был "ватный"

2-я Модифицированый вариант. В качестве драйвера SRPP на 9-ке. На данном этапе пропала ватность, появились четкие верхние, всплыла середина. Уже можно определить глубину помещения. Примерно так: Апплодисменты и каждый индивидуальный хлопок можно обнаружить в пространстве... Ближе, дальше, слева, справа.

3-я В качестве драйвера 6Ж4 в триодном включении. Думал, что не хватить ей сил раскачать 4-ку. Ан, нет! Запел! Скрипочки стали проявлятся, звуки различимее стали. Как то так. Пока решил оставить данный вариант. Подумываю в катод драйвера аккулятор поставить.

В данный момент времени все запитано от одного силового трансформатора ТСА-270. Выпрямитель на ультрафастах, зашунтированных конденсаторами. В качестве дросселей использую ТВЗ-1-9. В фильтре стоят конденсатор 6uF и 400 uf (Philips).
 

Вложения

  • SRPP Var1.gif
    17.7 KB · Просмотры: 414
  • SRPP Var2.gif
    5.9 KB · Просмотры: 497
  • 6J4 Var3.gif
    6.3 KB · Просмотры: 852

Tommy

Местный
Александр, обратите внимание на режимы 6Ж4, указанные DIM
 

Vikt0r

Местный
Фото - в студию :) С 10-12К в аноде может не хватить усиления. А .. э.. еще вопрос - накал 6С4С вы запитали постоянкой, да? И еще вопрос к остальным, в частности к ДИМ-у: если вместо 6Ж4 попробовать 6Ж3?
 
Сверху