Установка вертикального угла (VTA)

  • Автор темы opamp

opamp

Местный
Добрый день!

Весьма необходима теоретическая помощь по поводу выставления вертикального угла воспроизведения грамзаписи (VTA).

Обычно рекомендуется устанавливать высоту тонарма такой, чтобы его трубка была параллельна поверхности пластинки, однако проблема в том, что на моем тонарме верхняя поверхность шелла не параллельна трубке, а под небольшим углом- поэтому пока выставил "параллельность" грампластинке именно этой поверхности шелла и нижней плоскости головки. В любом случае такой "визуальный" способ не дает никакой гарантии правильной установки VTA. В инфернете много пишут о регулировке этого угла "на слух", однако сей способ меня тоже не устраивает (как шаманский, а значит идеологически чуждый ;) ).

Поэтому- порекомендуйте, пожалуйста, какой-либо способ установки VTA по тестовым пластинкам и приборам, который [теоретически] не давал бы ошибок. Уверен, что такие существуют. Если с прижимной и антискатывающей силой все более-менее ясно, то тут- сплошное "белое пятно". :(

Буду весьма благодарен, думаю что не я один.
 

Eugen Komissarov

Местный
Добрый день!

Весьма необходима теоретическая помощь по поводу выставления вертикального угла воспроизведения грамзаписи (VTA).

Обычно рекомендуется устанавливать высоту тонарма такой, чтобы его трубка была параллельна поверхности пластинки, однако проблема в том, что на моем тонарме верхняя поверхность шелла не параллельна трубке, а под небольшим углом- поэтому пока выставил "параллельность" грампластинке именно этой поверхности шелла и нижней плоскости головки. В любом случае такой "визуальный" способ не дает никакой гарантии правильной установки VTA. В инфернете много пишут о регулировке этого угла "на слух", однако сей способ меня тоже не устраивает (как шаманский, а значит идеологически чуждый ;) ).

Поэтому- порекомендуйте, пожалуйста, какой-либо способ установки VTA по тестовым пластинкам и приборам, который [теоретически] не давал бы ошибок. Уверен, что такие существуют. Если с прижимной и антискатывающей силой все более-менее ясно, то тут- сплошное "белое пятно". :(

Буду весьма благодарен, думаю что не я один.


Есть только один Надёжный метод - купить маленький уровень, положить его на шелл и выставить горизонталь.

Но потом Всё Равно придётся подгонять на слух.
Ибо в каждой головке углы кантеливера и иглы индивидуальны.

Так что... Кучу пластинок в руки и слушать, слушать, слушать.

Обычно за неделю удаётся выставить так, что большетрогать не хочется.
 

opamp

Местный
Есть только один Надёжный метод - купить маленький уровень, положить его на шелл и выставить горизонталь.
А потом при убирании этого уровня получить сбой в пару-тройку градусов за счет изменения прижимной силы... спасибо, не хочется. :)

Ибо в каждой головке углы кантеливера и иглы индивидуальны.
Советский ГОСТ оговаривал 15 градусов, буржуи режут 22-24 градуса...

Так что... Кучу пластинок в руки и слушать, слушать, слушать.
Обычно за неделю удаётся выставить так, что большетрогать не хочется.
Нет ни опыта, ни желания, ни доверия. Потому и спрашивал про чисто технические методы. Чтоб взять тестовую пластинку и выставить по ней- хоть какому-то стандарту оно соотвествовать будет. Для успокоения души. И нанесения на стойку тонарма риски. Чтобы уже потом, долгими зимними вечерами, "слушать, слушать и слушать", совершенно не беспокоясь о технической стороне вопроса.
 

Ал.Д.

Местный
Возьмите измерительную пластику и посмотрите, что меняется. Душа успокоится.
А сделали Вы все правильно.
 

opamp

Местный
Возьмите измерительную пластику и посмотрите, что меняется. Душа успокоится.
А сделали Вы все правильно.

ВОт в том и заключается вопрос- а что именно должно меняться? И какую запись брать? Чистого тона- на какой частоте? Розового шума? Брать ли запись 45/45 или моно с вертикальной модуляцией, или с горизонтальной? Тестовых пластинок у меня много...

По идее неправильный VTA влияет на форму синусоидального сигнала- но при этом опять-же на каких частотах это проявляется наиболее "наглядно", влиет ли каким-либо образом на воспроизведении особо высоких частот (ибо записи чистого тона 45 КГц у меня тоже есть)?

Хотелось бы составить какое-то подобие методики...
 

Eugen Komissarov

Местный
А потом при убирании этого уровня получить сбой в пару-тройку градусов за счет изменения прижимной силы... спасибо, не хочется. :)


Советский ГОСТ оговаривал 15 градусов, буржуи режут 22-24 градуса...


.

Во первых, уровень весит около полутора, а во вторых, я вес убираю. Хотя он сильно ничего не меняет, в нужной точностью уровнем не выставишь. У меня не было случая, чтобы горизонтально поставил - и всё правильно.

Ногу тонарма, если он 9``, по высоте надо выставлять с точностью как минимум 0.5 мм. Я стараюсь в 0.25 попадать, потому что четверть миллиметра ощутимо меняет звук.

Если тонарм высоко - на ВЧ ощущается жесткость и неестественность. "картошки" сыпятся. Видимо, растут гармоники третья и высшие.

Если ниже, чем надо - звук "как из бочки" - мясистый, но с потерей деталей и тембральной чистоты.

Можно предварительно понять, куда надо двигаться, методом подкладывания пластинок под ту, которую слушаете. И обращая внимание на то, что меняется.

Я ещё раз повторю - инструментальные методы не дают достаточной точности! После них надо подгонять на слух.
 

opamp

Местный
Я ещё раз повторю - инструментальные методы не дают достаточной точности! После них надо подгонять на слух.

Эхх... ну куды бедному крестьянину податься... :(((

Кстати, вчера слушал с новой ГЗМ-055, после рассмотрения ее иглы под микроскопом быстренько поставил Ортофон MF-15, хоть и сфера... вот звук- как из бочки. Однако, тонарм я чуть приопустил...

Ваши слова заставляют меня серьезно задуматься...

Ну ладно, раз "инструментальные методы" ничего не дают (кстати, так ни одного метода и не было изложено)- будем пока настраивать на слух, хоть и не люблю я шаманство...

Весьма благодарю. :)
 

Eugen Komissarov

Местный
Эхх... ну куды бедному крестьянину податься... :(((

Кстати, вчера слушал с новой ГЗМ-055, после рассмотрения ее иглы под микроскопом быстренько поставил Ортофон MF-15, хоть и сфера... вот звук- как из бочки. Однако, тонарм я чуть приопустил...

Ваши слова заставляют меня серьезно задуматься...

Ну ладно, раз "инструментальные методы" ничего не дают (кстати, так ни одного метода и не было изложено)- будем пока настраивать на слух, хоть и не люблю я шаманство...

Весьма благодарю. :)

Инструментальный метод, который рекомендуют производители - "Ставьте шелл горизонтально".

А по поводу шаманства -

Я свой Гаррард настраивал на слух - VTA, антискейтинг, вес подгонял, азимут ставил по уровню и правильности сцены.

На днях прислали измерительную пластинку, позволяющюю всё это выставлять более предметно, так сказать.

Я её прогнал. Так вот, мне НИЧЕГО перенастраивать не пришлось.
 

opamp

Местный
Выражаю благодарность всем откликнувшимся. :)

Собственно, вчера я гонял измерительные пластинки для выставления азимута, прижимной и противоскатывающей силы. А вот изменение угла никаких визуальных изменений не дало... :( Хотя, подозреваю, на осциллографе их просто не отследить- надо измеритель Кг искать...

У меня пока образовалась несколько иная проблема... установленная Ортофон MF-15 оказалась для моего тонарма негодящей- очень маленькая гибкость подвижной системы. Поэтому и "бочечность" звука, и нехватка ВЧ, и неотработка записи чистого тона 3150 Гц при большой амплитуде (+8 Дб) - иглу колбасит по канавке... :(((
Изучал рынок- головок с большой гибкостью такое ощущение что просто не выпускают- редко у кого доходит до 20 мкм/мН, а мне нужно не менее 25 (у тонарма эффективная масса 6,5 грамм). Поэтому принял решение пока установить ГЗМ-055 - у нее с этим делом порядок (25 мкм/мН), потому как является аналогом Ортофон VMS 20 EMK II.
Заметил, что до сих пор продаются сменные иглы-вставки для VMS 20 EMK II, потому возник вопрос- а нельзя ли эту вставку применить к ГЗМ-055 ? Кто-нибудь проводил подобные эксперименты?
 

Eugen Komissarov

Местный
Выражаю благодарность всем откликнувшимся. :)

Собственно, вчера я гонял измерительные пластинки для выставления азимута, прижимной и противоскатывающей силы. А вот изменение угла никаких визуальных изменений не дало... :( Хотя, подозреваю, на осциллографе их просто не отследить- надо измеритель Кг искать...

У меня пока образовалась несколько иная проблема... установленная Ортофон MF-15 оказалась для моего тонарма негодящей- очень маленькая гибкость подвижной системы. Поэтому и "бочечность" звука, и нехватка ВЧ, и неотработка записи чистого тона 3150 Гц при большой амплитуде (+8 Дб) - иглу колбасит по канавке... :(((
Изучал рынок- головок с большой гибкостью такое ощущение что просто не выпускают- редко у кого доходит до 20 мкм/мН, а мне нужно не менее 25 (у тонарма эффективная масса 6,5 грамм). Поэтому принял решение пока установить ГЗМ-055 - у нее с этим делом порядок (25 мкм/мН), потому как является аналогом Ортофон VMS 20 EMK II.
Заметил, что до сих пор продаются сменные иглы-вставки для VMS 20 EMK II, потому возник вопрос- а нельзя ли эту вставку применить к ГЗМ-055 ? Кто-нибудь проводил подобные эксперименты?

Надо утяжелить тонарм.
 
вертикальный угол = высоту установки арма слышно хорошо... ежели не слышно - лучше что-то поменять - голову и (или) арм, вобщем - задуматься...
вот длину установки - это слышно при больших ошибках, особливо у длинных армов...
вспомните - большинство изготовителей снабжают армы регулировками по высоте, и лишь немногие - по длине...
нормали и госты писать легко для студийцев - жесткий резец легко и выставить под углом, и обеспечить неизменность угла в процессе работы, голова с гибким поводком - саааавсем другое тело :D ...
 

Доктор Ноу

Местный
Инструментальный метод, который рекомендуют производители - "Ставьте шелл горизонтально".

+1 :D

На днях прислали измерительную пластинку, позволяющюю всё это выставлять более предметно, так сказать.
Я её прогнал. Так вот, мне НИЧЕГО перенастраивать не пришлось.

А что за пластинка?
 

mishak

Местный
Не знаю, если вам это ещё нужно, но вот ответы:

1. VTA: любая пластинка с белым шумом и спектроанализатор на выход. Регулировать VTA чтобы была ровная АХЧ. При изменении VTF повторить.

2. Для тонарма 6.5 г (SME III) рекоммендованный cartridge could be Shure V15 III, V or Shure M97xE
 

opamp

Местный
Не знаю, если вам это ещё нужно, но вот ответы:

1. VTA: любая пластинка с белым шумом и спектроанализатор на выход. Регулировать VTA чтобы была ровная АХЧ. При изменении VTF повторить.

2. Для тонарма 6.5 г (SME III) рекоммендованный cartridge could be Shure V15 III, V or Shure M97xE

Да, всегда актуально. Спасибо. :) Хотя с белым шумом нет, есть с розовым...

SME-3 с SME-improved почти ничего общего не имеет, трешка вообще "пластиковая". У трешки эффективная масса не 6.5, а 5 грамм, кстати. Голова у меня ныне стоит ГЗМ-055, которая аналог Ortofon VMS 20 mk II, по гибкости подвижной системы согласуется идеально. Думаю купить к ней фирменную ортофоновскую иглу (ибо головку целиком не найти, а иглы попадаются), однако не уверен в "совпадении дырок". Аналог-то оно аналог, но насколько точно были скопированы размеры- знают только разработчики ГЗМ-055. Про шуры вообще неясно где купить...
 
1. VTA: любая пластинка с белым шумом и спектроанализатор на выход. Регулировать VTA чтобы была ровная АХЧ. При изменении VTF повторить.
На АЧХ влияет не только (и не столько) VTA. Считаю это не правильным способом.
 

opamp

Местный
На АЧХ влияет не только (и не столько) VTA. Считаю это не правильным способом.

За неимением лучшего......
VTA Влияет на форму сигнала- вообще правильнее устанавливать VTA по уровню искажений, но где ж прибор взять... Спектрограф-то в комплекте любой "спецпрограммки" есть для звуковух...
 

Eugen Komissarov

Местный
+1 :D



А что за пластинка?

У меня почему-то получается, что голова должна стоять не горизонтально, относительно горизонтали тонарм довольно существенно ниже ставлю.

VTA "правильно" ставить по минимуму гармонических искажений, азимут - по балансу каналов, угол поворота - по минимальной разнице фаз между каналами.



Пластинка такая:
 

Вложения

  • HiFiLp.jpg
    20.8 KB · Просмотры: 36

mishak

Местный
У трешки эффективная масса не 6.5, а 5 грамм, кстати. .

согласен, опечатка.

А в остальном позвольте не согласиться. Судя по физике процесса, нелинейные искажения определяются в первуочедь ошибкой в VTF, а VTA влияет на АХЧ.

И вообще, opamp, вы спрашиваете или рассказываете?:
 
Сверху

all-audio.problack-job.netkakbik.infomanagement-club.comsafe-crypto.mevse-multiki.comultrasoft.solutions