Увеличим жесткость 4А-32???

  • Автор темы Cop

Cop

Местный
Засела в голове, и не даёт плодотворно трудиться на благо любимой Родины сл. идея.

Очень мне хочется расширить динамический диапазон головки громкоговорителя. История вопроса такова:
Не так давно довелось послушать у себя 2А-12 + СЧ рупор (кинаповский). Сильно впечатлила очень мощная и подробная середина. Описать словами это сложно, но попробую. Это когда точно и естественно передаются динамические контрасты. Например симфонический оркестр, буквально обливает с ног до головы музыкой, причем, даже на пиковых (оч. громко) уровнях, нет острой потребности сделать потише!!! Но, в то же время, при таком-же уровне громкости, медленные и тихие пассажи заставляют прислушиваться, и граничат по уровню с тишиной, ни на грамм не теряя детальности.

Так было, пока динамики были новыми (достались нулёвыми из ЗИПа кинотеатра). Потом, всё это потихоньку притуплялось, а потом колонки забрал заказчик.

Связано это, на мой взгляд с начальной жёсткостью работы подвеса головки. КинАп-овские головки (2А-12, 4А-32 и некоторые другие) сделаны немного не по правилам. У них центрирующая шайба мягче краевого гофра (перепробовал 12 штук, разных годов и конструкций - этот принцип во всех сохраняется). А гофр (бумажный), как известно, со временем, по мере разрабатывания, меняет свою жёсткость, с чем я и столкнулся.

Сейчас, для собственных целей, решил немного "растрепать" 4А-32. И столкнулся с аналогичной картиной - становится мягче подвес - теряется динамика. А на слух - звук становится менее эмоциональный, скучноватый.

В этой связи задумал заменить у динамиков центрируюшие шайбы, на более жёсткие, долговечные и стабильные (текстолит). Пока ещё обкатываю эту идею в голове. Прошу уважаемого ALLа покритиковать идею, или может поделиться опытом, если кто подобное делал.
Сразу оговорюсь, что не являюсь ярым поклонником расчётов АС по методикам Виноградовой, JBLshop, и т.д. (если нужно, могу аргументировать)
Динамики собираюсь использовать "синглами", ибо не уважаю многополосность.

Очень прошу аргументированную критику!!!
 

Svarshik

Member
Сор,попробуй заменить для начала бумажный гофр на тряпичный с пропиткой,станет гораздо лучше.сам люблю"упругие"динамики,но тут есть риск потерять НЧ(которых и так не много),резонансная пойдет вверх...как это будет звучать?а СЧ у 4а32 все же "грязноватые",зато НЧ (в плане правильности звучания,не громкости) ничего себе...тем более,что
Динамики собираюсь использовать "синглами", ибо не уважаю многополосность
.
 

Cop

Местный
Svarshik
...заменить...бумажный гофр на тряпичный с пропиткой
Гофр - штука сложная. Менять его я бы не рискнул. Дело в том, что у 4А-32 родная центрирующая шайба выполняет только функцию поддержки диффузора. Нейтральное положение и начальную упругость делает именно гофр. Это в его задачу входит четкая фиксация подвижной системы в нейтральном положении, и нарастание усилия, по мере смещения с нейтрали.

В случае замены его просто тряпочкой (кожей, резиной и т.д) очень велика вероятность потерять "нейтраль". Это когда есть небольшая область (менее милиметра, а иногда и более), где подвижная система просто болтается (нет начальной жесткости). Чтобы этого не произошло, необходимо предварительное напряжение гофра (он должен быть немного растянут даже в нейтрали), а это обеспечить я вряд ли смогу.

Ещё один момент. Бумажный гофр (в отличии от других) оч. хорошо гасит паразитные (поверхностные) колебания диффузора. Для увеличения этого эффекта его иногда пропитывают разными составами. В случае замены его, я скорее всего, получу возросшую неравномерность АЧХ и какие-нибудь новые призвуки.

И ещё одно - жёсткость диффузора не бесконечна, и чем ближе к гофру, тем она меньше. Просто увеличив жёсткость гофра, я рискую получить излом диффузора где-то рядом с ним.

Всех этох недостатков (для конкретного случая) лишена идея переделки центрирующей шайбы. От того я и облюбовал этот вариант!!!

Но в любом случае, спасибо Вам за совет!!!
 

Svarshik

Member
Гофр - штука сложная. Менять его я бы не рискнул. Дело в том, что у 4А-32 родная центрирующая шайба выполняет только функцию поддержки диффузора...
у меня есть динамики 4а32 с тряпичным гофром,"нейтраль"держут как надо:),а вот низа прибавилось(переделаны чисто под НЧ головку)
И ещё одно - жёсткость диффузора не бесконечна, и чем ближе к гофру, тем она меньше. Просто увеличив жёсткость гофра, я рискую получить излом диффузора где-то рядом с ним.
из за "дубового"гофра,излом есть у всех 4а32 работающих на предельных мощностях,да и не только на предельных.более того,именно с появлением этого излома связана перемена в звучании,которую вы заметили(диффузор быстро устает в местах излома,гораздо быстрее,чем "размякает" гофр)...проверить легко:возьмите динамик за основание рупорка и медленно поднимите вверх...вы увидите не один излом...просто в работе их не заметно.
Бумажный гофр (в отличии от других) оч. хорошо гасит паразитные (поверхностные) колебания диффузора
а так же привносит неприятные призвуки в виде ненужных резонансов.у 4а32 и диффузор толстоват,так что это явление(паразитные (поверхностные) колебания)там слабозаметно...если не сменить бумажный гофр,то все труды пойдут на смарку...и диффузор потеряете(если динамик новый).а вот потом можно и проэксперементировать с центрирующей шайбой...
 

Cop

Местный
...низа прибавилось
Прибавление низа меня не особо соблазняет, тем более, что за это обязательно придется дорого заплатить. А вот как Вам удалось получить жесткую "нейтраль" - это мне очень интересно!!! Я не шучу, просто мне не приходилось видеть самоделки, где это было бы исполнено, да и сам пробовал делать - плоховатый результат!!!

По поводу изломов - пока их у меня нет, но я понимаю о чём Вы говорите. Приходилось "юзать" убитые динамики. Но всё-же, мне кажется, это не фамильная болезнь данных динамиков, а следствие их перегрузки по НЧ. Могу привести аргумент: такие-же динамики, проработавшие не один год в фойе кинотеатра (для объявлений "Уважаемые зрители, приглашаем Вас.....) не имеют никаких признаков изломов, и весьма растрёпанный гофр. Во всяком случае, я видел именно такие.

Есть ещё много причин, по которым мне не хотелось бы трогать гофр. Одна из них - добротность, в частности механические потери в подвижной системе.
Я намерил у своих динамиков Q=0,43 и Q=0,45. Я и так считаю, что это много, а если ещё я уменьшу потери, применением менее "вязкого" материала, чем бумага, добротность должна увеличиться!!! Да, на слух это будет как увеличение низов, но мне этого не нужно, скорее наоборот.

Вобще все эти разговоры становятся лишними, при исполнении динамика "по-науке". То-есть мягкий гофр и жёсткая центрирующая шайба. Вот я и тянусь к такому варианту.
 

Yury Novikov

Местный
А что за проблема просто взять и сменить подвижку у 4а32. Старую выкинуть новую поставить. Они еще продаются. В крайнем случае поставить подвижку от Ноэмовского 100гдш-33. Они вроде полностью совместимы по размерам, и пожестче будут. И катушка там помощнее.
 

Svarshik

Member
Есть ещё много причин, по которым мне не хотелось бы трогать гофр. Одна из них - добротность
ну так у меня динамики для НЧ(вернее НЧ-СЧ),а вам нужны ШП...повторюсь,но имхо бумажный гофр надо удалить или хорошенечко размять-пропитать,
а вот потом можно и проэксперементировать с центрирующей шайбой...
то есть увеличить ее жесткость,для сохранения нужной вам добротности(хотя с таким толстым и тяжелым диффузором снизить ее на вряд ли возможно).
как Вам удалось получить жесткую "нейтраль"
честно говоря,такой проблемы не было,просто"подвижки" для своих динамиков я брал новые(старого образца)а жесткости у центр.шайбы оказалось достаточно...при этом конус-рупорок был удален(минус лишние граммы:D)
кстати Сор,как вам нравятся ВЧ у этого динамика?
 

Ал.Д.

Местный
Вобще все эти разговоры становятся лишними, при исполнении динамика "по-науке". То-есть мягкий гофр и жёсткая центрирующая шайба. Вот я и тянусь к такому варианту.

Вы думаете, переплюнуть ЛОМО (расшифруйте и посмотрите, чем там занимались)? Или Гудманс?
 

Cop

Местный
Yury Novikov
....просто взять и сменить подвижку
Как-то не задумывался над таким вариантом. Но радикальные меры меня всегда пугали, тем более в областях, где я слабо разбираюсь.

Svarshik
....гофр надо удалить
Мне Ваше мнение понятно, и я его уважаю. Но повторюсь, хороший гофр, который бы обеспечил заданную жесткость, был бы стабилен по характеристикам во времени, обладал бы свойством, хотя бы удовлетворительно, гасить колебания, я сам изготовить и установить не в состоянии. Готовый взять или купить не где, поэтому придётся мучится с родным :D .
А по поводу призвуков - можно провести небольшую "лабораторную работу" (я пробовал):D . Если взять за край небольшой кусочек бумаги от старого диффузора, такой-же кусочек резины, поролона и пропитанной ткани (материалы из которых изготавливают гофры), и по второму краю кусочка ударить щелбаном, то будет очень наглядно видно - какой из материалов лучше всего гасит паразитные колебания. Результат настолько очевиден, что для сомнений просто не остаётся места!!!
А это как раз и влияет на призвуки и добротность механической системы.

...то есть увеличить ее жесткость,для сохранения нужной вам добротности
Да нет-же!!! Я просто хочу стабилизировать параметры головки. И, может, немного увеличить жёсткость подвижной системы.
А про добротность уважаемые люди пишут, что влияют на неё потери (гашение) в подвесе головки, и электрическое торможение колеблющейся катушки в магнитном поле. Жесткость там не при делах! :D

....как вам нравятся ВЧ у этого динамика
Не так давно, я с знакомыми, ставили эксперимент. Вслепую, целый день, отслушивали широкополосники, в основном советские, но были там и знаменитые Фостексы 206, и Перлёсы, и какие-то китайские.
С серьёзным музыкальным образованием участников не было, зато были люди очень далёкие от Хай-Фая, но предпочитающие в качестве отдыха театры и концертные залы.
Так вот, предпочтения участников, и мои то-же, однозначно и безоговорочно росли с увеличением диаметра динамика (слушали без оформления, просто на табуретке). И Фостексы понравились только самому хозяину их (потому, что он их узнал), все остальные (4 чел. и одна женщина:D ), предпочли наши 4ГД-35(36).
Вот так вот бывает, когда в качестве аргументов выступает не популярность и общественное признание (мода), а просто приятность звука.:D
В этой связи могу ответить на Ваш вопрос. Наверняка есть динамики лучше, чем 4А-32. Но у меня имеются именно они. Их звук меня устраивает, а на НЧ, СЧ, ВЧ я его не делю, просто устраивает. К тому-же они не дорогие. Купив однажды дорогой динамик (или целиковую АС), и соорудив на нём акустику, чел. ВЫНУЖДЕН полюбить, и отчаянно защищать то, что получилось, независимо от результата. У меня-же есть возможность просто с лёгкостью подарить/продать свою неудачу, и начать заново, чего уже не один раз было:D :D :D .

Ал.Д. Даже и не надеюсь я состязаться со столь серьёзными фирмами. От того и боюсь препарировать, неплохую в принципе, головку. Потому и прошу критики, и благодарен тем уважаемым людям, которые отстаивают свои точки зрения и советы.

А динамик действительно удачный - при диаметре больше 12", неравномерность 12 дб (по старому ГОСТ), это очень хороший диффузор. В общем есть за что бороться!:D
 

Svarshik

Member
А про добротность уважаемые люди пишут, что влияют на неё потери (гашение) в подвесе головки, и электрическое торможение колеблющейся катушки в магнитном поле. Жесткость там не при делах!
ну как же не пределах,там всё при делах!:D
Как-то не задумывался над таким вариантом. Но радикальные меры меня всегда пугали, тем более в областях, где я слабо разбираюсь.
и это говорит человек,который уже сделал себе классные рупора?!:beer:
тогда как же вы собираетесь"немного увеличить жёсткость подвижной системы",все равно придется разбирать.или есть какая-нибудь задумка?
"есть ли у вас план,мистер Фикс?":D
Купив однажды дорогой динамик (или целиковую АС), и соорудив на нём акустику, чел. ВЫНУЖДЕН полюбить, и отчаянно защищать то, что получилось, независимо от результата.
:lol: есть такое дело...
Так вот, предпочтения участников, и мои то-же, однозначно и безоговорочно росли с увеличением диаметра динамика
что же в этом удивительного?вот если бы наоборот вот тогда да...
 
неудивительно, ведь у вас не было оформления и размер динамика выполнял роль щита. чем больше, тем больше баса.
Повторите тоже на щите одного размера, предпочтения изменятся.
 

TL1

Местный
Гайдар на Вегалабе выложил АЧХ современных 100ГДШ-33 (внук 4а32), так там АЧХ практически +-3Дб. Может, всё-таки имеет смысл подвижку от 100ГДШ заказать? Поставить потом назад старую подвижку, если не понравится, никто не мешает.
P.S. Подвижка стоит 532 руб:
http://www.noema.ru/catalog/20
P.P.S. Подвес там из ткани...
 

Cop

Местный
Svarshik
...сделал...классные рупора
Спасибо Вам за похвалу, но они не классные. Их звук меня здорово разочаровал (может виноваты динамики 6ГД-1RRR) - звук "детский, маленький". Я их делал в качестве эксперимента, узнать что такое рупор.;)

...все равно придется разбирать...
Я не разборки боюсь, а полной непонятности исхода эксперимента. Ведь головка гр-ля, несмотря на очевидную простоту, это сложная система, с множеством взаимосвязанных параметров. Их определённое сочетание делает её более или менее удачной.
Заменив только центрирующую шайбу, я изменю 1-2 параметра. Заменив краевой гофр (именно у этого типа головок), я вмешаюсь сразу в несколько систем, что резко снижает шансы получить в итоге что-то приличное. Я повторюсь, что звук 4А-32 меня пока устраивает, поэтому не хотел бы его портить.

...есть ли у вас план...
:D Эти динамики я хочу так-же вставить в НЧ-СЧ рупор (типа танноевского Автографа). Рупор очень здорово нагружает динамик (растёт отдача), в этом я убедился. Вот я и хочу добавить к этому широкий динамический диапазон самой головки. А для этого мне нужен жесткий подвес.
Низ я получу диаметром диффузора и НЧ рупором (пробовал, знаю), причём при минимальном ходе диффузора (в рупоре это именно так). Поэтому в своём первом посте(у) я и говорил Вам, что НЧ меня не волнуют.
Единственная проблема - динамический диапазон (чтобы тихое было тихим, а громкое - громким). Вот за это и повоюем!!!:beer:


Сергеев Сергей
...чем больше, тем больше баса...
Ну, во-первых 4ГД-35 и Фостексы имеют один диаметр, а что касается баса, то среди прочего, слушались фрагменты из детских сказок (только голос, передающий страх, радость, боль). Это никак не повлияло на расставленные предпочтения.
Вообще лично я в этом зкперименте для себя уяснил, что чем больше диаметр диффузора, тем "больше" звук. ИМХО:eusa_naug

TL1
Может, всё-таки имеет смысл...
Спасибо Вам за ссылочку. Думать нужно, а ещё лучше поискать эти 100ГДШ и послушать - что за зверь!!!

PS Неравномерность АЧХ 3дб это, наверное, не результат серьёзной работы, а скорее результат действия новой методики измерений (буржуи, как только был принят новый стандарт, в-момент перевели львиную долю своего акустического барахла в категорию HI-END).:eusa_naug
 
100 гдш имеет более тяжелый диффузор. Это изменит все параметры.
Особенно уменьшится чувствительность.
По мне так лучше 4а32.
 

TL1

Местный
Надеюсь, Гайдар не будет против :)
АЧХ 2а32, 100ГДШ и старого 75ГДШ.
Судите сами, как говорится... 2а32 и 75ГДШ крайне похожи, что не удивительно.
Измерено всё на НОЭМА. Разница только в размере измерительного ящика, как я понял (это НЧ-часть графика, понятное дело). У 100ГДШ меньше провал и меньше горбы. WP грозился, что можно бы ещё лучше сделать, если бы не унаследованная от 4а32 форма диффузора.
2а32 и 75ГДШ должны выравниваться до уровня +-3 Дб с помощью двух режекторов.
В общем, я сам не могу определиться, то ли 100ГДШ брать, то ли сначала попытаться выторговать 2а32 подешевле и попытаться их привести в порядок и доработать (методика не Горыныча, а скорее Воробьёва, но со своим набором мазилок) :D Второй вариант дешевле и креативнее, но: убитость и разброс динамиков, хуже внешний вид, необходимость для качественного звука применять коррекцию (или вообще переделывать на басовик), и т.д... Правда, можно сделать оформление, позволяющие при случае поменять динамики и подвижную систему, например с TQWT это вполне реально (труба ведь настраивается только по fRes, где-то на 33-40 Гц).

PS Я вот думаю, как в условиях базара проверить состояние магнитной системы динамика? А то запугали, что 4а32 бывают сильно размагниченные.
 

Вложения

  • 4A32.jpg
    83.3 KB · Просмотры: 48
  • sm100GDSH33.jpg
    51.6 KB · Просмотры: 48
  • sm75GDSH33oldmy ???????????? ?? ????????.jpg
    63.1 KB · Просмотры: 39

Paul

Местный
Я вот думаю, как в условиях базара проверить состояние магнитной системы динамика? А то запугали, что 4а32 бывают сильно размагниченные.
1. договориться с продавцом о возможности возврата.
2. взять на базар ноут с спворкшопом(малореалистично при отсутствии ноута :( ).
3. в крайнем случае - оценить визуально смещение при подключении батарейки.
 
Надеюсь, Гайдар не будет против :)
АЧХ 2а32, 100ГДШ и старого 75ГДШ.
Судите сами, как говорится... 2а32 и 75ГДШ крайне похожи, что не удивительно.
Измерено всё на НОЭМА. Разница только в размере измерительного ящика, как я понял (это НЧ-часть графика, понятное дело). У 100ГДШ меньше провал и меньше горбы. WP грозился, что можно бы ещё лучше сделать, если бы не унаследованная от 4а32 форма диффузора.
2а32 и 75ГДШ должны выравниваться до уровня +-3 Дб с помощью двух режекторов.
В общем, я сам не могу определиться, то ли 100ГДШ брать, то ли сначала попытаться выторговать 2а32 подешевле и попытаться их привести в порядок и доработать (методика не Горыныча, а скорее Воробьёва, но со своим набором мазилок) :D Второй вариант дешевле и креативнее, но: убитость и разброс динамиков, хуже внешний вид, необходимость для качественного звука применять коррекцию (или вообще переделывать на басовик), и т.д... Правда, можно сделать оформление, позволяющие при случае поменять динамики и подвижную систему, например с TQWT это вполне реально (труба ведь настраивается только по fRes, где-то на 33-40 Гц).

PS Я вот думаю, как в условиях базара проверить состояние магнитной системы динамика? А то запугали, что 4а32 бывают сильно размагниченные.

Это Гайдар мерил, какой то особенный 4А32, пик на 18 кГц и спад внизу с 150 Гц, обычный 4А32 имеет этот пик на 10 кГц и спад начинается внизу с 400 Гц, в таком же ЗЯ.
Магниты сами по себе не размагничиваются, если магнитную цепь не разбирали, и не было механических ударов, то все будет в порядке. Состояние пары магнитов на базаре проще всего оценить безменом, положить на магнит железку и оторвать её весами.
 

TL1

Местный
Вот именно про 4а32 писали, что у них какие-то бракованные магниты бывают, сплав неправильный. Вроде бы точно хорошие с Альнико, но их ещё найти надо. Этих 4а32 куча модификаций, положение пиков на АЧХ вполне может несколько отличаться.
 

Ал.Д.

Местный
В теме про Гудманс мелькала моя мутная картинка.
Все, что встречалось от ЛОМО, имело стабильные параметры и характеристики.
 
Вот именно про 4а32 писали, что у них какие-то бракованные магниты бывают, сплав неправильный. Вроде бы точно хорошие с Альнико, но их ещё найти надо. Этих 4а32 куча модификаций, положение пиков на АЧХ вполне может несколько отличаться.

Как раз были проблемы с магнитами Альнико, на динамиках производства Самарканд Кинап, это 1А20, 4А32, 25ГДН4,5. У них была неисправна установка для намагничивания и динамики шли с недомагниченными магнитами. С ферритом таких проблем не было.

По АЧХ 4А32: "несколько отличаться" - 10 кГц и 18 кГц, это уже не несколько.
 
Сверху