Токи сетки в предварительном каскаде

  • Автор темы ML8

ML8

Member
Почему-то о режимах с токами сетки речь чаще всего заходит, когда разговор ведется о выходном каскаде.
А ведь драйверный каскад в смысле формирования звука намного важнее.
А если учесть, что звучание большинства ламп лучше всего в сильноточном режиме...

Примерно в таком направлении текли мои мысли, когда я удалял цепи и элементы смещения в предварительных каскадах своих усилителей. Дальше были эксперименты, результаты которых мне не терпится доложить :)

1. Режим со смещением в 0 вольт в драйверном каскаде был опробован для ламп 6Э5П, 6С2С, 6П6С, 6Ф6. Положительные в плане звучания результаты получены для лучевых тетродов 6Э5П, 6П6С, звучание остальных ламп в таком включении не понравилось. Однако лучевые тетроды (в триоде) при нулевом смещении звучат, не побоюсь этого слова, божественно :)

2. По результатам измерений, их КНИ в таком режиме на частотах 50 Гц, 1000 Гц и 6000 Гц не выше (зачастую даже ниже), чем в режиме с отрицательным смещением. Мой источник -- звуковая плата -- прокачивал сетки тетродов без всяких проблем.

Дальнейшие исследования в этом направлении безусловно необходимы.
Однако топологию входных каскадов для своих усилителей я уже примерно представляю: источник, нагруженный на дроссель утечки сетки; лампа, хорошо звучащая при смещении 0 вольт.

Спектры, если кому интересно, чуть позже смогу выложить.
Перепробую еще немножко ламп, чтоыб статистику набрать.
 

JAS

Member
Какие значения токов сетки у Вас получались? В смысле, что должен обеспечить входной каскад, если сигнал поступает с СД-плеера а не со звуковой карты? Видимо, это будет катодный повторитель, а с него уже напрямую на сетку драйвера.У разных типов ламп токи сильно отличаются?
Вопрос ещё и потому, что попытка загнать 30П1С в режим А2 в схеме с двухэтажным питанием не увенчались успехом - рост искажений и отсечка (току не хватает?)
 

ML8

Member
К сожалению, нечем замерить :(
Однако значения должны быть приведены в справочниках.
На звуковых платах просто есть усилитель для наушников, который способен работать на низкое сопротивление (как-то ночью у меня прямо от карточки звучала даже 4-омная акустика :D).
Если на проигрывателе СД есть выход для наушников, попробуйте с него качнуть.
 

JAS

Member
Ну днём-то 4 ома не потянет!

Что из себя представляет "дроссель утечки сетки"? Не закоротит он выход источника сигнала?

В справочниках я пока нашёл токи сетки только для пентодного включения и то не для всех ламп, что надо. Из триодов только для 6Н1П и 6Н7С.Будем искать!
 

JAS

Member
Посмотрел свежую статью Шалина "УПТ на 6С19П", Электролиты скоро в продаже исчезнут вовсе!Так вот, для увеличения мощности на 25% ,они увеличивают питание (и цену электролитов)!
Почему же никто не применяет режим А2 для Ловтин-Уайтов с целью увеличить мощность? Я пробовал, ничего не вышло - рост искажений,мал ток от драйвера. Добавил катодный повторитель(вторая половинка лампы, ток анода 15ма), результат тот-же. Мощность не увеличилась.Да и вообще очень капризная схема - надо все питания(у меня их два) стабилизировать.В чем я не прав, пока не понял, прошу помочь.
 

AndreasS

Member
...Почему же никто не применяет режим А2 для Ловтин-Уайтов с целью увеличить мощность?...

Из-за триггерного эффекта.

Но к теме смещения входной лампы = 0. ML8 имеет в виду "bias by reverse grid current?

Andreas
 

ML8

Member
Нет, Андреас, я немного о другом.

Если в сетку поставить резистор утечки (grid leak), то действительно за счет термотока сетки на нем появляется небольшое напряжение. Но для того, чтобы оно имело хоть какую-то приемлемую величину, нужно ставить резистор достаточно большого номинала -- от 1 МОм и выше.

Я пробовал так делать, и не могу сказать, что это имеет большой смысл.
Мало того, что чаще всего это недопустимо по ТУ, к тому же без гальванической развязки по входу на выходе источника будет постоянное напряжение, что теоретически может его погубить. Но термоток сетки нестабилен, к тому же может модулироваться сигналом -- соответственно рабочая точка будет "плавать".

Поэтому в моей схеме смещение входной лампы по отношению к катоду равняется именно 0 вольт. К тому же я лично обнаружил, что дроссели (трансформаторы) в цепи утечки сетки дают значительно более интересный звук, чем резисторы.

Отвечая на ваш вопрос, JAS -- дроссель действительно "коротит" выход источника -- но это по постоянному току (если не учитывать резистивность обмотки по меди). Однако на переменном токе для конкретной частоты он представляет собой реактивное сопротивление X=2*pi*F*L. Соответственно, если индуктивность дросселля велика, потери на низких частотах будут относительно небольшими. Для примера можете попробовать взять выходной трансформатор, и использовать в качестве дросселя утечки сетки его первичку. Сравните с резистором утечки и послушайте, какой вариант будет лучше звучать :)

Возвращаясь к теме.
Почему для некоторых ламп достигается улучшение звука при смещении 0 вольт. Сложно сказать, наверное комплекс причин. Прежде всего, ни в сетке, ни в катоде ламп не содержится никаких элементов, вносящих "отсебятину" в звук. Особенно чувствителен к этому катод -- даже обыкновенный резистор автосмещения, не зашунтированный конденсатором, на мой вкус, дает ощутимое ухудшение детальности и естественности звучания. Если же он зашунтирован, то сигнальный ток проходит через электролитический конденсатор -- сами понимаете, далеко не лучший элемент с точки зрения аудиофилии.
То же самое касается аккумулятора в катоде. Батарейка же в сетке хоть и не так портит звук, но может стать причиной паразитной генерации, которая влияет на звучание очень ощутимо и весьма негативно.

Наилучший вариант -- фиксированное смещение, которое многие применяют в выходном каскаде, но почему-то мало кто -- в предварительном. Однако есть примеры усилителей, где к этому вопросу подходят крайне серьезно -- например, Melquiades (http://www.goodsoundclub.com/Melquiades.aspx) Романа Бессонова.

Но еще лучше -- решить проблему радикально, и обойтись вообще без смещения :D. Для этого нужно, чтобы линейность лампы при работе с положительным напряжением смещения была такой же, как и при отрицательном. Таким свойством обладают многие лампы -- в частности, обратите внимание на ВАХ 6П6С в триодном режиме: http://oldradio.ru/tubes/russian/detail/6p6s_2.gif

Неудивительно, что в таком случае (при наличии источника, без проблем работающего на низкоомную нагрузку) звучание лампы и всего каскада в целом становится просто великолепным.
 

AndreasS

Member
...Если в сетку поставить резистор утечки (grid leak), ...не могу сказать, что это имеет большой смысл.

Да, в усилителе мощности смысла для этого нет, потому что входной сигнал больше 0,6 Volt RMS. Есть только мало лампов, с которыми выигриваем с grid leak bias (EF804S, ECC83...).

Для получения более линейной работы триода можно и ставить дросселя на анод...примерно как предлагает Lynn Olson

http://www.nutshellhifi.com/triode4.html

или просто убрать катодного конденсатора (current feedback).

Andreas
 

ML8

Member
Для получения более линейной работы триода можно и ставить дросселя на анод...

Обычно считается, что если уже проектировать каскад с реактивной нагрузкой в аноде, то дроссель не слишком отличается от трансформатора. Поэтому его и применяют. К тому же один межкаскадный трансформатор играет роль сразу двух дросселей -- анодного для первого каскада, утечки сетки для второго. Теперь понятно, почему многие конструкторы стараются использовать в усилителях исключительно трансформаторные связи. Предлагаю пойти еще дальше, и вообще не использовать в ламповых усилителях резисторы :D. Полагаю, Евгений Комиссаров меня поддержит... :) Впрочем, наверняка не только. Вопрос только, где взять столько трансфоматоров -- или денег на их приобретение -- или времени, сил и опыта на самостоятельную их намотку...

или просто убрать катодного конденсатора (current feedback).
Увы, это вносит локальную ООС, к тому же снижает коэффициент усиления и повышает выходное сопротивление драйвера. Соответственно, "это не наш метод" (С) :)
 

alex-pab

Местный
А что мерить? Токи сетки можно измерить, пересчитав рабочие режимы. Достаточно обычного стрелочного мультиметра.
 

JAS

Member
Отвечая на ваш вопрос, JAS -- дроссель действительно "коротит" выход источника -- но это по постоянному току (если не учитывать резистивность обмотки по меди). Однако на переменном токе для конкретной частоты он представляет собой реактивное сопротивление X=2*pi*F*L. Соответственно, если индуктивность дросселля велика, потери на низких частотах будут относительно небольшими. Для примера можете попробовать взять выходной трансформатор, и использовать в качестве дросселя утечки сетки его первичку. Сравните с резистором утечки и послушайте, какой вариант будет лучше звучать :)


Коротит по постоянному току само-собой! Но и на НЧ тоже "коротит":( : попробовал по Вашему совету первичку ТВЗ1-9 (12 Гн, 240 Ом) в качестве сеточного дросселя утечки. Индуктивное сопротивление на 20 Гц составило 1500 Ом, но, к сожалению, источник (CD) рассчитан на нагрузку не менее 10 кОм. Это противоречие решается "просто" - надо индуктивность не менее 80 ГН! Вот это дросселёк вместо резисторчика в сетке!:D Ну хорошо, если ещё зазвучит, мотать-то такой дроссель надо очень ответственно, соответственно и время и деньги немалые!
Надо сразу делать в нем отводы для регулировки громкости по автотрансформаторной схеме, тогда его цена будет оправдана, наверное.
Во всяком случае, это будет дешевле входного транса-регулятора, или я не прав?Хотелось бы услышать Ваш совет и попробовать намотать на пермаллое, есть два кольца.Кольца "надеваются" после намотки секций на переключатель "громкость", а выводы секций распаиваются непосредственно на контактные группы регулятора и всё в экран!
 

ML8

Member
Да вот и я хочу попробовать намотать на пермаллое -- учитывая, что сигналы на входе малых токов, в насыщение он влетать не должен.
А индуктивные регуляторы громкости давно известны, тут мы ничего нового не откроем -- оно хорошо, но дорого.

В общем, осталось найти правильный пермаллой. :)
 

JAS

Member
Ничего нового мы не откроем и в случае подачи смещения с помощью дросселя - у Войшвилло это уже описано (дроссель в катоде).

Многое из хорошего позабывали, надо восстанавливать! Благодаря Вашей теме про токи сетки многое перевернулось, но потом ушли в другую тему, а жаль!

А какой пермаллой правильный?
 

ML8

Member
Правильный пермаллой -- новый, который с завода :)
Потому что любой пользованный -- это, по выражению моего друга, уже не пермаллой, а фанера.
Ну, до повторного отжига.

По сабжу.
Остановился на 6С45П+6Э5П в параллель, при нулевом смещении.
Искажений, связанных с токами сетки, нет -- буфера на выходе карточки справляются влегкую.
Есть только звук.
И очень недУрный звук, доложу я вам :)

Радует, что вещица получилась универсальная.
Усилитель для наушников и -- относительно негромко -- для колонок.
А в скором времени планирую этот же усилитель подключить как предварительный каскад с отдельным питанием и дроссельной нагрузкой каскада к мощникам на 6С33С, 2С4С, 6П20С и т.д.
 

JAS

Member
Заинтересовал вариант 6Э5П-6С33С. От классического режима работы этой пары был не в восторге - пришлось перейти на 6С3П.
Какие режимы каскада Вы отслушали?
 

Fil

Местный
UP т.с.

Интересует мнение авторитетной общественности об использовании 6Н7С с нулевым смещение в качестве драйвера. Причем сразу 2х триодов в параллель
 

_АР_

Member
Амплитуда тока сетки у одного триода при +35В будет 25 мА. Чем качать, это уже другой вопрос. Пробовал ее на выход, очень понравилось.
Кстати, уже эту лампочку обсуждали.
 

Fil

Местный
Я вообще то про вход говорил. Там напряжения на порядок меньше будут. И в таком ракурсе 6Н7С вроде использовать никто пока не предлагал. А может и предлагал, я не помню по крайней мере такого.
 

Михаил К.

Местный
Я вообще то про вход говорил. Там напряжения на порядок меньше будут. И в таком ракурсе 6Н7С вроде использовать никто пока не предлагал. А может и предлагал, я не помню по крайней мере такого.

Предлагали :у меня и Никиты Сергеевича (Хрюн) есть аппараты , где 6Н7С стоят на входе в практически одинаковых режимах -минимальное смещение и анодное напряжение .Причем мы с ним пришли к такому раскладу независимо друг от друга .
Мне кажется , что 6Н7С очень интересная и недооцененая аудиофилами лампа.
У меня она стояла в резистивном каскаде и без смещения звук деградировал из за сеточных токов . Снижать выходное сопротивление источника или вставить транс я не стал , так как тогда еще не дорос до
этого дела ...
При параллельном включении двух ламп (то есть четырех анодов) звук как бы чуть мутнел .
Интересным вариантом мне представляется использование прямонакальных ламп без смещения во входном каскаде , так как из за неэквипотенциальности катода он слегка запирается и при этом отсутствует элементы , обеспечивающие смещение .
Такой предусилитель я тоже сделал на 4П1Л.
Более того , в этом предусилителе нет не только цепей смещения , но и ни одного резистора и конденсатора .
Активное сопротивление вторички входного транса при максимальном Ктр =2,2 ома ,первички 1,6 ома ,индуктивность 15 генри .
 

Вложения

  • 4?1? ??? ?????????????.bmp
    82.6 KB · Просмотры: 166

Михаил К.

Местный
Забыл добавить ,что накальное и анодное напряжение обеспечиваются аккумуляторами и еще ,из за жуткого микрофонного эффекта 4П1Л пришлось передрать несколько десятков этих ламп , пока не нашлись нужные .
 
Сверху