TQWP на 4А28

Gajdar

Местный
Вот хотел сделать статью, но облом. АС отобрали - промерить не удалось... даже фоток сделать - уехали в пригород.
Выкладываю просто набросок. Может кому будет интересно. Внутри чертежи в бикаде и раскрой на листе ЛДСП..

Основной желание было - промерить влияние звукопоглотителя на изменение частоты настройки резонатора (то самое виртуалное удлинение линии) и влияние порта на выходе ТКУВП.
Но уж очень хотелось новому хозяину збрать АСки.. не смог отказать :)))))

Первое впечатление очень хорошее. Бас собраный и очень быстрый. В целом звучание очень хорошее, хотя по деликатности и утонченности проигрывает моим АСкам на 6ГДР-1. В общем получилось, дешево и сердито.
 

Вложения

  • ???????????? ??????? TQWP ?? ????????? 4?28.doc
    88 KB · Просмотры: 902
  • Stellar.rar
    98.7 KB · Просмотры: 360

U.L.F.

Местный
Безусловно проект интересный... жаль размеры на картинках плохо читаемы...
 

Gajdar

Местный
в ворде он большенький - можно растянуть.
 

U.L.F.

Местный
пробовал... размыты размеры... не все можно понять.
 

POSUA

Местный
Первое впечатление очень хорошее. Бас собраный и очень быстрый. В целом звучание очень хорошее, хотя по деликатности и утонченности проигрывает моим АСкам на 6ГДР-1. В общем получилось, дешево и сердито.
А как по сравнению с 75ГДШ33 с пропиткой
 

Nemo

Местный
Интересно, сейчас как раз собираюсь делать TQWP на 4а28. Высота пирамиды у вас 147? На чертеже похоже опечатка. У моих 4а28 Fs~45, высота будет около 2 метров.Есть известная програмка рассчета TQWP на экселе. Не подскажете насколько точный рассчет она дает и какую частоту лучше использовать для рассчета (Fs?).
 

Vovan66

Местный
...В общем получилось, дешево и сердито.
Проект понравился своей простотой и даже элегантностью.
Однако, многие размеры действительно нечитаемы.
Подскажите, чем открыть файлы *bdf.
Демпфировали ли вы внутренние стенки корпуса каким-либо звукопоглотителем?
С какой стороны закреплен динамик?
Сверху размер крышки пирамиды - 56мм, он рсчетный, или можно склеить наклонные листы под острым углом?
Спасибо.
 

Doxograph

Member
---Подскажите, чем открыть файлы *bdf.---
---Пост№1: Внутри чертежи в бикаде...---
Соответственно, bCAD.

Мар.
 
Нельзя ли чертежик с читаемыми размерами. Или хотя бы основные.
 

fox63

Местный
Gajdar, а как в этих АС с верхами? Я себе сделал АС на 4А28, тоже TQWP, только свернутый рупор. Басы нравятся, а верхов совсем мало, и еще дикая направленность.

Нельзя ли чертежик с читаемыми размерами. Или хотя бы основные.

В бикаде лучше смотреть, там еще некоторые размеры есть. Я на рисунке поставил размеры, так что бы видно было.
 

Вложения

  • Stellarrr.jpg
    45.5 KB · Просмотры: 534

U.L.F.

Местный
:D теперь другое дело.
 

Tonalex

Местный
Позвольте и мне задать пару вопросов ув. Гайдару .
1. При отсутствии хитиновой пропитки и герлена , как , на ваш взгляд , изменится звучание при замене на ПВА или ПВА+серебрянка и резиновый клей ( плохо сохнущий для лодок ) ?
2. Как споется сия конструкция с транзисторными усями ?
 

paulmark

Местный
Первое впечатление очень хорошее. Бас собраный и очень быстрый. В целом звучание очень хорошее, хотя по деликатности и утонченности проигрывает моим АСкам на 6ГДР-1.

Можна ли поподробнее о АС на этих динамиках, а то ж лежат и ждут своего часа
 

TL1

Местный
Кстати, да. Про 6ГДР-1 давно ждём отчёта :)
То ли мне 4а32 в подобные трубы засунуть... Правда, с настройкой на 40 Гц будут АС под 2 метра... Но очень стильные =)
 

Gajdar

Местный
Как я уже писал - основная задача была сделать дешевые АС с неплохой серединой, так как ветеринар :))) слушает Джаз и Блюз.

По поводу Пропиток и улучшений.
Герлен можно заменить раствором сырой резины в бензине Калоша. Рецепт давал Александр Воробьев на вегалабе. Могу поискать и выложить тут.
Чем заменить хитин не знаю, вроде тут пробегала информация по пропитке разведенным в уксусе хитозаном, но сам не пробовал - советовать не могу. Единственное НО - не стоит пропитывать весь диффузор. 1/3, максимум 1/2 от катушки. ТАкая пропитка ЗНАЧИТЕЛЬНО улучшает работу динамика на СЧ-ВЧ. Жаль не успел сделать замеры, но как я понимаю изза общего увеличения жесткоти конуса и особенно Виззера уменьшается неравномернось на середине и ВЧ.
Пропитка герленом гофра подвеса уменьшает краевые отражения и оже сглаживает АЧХ и уменьшает искажения на верхней середине и ВЧ.
Как не странно, но тот ужасного вида пылезащитный колпачек тоже нужен. Он увеличивает жесткость края ВЧ конуса (виззера) и тем самым тоже выравнивает АЧХ. ТАк что никакой пули на керне небыло, а колпачек приклеен на место.


Что касается направленности - то эффект присутствует. Выше 8000 ДН (диаграмма направленности) очень высокая. ГУдели генератором чтобы выявить явные резонансы... Поэтому возможно придется добавлять маленькую пищалочку с 9000 вторым порядком не меньше.

ТЕперь что касается звука.
Вот такое "несогнутое раком" ГЫГЫГЫГЫГ расположение резонатора Войта дает значителное улучшение звучаня в среднечастотной области. РАсстояние между задней стенкой и поверхностью диффузора равно примерно 12см... первый отраженный удар по диффузору будет в районе полутора килогерц. ТАкие частоты с успехом гасятся двумя слоями войлока склеенных резинобитуумной мастики. Середина очень чистая.

Далее АЧХ. Этот динамик отличается кионотеатральной АЧХ и был разработан для кинозал - для прослушиваия "в дальней" зоне. АЧХ имеет плавный!!!! подьем от мидбаса к ВЧ. Т.Е. ВЧ виззер практичеси идеально (без полосчки с броском на АЧХ) состыкован с оновным диффузором. На расстоянии 10-15 метров, падение интенсивности ВЧ происходит быстрее чем у НЧ и на некотором расстоянии происходит практически полная линеаризация АЧХ. А вот при прослушивании в ближней зоне (2-3 метра) возникают проблемы. Звучание несколько окрашенное -с выпяченой серединой.

Дак вот, такое рсположение динамика на наклонной панеле АС дает возможность несколко исправить данную проблему. Слушатель находтся не по оси, а под углом причем как в горизонтальной плоскости так и вертикальной. ТАк вот, двигая АС под углом к слушателю, можно найти такое размещение АС, когда АЧХ значительно линеаризуется. Более того, такое размещение улучшает работу АС в комнате, когда отражения от стен не будут в плоскости оси динамика. Это уменьшает проблемы со стоячими резонансами на середине в помещении.

Ну и последний вопрос - порт ФИ на выходе Войта. Видимо основной целью "доработчиков" ТКУВП было дополнительное механическое демпфирование подвижной системы на частоте второй гармоники резонатора. Но как и следствие - ухудшение переходных характеристик всей системы на данной частоте. ТАк как обычно вторая гармоника резонатора с широкополосником бывает в пределах 80-100герц, то увеличение задержки и затухания импульсного сигнала в этой области воспринимается как затянутый бас. В общем, такой порт ФИ на выходе ТКУВП дает второй горб импеданса как у обычного ФИ и затягивание баса. Избавившись от него, мы избавляемся и от прелести такого ФИ. Я не говорю, что ФИ абсолютное зло, но тут ИМХО он неуместен.

Что же касается усилителей и данного вида АС, то все упирается в исходные показатели полной добротности и выходного сопротивления усилителя. Данная АС работает от лампового однотактника на 6П14П. Но она отлично играет и от ИТУНа на ТДА2050. Хотя это уже субьективщина. Но субьективно, ламповик с этой АЧ играет гораздо лучше и чище.

Зы
по расширению диаграммы направленности скоро (надеюсь) будет другая тема. Это оказалось реальнее и проще чем я думал. олько остались доработки и доводка напильником :)))
 

SSnessarev

Местный
2 Nemo
Если считать в Ехеле, то резонансную нужно брать в полтора раза больше. Об этом много говорили.
В Ехеле(рус. версия) - есть ошибка, не правильно показывает расположение динамика.
p.s. Собирал Кашаповские TQWP на 4А28, конус промазывал цапонлаком и внутрь сегмент от шарика для настольного тенниса с отверстием 2 мм., результат очень хороший. Но все испортила резинобитумная мастика, которой промазывал корпуса внутри, сохло все ето три недели и все равно бензином пАхнет. Лучше использовать кровельный каучуковый герметик - сохнет сутки и никакого запаха.
 

SSnessarev

Местный
Gajdar спасибо за чертежи, буду пробовать.
 

Gajdar

Местный
А вот у меня от пластикового шарика есть некие отрицательные воспоминания еще со времен 15ГД-11. ШАрик я промазывал смесью эпоксидки и графитового порошка. С первого прослушивания было ощущение улучшения звука. Но потом, явно выловил песочный призвук пластика, да и ВЧ както размазывает такая конструкция. В общем, хочется - попробовать - можно и попробовать, только клеить клемм, чтобы было легко демонтировать шарик.
 
Пробовал шарик на 15гд-11.
Действительно был призвук пластика. Покрыл шарик маслянной черной краской, призвук исчез.
Тогда(лет 15 назад) было здорово для СЧ. По крайней мере лучше , чем звук недоработанного.
Но вскоре доработал 3гд-38 и выбросил 15 гд-11.
 

booch

Местный
Избавившись от него, мы избавляемся и от прелести такого ФИ
Как я понял, Вы избавились от "ФИ по второй гармонике" просто резко снизив добротность "резонатора" , увеличив размер выходного порта. Интересно из каких соображений (или чисто экспериментально ?) он был выбран. В этом плане была интересна конструкция одного из участников форума (кажется Барабас) с "выхлопом" в пол, что позволяла оперативно регулировать этот "размер" . И опять ни слова о 6ГДР-1 :). Интересно не пробовали "возбуждать" трубу Войта более добротными динамиками, чем 4а28.
 
Сверху