Вопросы философии звука

Bobby_ii

Местный флудер
Как-то почитав, что людям нравится, да и сам послушав, пришел к некоторыим выводам. Интересно, что вы, ув. форумчане на это скажете?:

1. Людям не нравится абс. чистый звук - он распадается на звуки, пропадает музыкальность, слитность, ... . Тупой аналог - при переходе с CRT на ЖК мониторы пришлось программно размывать шрифты, иначе они на пиксели разваливались и читаемость падала. Так и в музыке: достигнув некоторого порога четкости, хочется откатиться, но уже контролируемо (об методах - дальше)

2. Какие частоты мы слышим.
Человеческий слух - очень чувствительный аппарат (это от эволюции) и даже когда вроде всё нормально, он нам сообщает, что что-то не то - "интерференционная картина нарушена" ;) . Принято считать, что человек слышит 20-20. По поводу "первых" 20ти всё более-менее понятно - кроме ушей есть еще много органов, которые "слышат" ниже 20ти, формируя ощущения. А вот выше вторых 20ти ... в виде чистого тона они не слышны, но будучи наложены на нормальный звук, его меняют. И похоже, что в этом плане (слышимые изменения звука) наш слух простирается чуть-ли не до мегагерц :shock: Либо это влияние "проявляется" где-то в тракте воспроизведения (ну ясен пень, проявляется). Короче, выше 20кГц мы не слышим, но слышим влияние того, что уже не слышим на то, что слышим (сон про сон в унисон есть сон :lol: ).

3. Похоже, что динамический диапазон наших ушей имеет еще как минимум +порядок к сегодняшним записям/трактам. Но коммент - домыслы.

4. Шум маскирует системные дефекты звука. Есть некий общий комфортный уровень маскировки
Известно, что чем дальше продвигаемся в кристаллизации звука, тем больше изъянов становится заметно. Если представить звук как поверхность на ощупь (тоже ведь ощущения), то чистый будет как стекло, но это не многим нравится, нравится когда "бархатистый" , перегибы - когда волосатый да с кочками - тоже мало кому понравится. Так вот эта "бархотистость" также позволяет скрывать некие мелкие изъяны, которые хорошо ощущаются на стекле. Видимо, есть некая минимальная величина этих изъянов, которые есть в ЛЮБОЙ записи. И которые хочется замаскировать.
Я ясно вижу стремление людей с ушами к применению конструкций, наводящих эту "бархатистость" - это и лампы с прямоугольными анодами и литцендрат и переходные конденсаторы (ну тут еще пока "волосатость") и ... /не вспомнить/, но тенденция есть. Простой эксперимент - на звук с известным системным дефектом (МП3 или СД например) наложим белый шум и до определенного уровня этого шума (сопоставимого с уровнем искажений), будет ощущаться субъективное улучшение восприятия. А все потому, что шум воспринимается более органично чем системный дефект. При превышении шумом этого порога, будет уже ухудшение, связанное с увеличением шума :lol: .
Какие еще вы знаете способы "наведения бархатистости" на звук?

5. Мы не можем сделать так, чтобы звуковой тракт совсем не звучал (сам), зато можем сделать так, чтобы это звучание нам нравилось
А "звучит" в буквальном смысле всё: уж молчу о п-н переходах - и конденсаторы и резисторы и проводники :smile: Здесь есть 2 подхода: 1й - бороться, загоняя во всё более низкие порядки, и 2й - сделать это "звучание" кошерным. Две школы. Одна обречена на вечную борьбу, вторая открывает бесконечные просторы для поиска "своего" звука. правда вторая без достижений первой выглядела-бы странно ...:smile: . Это-же касается и АС - если совсем "заглушить", будет некомфортно, надо чтоб всё звучало, но правильно. (Это секрет того, почему не родились на свет идеальные колонки, усилители и пр.).

6. Почему провода имеют направление
Многие хвастаются знанием закона Ома. Я его тоже знаю - без него никуда. Даже из дома не выхожу :гы-гы . Только многие забывают, что электроника - наука о контактах, да и электроны - товар штучный. Так вот, если провод одножильный, во-первых, он имеет большее сопротивление на ВЧ (скин-эффект), во-вторых, деффекты, если многожила, происходит перескакивания эл-в с проводника не проводник и, представьте, мы это слышим!!!:smile: Литцы и иже с ним имеют разную длину жил, что "наводит бархатистости" :гы-гы . Это единственное объяснение, которое я придумал.

7. ровная АЧХ не является отражением качества звука.
Если наоборот все ясно - дефекты, видные на АЧХ, обычно хорошо слышны, то не все дефекты проявляются на АЧХ. И связано это в основном с методикой снятия АЧХ. АС можно смоделировать как набор (многа) резонаторов с перекрывающимися частотами, т.е. АС резонирует во всем диапазоне, а основной резонанс - всего-навсего ОСНОВНОЙ. Т.е. после возбуждения АС еще какое-то время "высвечивается".
На реальном звуке это имеет следующий эффект: если мы "душим" эти резонаторы, звук получается глухим, отдаленным, ... короче, передемпфирование. "Подотпускаем" - звук становится ближе, яснее, сочнее, музыкальнее. "перебор" со свободой - звук теряет ясность, превращается в кашу, ... . Т.е. абс. решения нет, есть полоса +-.

8. ОООС (общая отрицательная) Прекрасно понимаю ее противников .... и сторонников. А моя мысль - а) ее быстродействие еще недостаточно. Достаточно станет когда петлевое время будет способно "отработать" десятки мегагерц. б) Необходимо принимать меры, чтобы ни один каскад не выходил из линейного режима ни при каких обстоятельствах, иначе мы это обязательно услышим. Достигнуто это может быть применением "компрессоров" - спец. нелинейных элементов, не дающих уйти в отбой и согласованием быстродействия каскадов, а то из-за ООС одни могут уйти в отбой из-за того, что следующие просто "тупят" и не успевают отработать. Тут уж лучше несоответствие чем дерганья в попытках 100%го соответствия. То есть с применением ОООС получаем 0.005% КНИ. НО!!! это "некошерные" 0,005%, дёрганные, - кошерные 10% "слушаются" приятнее.
 

Myshyakovich

Местный
По поводу второго пункта: многие слышат и более 20к-проверялось тестами.Был феномен,кот.стопроцентно слышал 27,2к синус,некоторые различали искажения и гармоники на уровне -140 дб.Тесты проводились в ИМБП в 80х.
 

Bobby_ii

Местный флудер
Это-же сколько получается в человечьих единицах? 10дБ=10раз, 140Дб=100 000 000 000 000 (10**14)раз и это я так понимаю, по мощности (по напряжению / току всего-то 10**7), т.е. КНИ/гармоники мы перестанем слышать, когда они опустятся ниже уровня 0.000001% (1/100 000 я %). Смешно. Если 140дБ - Эверест (8850м), то мы сейчас на высоте 0,9м :) (0,001%).
 

J.Impro

Местный
В до компьютерную эпоху приборов с таким разрешением вряд ли было
 

aluma

Местный
Как-то почитав...
Ну почитали и почитали,а зачем было всю эту хрень сюда постить?
"Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые; иначе такое бросание будет пустою забавою." (С) Козьма Прутков.
 

Юрий База

Местный
Мерить звук мы научились электричеством, что-то где-то совпадает, представьте себе что вдруг есть что-то похожее на электричество, но более точно рисующее и объясняющее картину звука. И усиливаем мы сигнал не электричеством, а другим неведомым сейчас феноменом...Другое: мы все что-то едим, практически с одной целью - получить энергию, т.е. сколько разных преобразований происходит в человеке, если бы немного их можно было понять и научиться использовать для звука.
 

sova355

Местный
5. Мы не можем сделать так, чтобы звуковой тракт совсем не звучал (сам), зато можем сделать так, чтобы это звучание нам нравилось
А "звучит" в буквальном смысле всё: уж молчу о п-н переходах - и конденсаторы и резисторы и проводники :smile: Здесь есть 2 подхода: 1й - бороться, загоняя во всё более низкие порядки, и 2й - сделать это "звучание" кошерным. Две школы. Одна обречена на вечную борьбу, вторая открывает бесконечные просторы для поиска "своего" звука. правда вторая без достижений первой выглядела-бы странно ...:smile: . Это-же касается и АС - если совсем "заглушить", будет некомфортно, надо чтоб всё звучало, но правильно. (Это секрет того, почему не родились на свет идеальные колонки, усилители и пр.).
Чтот такое-загонять в более низкие порядки ? Палкой загоняем :D . Если сокращать число элементов имеется в виду, то говорят -"макимально короткий тракт", "минимализм". При этом второй подход также необходим.
получается 3-й подход. Есть и 4-й и 5-й :D
 

Bobby_ii

Местный флудер
sova355 Имелось ввиду несколько иное. У нас, как я вижу, терминологическое недопонимание. Это я так пытался политкорректно обойти вопрос войны меломанов с аудиофилами :) а то начнется :mad: .vs. :evil:
Есть люди, считающие, что "верный звук" только один, все "окрасы" - это от лукавого. Т.е. абс. хорошая техника должна звучать одинаково. Я считаю, что так и должно быть ... в идеале, только до этого идеала - как до Луны пешком. Еще как минимум 4 десятичных порядка, и это в самой "продвинутой" количественно области - в усилителях. О АС вообще умолчу - там все 12 порядков. Поэтому и процветает различное украшательство звука и маскировка деффектов (добавление шума, нечетные гармоники - четными, ...). Т.е. одни хотят, чтоб звучало верно, другие - хорошо.

Из философии данного противостояния вспомню, что лет 30 назад процветали ревербераторы, расширители стереобазы, да и тембрами/фонкорректорами/эквалайзерами мы давно перестали пользоваться? Отвечу: как только поимели достаточно хороший аудиотракт. (может, кто-то еще не перестал :гы-гы делайте выводы). Вот и мы перестанем спорить что лучше - однотактник/двутактник, лампа/камень, ОООС/МООС (это про Обратные Связи) винил/СД/лента, ... когда качество воспроизведения перешагнет некий следующий порог.

aluma Зачем? А зачем здесь люди чем-то занимаются, что-то обсуждают, что-то делают? В общем-то не только чтобы пообщаться. В основном - узнать что-то новое. Цель данной ветки - определить границы достижимого и пути достижения. Вот, например понял, что искажения на современном уровне развития не сделать неслышимыми - будем делать незаметными, т.е. маскировать. Методы обсудим.
Про процессы и звук это вы верно подметили :гы-гы
 

aluma

Местный
aluma Зачем? А зачем здесь люди чем-то занимаются, что-то обсуждают, что-то делают? В общем-то не только чтобы пообщаться. В основном - узнать что-то новое. Цель данной ветки - определить границы достижимого и пути достижения. Вот, например понял, что искажения на современном уровне развития не сделать неслышимыми - будем делать незаметными, т.е. маскировать. Методы обсудим.
Про процессы и звук это вы верно подметили :гы-гы
Есть две причины всех явлений-объективные и субъективные.

Инфа про первые в учебниках и статьях,например про заметность искажений,связи их ООС в "Новой методике тестирования..." Д.Х.Чивера.
Ссылок на подобное море,читай,не хочу.

Для оценки-же субъективных,надо,по-моему,хотя-бы представлять себе уровень аппаратуры,особенности помещения,вкусы и т.п. того,кто рассказывает о впечатлениях.
Проще это получается для конкретных примеров непосредственно в профильных ветках.

А так,просто поговорить,нет возражений,ещё много причуд есть,вот,например,пимпочки на детали гы-гы
http://www.marigoaudio.com/
http://store.acousticsounds.com/d/1...uning_Dots_2_mm_set_of_12-System_Enhancements
 

urakoff

Местный
БОбби ,без понятия Энергетики вы никуда не продвинитесь в понимании звука . Дело в том ,что все теоретические мысли в основе которых лежат измерения с помощью микрофона -это тупик .
Человеческий мозг асимметричен по своей природе ,правое ухо подключено к левому полушарию ,а левое к правому ,более того один и тот же тон уши воспринимают как различные тона .
 

Bobby_ii

Местный флудер
Про микрофоны, АЧХ, ... где-то была статья - не сохранил братьев Арзумановых, так вот они использовали разницу в АЧХ, получающуюся при использовании разных методиках измерения АЧХ (тон, скользящий тон, шум, импульс) как критерий оценки АС. Это не панацея, но, согласитесь, гораздо "ближе к телу" чем просто АЧХ". Так что просто отрицать микрофон не нужно. Тут вопрос умения его использования (методик) и в этом плане значительный прогресс даже за последние 2 года.
С ушами/глазами всё не так плохо как с руками :) гы-гы
 

Bobby_ii

Местный флудер
Эссе по поводу АЧХ и звучания или если каждый Гоги - грузин, то не каждый грузин - Гоги.


Те дефекты, которые видны на АЧХ, обычно хорошо заметны и на слух (горбы-провалы-расческа/...).
Не все дефекты звучания колонок проявляются на АЧХ. И в первую очередь это деффеты, ухудшающие ясность звука, портящие картину, ... (всё что связано с четкостью). Связано это с временным усреднением, присутствующим при измерении АЧХ. Например, посылаем в АС сигнал "У", АС воспроизводит"ууууу" усредняем по времени, получаем "ууууу"="ууууу". По АЧХ все хорошо, по звуку - что-то не то, как-то всё размазано.
Я не знаю, есть ли методики отработки данного дефекта с пом. микрофона (придумать не сложно, но есть ли уже?).
Я определяю это на слух по сл. методе: ставлю классическую гитару. Если всё хорошо, динамик верно передает звучание струны (слышно, как ее дергают и послезвучие иногда с характерной реверберацией, слышно как пальцы скользят по струнам, перебирая аккорды, ...) если динамик не четкий (я назову высокодобротный, т.е. склонный к собственным колебаниям), звучание струны сводится к ноте (тону) и гитара начинает напоминать не то пианино, не то синтезатор. Данная методика важна в основном для голосового диапазона 300-3000 (как минимум) В басовом регистре без собств. колебаний тяжело получить адэкватный бас.
 

Leecher666

Местный
1. Людям не нравится абс. чистый звук
Помоему это очень на любителя.
Многие даже не пытаются полюбить более чистый звук.

Еще хочу отметить психологический фактор, многим банально легче придерживаться распространенной точки зрения, чем идти против большинства, или есть еще такое понятие, как подсознательный отказ воспринимать новое, не зависимо от того, превалирует старая точка зрения над новой или нет - и это серьезно, звук как известно субъективен в восприятии, вот и получайте искажение восприятия в связи с внутренними навязанными принципами.

На воспритие может повлиять все что угодно как положительно, так и отрицательно: время года, влажность, комфортность окружения, просто настроение, сытность, желание слушать и понимать и многое др.

Когда это вам последний раз нравился альбом новой группы, которую вы ранее не слышали, сразу с первого прослушивания?
Со временем восприятие может меняться, и с повторным прослушиванием вы настраиваетесь на понимание того, что слышите, все глубже, и все сильнее влюбляетесь в композиции альбома, разбирая по косточкам звуки, вникая в суть.

Так вот хочу посоветовать, когда будете слушать звуковой тракт, по параметрам на порядок лучше, чем вы слушаете обычно, то постарайтесь изначально слепо влюбиться в него, а по результатам долгого прослушивания объективно составить картину, почему это не верно.
Да, вот так, презумпция невиновности. :D

P.S. Может быть мое мнение связано с музыкальным взглядом на музыку отчасти :ku)
 

Bobby_ii

Местный флудер
Маленький опрос:

В литературе считается (неоднократно встречал) что максимальная чувствительность чел. уха находится в диапазоне 300-3000Гц - именно в этом диапазоне ухо макс. чувствительно к искажениям, позиционированию, ... . На форуме (все-таки Хай-Фай) говорили о 200-5000/7000 (чуть с запасом). Выше/ниже - не помню.

Как вы считаете, ниже скольки и выше скольки уши теряют чувствительность и способность позиционировать источник?
 

J.Impro

Местный
В зависимости от искажений)

Замахнулись на необъятную тему вместо того чтобы оценить свой уровень знаний для прикидки замаха.
Первый пункт полная чушь...дальше уже читать неохота...
 

Bobby_ii

Местный флудер
п. 1 не может не вызвать противоречий, особенно если не думать. А если подумать, очень многие вещи в акустике иначе не объяснишь. Так что вспомните, что вещи, казавшиеся невероятными, сегодня в порядке вещей. Примеры: воздух состоит из молекул, Земля крутится вокруг Солнца, ... .
 
Сверху