Выбираем рабочую точку по спектрам

  • Автор темы ML8

ML8

Местный
Вопрос к тем, кто умеет трактовать спектральные характеристики.
Помогите выбрать наиболее благозвучную рабочую точку.

Ниже прилагаю спектры THD и IMD лампового усилителя, работающего на эквивалент нагрузки на номинальной мощности. Какой из вариантов (old или new) при прочих равных вы бы предпочли, и почему?

Подробности о лампах, режимах и прочая, с вашего позволения, оглашу чуть позже, дабы они косвенно не повлияли на ваш выбор.
 

Вложения

  • THD_old.gif
    21.8 KB · Просмотры: 79
  • IMD_old.gif
    26.1 KB · Просмотры: 61
  • THD_new.gif
    21.9 KB · Просмотры: 54
  • IMD_new.gif
    26.4 KB · Просмотры: 40
Интересно у Вас девки пляшут!

Я ы еще поработал. Один хорош быстрым спадом гармоник, но их уровень великоват, это уже слышно. Меньший, в принципе, ничего, у него примерно сохраняется скорость спадания гармоник 10дБ на гармонику. Однако, увидев спад на втором, думается можно и тут пиграться.

При прочих равнх, с меньшим Кг будет более аналитичен по звуку, а с большим очень теплым :)
 

GaLeX

Ветеран
А при какой выходной мощности снимались спектры?
Так, наобум, ничего не скажешь.
Если "концептуально", то надо бы стремиться к спаду 20 дБ на гармонику,
причем без "провалов", как на первом спектре... Там если бы четвертую
"поднять" вверх на 25 дБ, было бы ИМХО самое то!
 

ML8

Местный
Константин Мусатов, дык пока не пляшут, пока ровно стоят :)
Но пожалуй вы правы -- статическая картинка ничего не скажет, нужна динамика. Вот, выкладываю динамику, с шагом 3 дБ.

Щелкните миниматюры для просмотра -- это анимированные GIFы.
Теперь "девки" и в самом деле "пляшут" :)

GaLeX, так а что вам даст знание абсолютной величины мощности?
Главное имхо, что она в обоих случая одинакова -- а 1 там ватт или 100, какая разница... разве не так?
 

Вложения

  • THD_dyn_old.gif
    29.6 KB · Просмотры: 108
  • THD_dyn_new.gif
    30.2 KB · Просмотры: 64
У меня что-то видимо по безопасности запрещено, плясать не хотят, стоят как вкопанные. А в статике, нижний спектр явно предпочтительнее.

Конечно хочется 20дБ на гармонику, но и 10 хватает, слух то н резиновый :) Провалы по номерам - это часто бывает, передаточная характеристика сложная. Лучше всего посмотреть на амплитудном свипе, что бы не было всплесков высших гармоник, это черевато призвуками и окрасом.
 

UR5_Игорь

Местный
Добрый вечер!
Неплохо было-бы посмотреть на исходный спектр генератора.
 

ML8

Местный
Игорь, генератор достаточно линеен -- это звуковая плата.
При замыкании выхода на вход гармоник практически нет.
В любом случае, их уровень не намного выше шумового порога.

Краткие выводы:
После интенсивного прослушивания пришел к выводу, что вариант "new" (тот, где численное значение коэффициента гармоник меньше) звучит предпочтительнее -- более естественно. Разница довольно мала, но она есть, и ее устойчиво слышно.

Что ж, раскроем карты. Это спектр однокаскадного усилителя на 6С45П, похожего на опубликованный Михаилом Торопкиным в его книге. За одним существенным исключением -- благодаря тому, что моя звуковая плата (PCMCIA Audigy2 Notebook) оснащена выходом на наушники, хорошо переносящим падение сопротивления нагрузки, мне удалось убрать из этого минималистского тракта еще один элемент -- батарейку в цепи сетки.

Режим, которому соответствует спектр "new" (продемонстрировавший меньшие искажения, и выигравший при прослушивании) соответствует следующие условия:
- напряжение анод-катод = 95 В.
- напряжение смещения на сетке = 0 вольт
- резистор утечки сетки 470 КОм (не принципиально, > 100 КОм)
- нагрузка -- трансформатор с Ктр 40:1.
- акустика 4 Ома (эквивалент для измерений); наушники 32 Ома.
- амплитуда раскачки, при которой достигается уровень сигнала на входе звуковой платы -3дБ, = 0,75 В. Амплитуда на первичке трансформатора ~= 34 В. Мощность... ну, мощность ерундовая, само собой. Не в ней суть -- устройство задумано как высоколинейный предварительный усилитель, выполняющий "по совместительству" роль усилителя для наушников и маломощного однокаскадного усилителя для чувствительных АС и умеренных уровней громкости прослушивания.


Второй режим, "old" -- это батарейка в сетке на 1,6 В.
При этом анодное повышается до 135 В.

Благодаря нескольким вариантам включения вторички был испробован также вариант нагрузки с Ктр 27:1. По результатам прослушивания в наушниках (в первую очередь) и измерений предпочтения были отданы большему Ктр. Хотя, казалось бы, для наушников коэффицент демпфирования не играет особой роли...
 

Oleg

Эксперт
- напряжение смещения на сетке = 0 вольт

Ага, это возвращаясь к тема класса А2 и нулевого смещения. Практика подтверждает теорию - при нулевом смещении "левосторонние" "кривонакальные" лампы линейнее.
ЗЫ. А у карты что - выходного разделительного конденсатора нет? Если есть, то в присутствии сигнала на сетке должно было появляться напряжение смещения, равное амплитуде сигнала - из-за заряда этого конденсатора сеточными токами.
 

ML8

Местный
Oleg, судя по тому, что я периодически в подобных картах случайно сжигаю выходные буфера -- нет, нету :)
Имеется в виду, не в ходе эксплуатации, а в процессе экспериментов. Неудачно разряженный электролит...
 

ДИМА+

Местный
Константин Мусатов, дык пока не пляшут, пока ровно стоят :)
Но пожалуй вы правы -- статическая картинка ничего не скажет, нужна динамика. Вот, выкладываю динамику, с шагом 3 дБ.

Думаю, что лучше всего будет звучать лампа из варианта где гармоники спадают более естественно (1 (0,72%)) поскольку при малых искажениях это выходит на первый план. Естественно если неиспользовалась обратная связь.
 

Yury Novikov

Местный
ML8,

На верхнем графике в посте 4 спектр чистого однотактника, на нижнем практически спектр двухтактника. А что за схема измерялась? По графикам хоже на поведение СРПП в разных режимах, или однотакта с динамической нагрузкой.
 

ML8

Местный
Однотакт в обоих случаях.
Я там чуть выше написал условия и режимы.
 

GaLeX

Ветеран
GaLeX, так а что вам даст знание абсолютной величины мощности? Главное имхо, что она в обоих случая одинакова -- а 1 там ватт или 100, какая разница... разве не так?
Дык, ответ в посте #4. Уменьшили мощность - поменялся спектр.
Интересен спектр "уровня комфортного прослушивания" или чуть больше. Если усь слушается на 1-2 Ваттах, спеткр при выходной мощности 10-20 Вт ничего не скажет. Если это усь для наушиков - там вообще милливатты наверное, на тех уровнях спектр и интересен ИМХО.
 

Oleg

Эксперт
ML8,

На верхнем графике в посте 4 спектр чистого однотактника, на нижнем практически спектр двухтактника. А что за схема измерялась? По графикам хоже на поведение СРПП в разных режимах, или однотакта с динамической нагрузкой.

Нет, то что видно на спектрограммах, легко спрогнозировать по ВАХ-ам лампы. В зоне отрицательных смещений лампы с высокой крутизной имеют входную ВАХ в виде параболы, а зависимость крутизны от величины анодного тока -наклонная прямая (график крутизны - первая производная от входной ВАХ). Поэтому в области отрицательных смещений имеем ярко выраженную вторую гармонику. При нулевом смещении зависимость крутизны от Iа переходит в горизонтальную прямую, а входная ВАХ (именно по этой причине) становится линейной. Поэтому на выходе имеем вторую гармонику на уровне третьей, причём они обе резко уменьшаются при уменьшении уровня сигнала. Это ведь на максимальной громкости Кг=0.05%, а на малых уровнях сигнала искажения будут исчезающе малыми.
 

Ал.Д.

Местный
Олег, Вы давно хорошо отзываетесь об А2. Вот бы его "запокемонить"!
 
Сверху

all-audio.problack-job.netkakbik.infomanagement-club.comsafe-crypto.mevse-multiki.comultrasoft.solutions