Усилитель для ленточного микрофона.

Meloman

Местный
Уважаемые коллеги, 20 лет назад сделал усилитель для МЛ-16 на 6н9с
и 6п6с. На вход поставил трансформатор от тесловского контрольника
с коэф. 1:10. На выход- переделанный от Днепра-11 на 6к:600 ом с
балансным выходом. Конденсатор поставил только в катод первой
лампы, чтоб меньше убивался звук.За всё время только поменял лампы
на фирменные.
Поэтому, в свете последних решений партии и правительства в области
строительства Хай Энда, хотелось бы узнать, может чё подправить в
косерватории? что изменить, что подправить, что добавить..
Заранее благодарю.
 

Вложения

  • ??????????.rar
    46 KB · Просмотры: 110

AndreasS

Member
A АЧХ, отножение сигнал/шум и коэфф. НЛИ измерили?

Andreas
 

bezen4UK

Местный
Минимально хайэндным мне кажется спарка на 6Ж50П-6С45П(кп), питания стабилизированы, сеть фильтрована. Желательно избавиться от входного транса. Не пробовал, только имхо.
 

AndreasS

Member
...Желательно избавиться от входного транса. Не пробовал, только имхо.

Без входного трансформатора соотножение сигнал/шум для качественного воспоизведения (и с лампами) не достигаем, особенно при подключении ленточного микрофона.
Чтобы достигать высокого коэфф.передачи трансформатора необходимо ставить в певый каскад малошумящий пентод (EF 86, EF804, E80F), по восможности с большим шунтирующим кондесатором на катоде или без катодного резистора (grid leak bias) и выбирать рабочую точку в области очень малых токов (starvation mode).

Есть хорошие примеры микрофонных усилтелей: Maihak V76, EMI Redd47.

Andreas
 

Meloman

Местный
Соотноение сигнал\шум 70 дб, полоса 40-16кгц, для мл-16 вполне.
Накалы выпрямлены, но не стабилизированы.Резисторы ВС, конденсаторы
БГТ. Может стоит поставить с2-23, с2-29 для уменьшения шума,
правда не ясно как скажется на звуке.
Напряжение анода тоже не стабилизировано.Кенотрон-кондёр-дроссель-
кондёр.Коэф нли-0.2%.

Я делал усилитель и на пальчиковых пентодах-женщины согласились
петь, а мужчины отказались, а когда сделал на окталах-согласились все!
 

bezen4UK

Местный
А на каком пальчиковом пентоде?
Если вас устроил с/ш 70дБ с 6н9с и трансом 1:10, значит можно убрать транс и поставить 6Ж50П, получится примерно тот же с/ш, но :) ...
Потом гальваническая связь с КП на 6С45П, потом выходная ёмкость хотя бы 1000 мкФ. Нагружать такой буфер можно (точнее, НУЖНО) хотя бы на 1кОм. Анодное питание общее, но стабилизированное, накалы стабилизированны, вся эта кухня непременно кормится от сетевого стабилизатора.
Входное сопротивление преда делаем 10-50 Ом.
Все соединительные кабели - антифазные.
Я только на подходе к такой железке.
Желаю успехов.

to AndreasS :
Андреас, забудьте вы школу экономии на звуке, 21й век на дворе, на этом же дворе эфирное излучение такое, что хиленькие каскады с электрометрическими режимами просто утОнут :).
С уважением.
 

Meloman

Местный
Пользовал EF-86-звук получился суховатый, с 6AU6-ещё хуже.
Без повышающего транса туговато, потому как лкенточнику нужно 250 ом
За антифазники спасибо, как раз недавно об этом думал.
 

AndreasS

Member
...
Андреас, забудьте вы школу экономии на звуке, 21й век на дворе, на этом же дворе эфирное излучение такое, что хиленькие каскады с электрометрическими режимами просто утОнут :).

Просто не забывал законы физики.
Чувствительность динамических микрофонов в порядке 0,07...0,2 mV/µbar (ленточные на нижном пределе). При звуковом давлении 3...5 µbar требуется чувствительность усилителя 0,3...0,5 mV..., макс. уровня (P = 100...200 µbar) соответсвенно 20...40 mVolt.

Для получение соотножения сигнал/шум 60 dB требуется входное напряжение около 4 mV ( Hum ca. 4 µV, Noise 30...30000 Hz ca. 1,4 µV for EF86, другие лампы хуше, с изключением АC701).

Между прочим, усилитель Redd47 был развит фирмой EMI, потому что цены качественныx микрофонныx усилителeй (Telefunken V72, V72a, V76, V77) уже в конце 50х годов стали "астрономическими", ... и посмотрите на настоящие цены для этих приборов или для микрофоны Neumann U47.:D

Andreas
 

Meloman

Местный
По моему Битлы и записывались через Redd 47, где-то читал в интервью
Дж Мартина- там стояли EF86 И E88CC и цена у них была весёлой-
что-то около 2000 уе-и это по тем временам.
 

AndreasS

Member
Точный ответ знает только John Martin :D

В Abbey Road Studio были и V76, и Redd47. John Martin попробовал нобый подход к записю, ... не так, как в классической музике.
Я сравнивал только цены услителей...

Andreas
 

Meloman

Местный
Я так понял EF86 надо загонять в режим 40-50в на аноде с минимальным
током, чтоб минимизировать шумы тока и напряжения.
В современном Redd47 стоят EF806S u E88CC-только схему буржуи прячут
 

AndreasS

Member
Я так понял EF86 надо загонять в режим 40-50в на аноде с минимальным
током, чтоб минимизировать шумы тока и напряжения.

Так категорично нельзя сказать.
Главным источником помех является накал, можно обходить подключением катода на массу (grid leak bias). При этом недостатки: источник сигнала должен иметь малое внутренное сопротивление, коэфф. усиления ограничено (оптимальное сопротивление нагрузки 47...100 kOhm).

Другой восможности работы в более линейной области характеристики является starvation operation: очень большое сопротивление нагрузки и зравнительно низкое напряжение на второй сетке. Проблемы с фоном от накала можно решить симметрированием.

Andreas

P.S. Все равно рекомендую подумать о входном трансформаторе при уровне входного сигнала ниже 50 mVolt
 

bezen4UK

Местный
Андреас! Кроме EF86 и AC701 больше не существует ламп :) ? Любой пентод с крутизной больше 15мА/В даст отличное отношение с/ш без микротоковых ухищрений, бОльший коэфф. усиления, бОльший ПСН. А 70 мкВ - примерно тот же порядок что и для МС-голов, значит всё-таки можно и без транса обойтись, кто-то ведь делает.
И кстати звук битлов очень замыленный, теперь понятно почему.
 

AndreasS

Member
Конечно есть и другие лампы...:D , но я не хочу создать hype на этие...

В отножении пентодов с большой крутизной характеристики: надо проверить их микрофонность (обычно они очень чувствительно вследывие конструктивных особенностей) и нельзя их применить с токами сетки (grid leak bias)..., и starvation mode требует особые меры стабилизации рабочей точки.
Такие лампы я подключил бы как триоды в каскодном усилителе..., мало шума и высокый коефф. усилениа...;)

Andreas
 
...И кстати звук битлов очень замыленный, теперь понятно почему...

Совершенно не согласен!

А вот по поводу ленточного микрофона, по-моему, в КЛАССИЧЕСКОЙ звукозаписи альтернативы ему в хайэндном ключе просто нет! Дело вот в чём. Из "сверхлегких" мембран приёмников акустических возмущений, конечно, на первом месте стоит мембрана кондесаторного микрофона. На втором- ленточная в динамическом типе микрофонов. Но ХОРОШИХ, в смысле "хай-энд", усилителей для кондесаторного капсюля нет! Дело именно в требовании очень высокого входного сопротивления в таком усилителе. Поэтому используют либо "электрометрические" режимы для входных ламп, либо входные истоковые-эмитерные-катодные повторители, т.е. вводят ОС. Как понимаете, и то и то- некошерно :). А ленточка требует наоборот низкое входное сопр. усилителя. При этом масса приёмного элемента относительно кондесаторной мембраны увеличивается, в общем-то, до приемлемого значения. Динамический диапазон ленточных микрофонов сравним с ДД конденсаторных.

Чтобы снизить требования к повышающему входному трасформатору, надо использовать лент.микр. с НИЗКИМ номинальным нагрузочным сопротивлением. Тогда паразитная ёмкость трансф. становится несущественной. На первое место выплывает инд.рассеяния между обмотками, с которой можно эффективно бороться "литцендратной намоткой". Суть в следующем. Например, нужен повышающий трансф. 1:10. Изготавливается из обмоточного провода литц из 20 жил НУЖНОГО диаметра (вычисляется по допустимым омическим потерям в трансф.). И наматывается на каркас до заполнения. Затем 10 проводов литца параллелятся, а другие 10 включаются последовательно. Для уменьшения ОМИЧЕСКИХ потерь при заданной нижней частоте необходимо применять пермаллои!

С другой стороны, в триодном включении, например, 6Ж52П имеет экв.сопротивление шумов (приведённое ко входу) где-то 40-20 Ом. Т.е. интегральное напр. шума в полосе 20000Гц у неё 80-110 нВ (нановольт!). Для обеспечения С/Ш 80дБ с таким входным каскадом необходим микрофон с номинальным выходным уровнем всего 1мВ. Это, между прочим, "АНАЛОГОВЫЕ" 80дБ, которые "цифровые" 96дБ, как известно, рвут на счёт раз.

Конечно, нюансов как во входных трасформаторах, так и в малошумящих каскадах для таких целей масса. За это и деньги берут!
 
да, да! Как ни смешно, а Ваш соотечественник VK-D совершенно прав, ссылаясь на своего протеже, записывающего live CD!
 

Meloman

Местный
Спасибо за транс с литцем-хоршая идея.Я вот думаю, может попытаться
обмануть природу-а что если вх каскад сделать с общей сеткой, в катод
поставить нужные нам 200 ом и через электролит ленточник.
Ведь делают так антенные усилители, а у них и чувств. повыше и сигнал-
шум в поряде, хотя, транс по вх всё-таки меньше испоганит звук!
 

AndreasS

Member
...а что если вх каскад сделать с общей сеткой, в катод поставить нужные нам 200 ом и через электролит ленточник.
...

По теории восможно, но хороший входной трансформатор менее стоит чем ленточный микрофон (если электролит пропускает ток).

Andreas
 
Сверху