Выходной каскад со 100% ООС

  • Автор темы Fakel

Fakel

Местный
Хочу поставить на выход тетрод со 100% ООС через резюк с анода на упр. сетку, которая гальванически связана с анодом пентода-драйвера (Ri драйвера много больше Rоос). Режимы по пост току номинальные (минус на сетке есть).

Вопрос: как это все звучать будет?
 
Наверное ООС будет не 100%? Посмотрев на название темы, я подумал о катодном повторителе, который иногда используют в усилителях. А тут, как я понял речь идет о ООС по принципу инвертирующего усилителя. Качество звучания такой схемы будет очень сильно зависеть от качества резистора ООС. Он очень энергетически нагружен и все его бяки вылезут на ура.
 

wizard

AUDIO Team
Я делал нечто похожее в 1986..92 г.г. в двух вариантах, но оба - РР-усилители.

Во всех случаях ООС с анодов выходных ламп подавал на аноды входных
через конденсатор большой (!) ёмкости и, последовательно с ним, резистор, зашунтированный малой ёмкостью. Оба усилителя только с гальванической связью между каскадами.

В одном усилителе (система Неофит) первый и третий каскады разделялись катодным повторителем. Входной балансный 2 х 6Ж1П (с резистором в соединённых вместе катодах), 6Н3П (повторитель), 2 х 6П14П (в пентоде, но с отдельным питанием экранных сеток).
Два нестабилизированных питания - надземное и подземное.
Разумеется, были проблемы со стабильностью режимов. Приходилось периодически их подстраивать намеренно наружу выведенными регуляторами и контролировать по специальному прибору.


Во втором - (система Фанатик) первый и последний (четвёртый) каскады разделялись ещё двумя каскадами: усилительным и затем катодным повторителем. Входной балансный 6Н23П + генератор тока на 6Ж9П,
6Н23П, 6Н3П (повторитель),2 х 6П14П (в триоде).
Два нестабилизированных питания - надземное и подземное.

Этот вариант мне показался предпочтительнее по звуку, а особенно, по надежности режимов и параметров. У моего приятеля проработал
лет десять без проблем в схеме и без регулировок. И даже лампы не менялись.

Единственной неисправностью был плохой контакт внутреннего провода в промышленном трансе питания, который, как и положено было, выводился гибким многожильным проводом, припаянным внутри катушки к одножильному. Этот контакт иногда прерывался, пока не прервался окончательно, после чего только и была обнаружена такая флуктуирующая неисправность.

Но усилитель Фанатик с ООС заметно уступал по звуку полностью балансному Медиуму, в каждом из двух каскадов которого - 2 х 6С45П + генер. тока 6П15П, 2 х 6С19П + генер. тока 6П15П. Число ламп (6 шт) в Фанатике и Медиуме равное. (!)
Выходные трансы во всех схемах были одинаковые и от БЕАГовских усилителей на 2 х 6П14П.

На ветке по Маэстро Гроссо, кажется, есть подробнее про них всех. :)
 

JAS

Местный
Хочу поставить на выход тетрод со 100% ООС через резюк с анода на упр. сетку, которая гальванически связана с анодом пентода-драйвера (Ri драйвера много больше Rоос). Режимы по пост току номинальные (минус на сетке есть).

Вопрос: как это все звучать будет?

У меня так сделано на 30П1С и 6Г7, но добавлен анодный резистор для драйвера. Питание двухэтажное - тетроду 150 В, нижнее 200 В.

Звук очень приличный, возил к Доксографу, ему тоже понравился.

Режимы не плывут, хотя ничего не стабилизировано и никаких других ухищрений нет (задержка питания и тд).

Но только это не 100% ОС!:D
 

AndreasS

Местный
Хочу поставить на выход тетрод со 100% ООС через резюк с анода на упр. сетку, которая гальванически связана с анодом пентода-драйвера (Ri драйвера много больше Rоос). Режимы по пост току номинальные (минус на сетке есть).

Вопрос: как это все звучать будет?

Как звучит сам попробуюте. Но целесообразно такого нет.

100% ОС от анода на первую сетку сильно уменьшает входное сопротивление каскада (у катодного повторителя входное сопротивление хотя восрастает).

Выходное сопротивление и изкажения в выходном каскаде уменьшаются, но за то требуется больше выходного напряжения от драйвера..., на выходе будут столько изкажений как без ОС. Или просто: Вы теряете все восможное усиление выходной лампы для снижения изкажений.

Лучше охватить драйвер и выходной каскад одной ОС.

Andreas
 

JAS

Местный
Андреас, почитайте ветку про ПОКЕМОН, ведь там именно наш случай с резистором ОС с анода на сетку!
И всё прекрасно работает, в смысле звука и в смысле целесообразности.
А вот Ваш совет ввести общую ООС считаю нецелесообразным.
 

AndreasS

Местный
...
А вот Ваш совет ввести общую ООС считаю нецелесообразным.

Это не мой скромный совет. :oops:

Johannes Peters руководил отделение "Исследование" у NWDR (там разработали конструксии немецкой студийной аппаратуры, которую использовали почти во всех студиях запада).

Он исследовал все восможные формы ООС на их эффективность и писал книгу "Einschwingvorgaenge, Gegenkopplung, Stabilitaet", Springer, Berlin/Goettingen/Heidelberg 1954.

Andreas
 

wizard

AUDIO Team
В нашей, русскоязычной литературе, такой способ подачи ООС хорошо показан в книге В.Л. Крейцера "Видеоусилители",М., Сов. радио, 1952 г.,
стр. 304. Это, пожалуй, самое раннее и подробное рассмотрение
такого способа "противосвязи". Именно так называется она у Крейцера.
И вообще - это одна из прекраснейших и ЯСНО написанных книг по электронике. Намного лучше и яснее Войшвилло, Кризе, Цыкина. :) :(

Аналогичное можно найти в книгах Лурье, стр. 411 (1961г), Войшвилло,
стр. 393 (1963 г). Ссылку на книгу Лурье можно найти на ветке по СРПП.
 

JAS

Местный
Он исследовал все восможные формы ООС на их эффективность и писал книгу "Einschwingvorgaenge, Gegenkopplung, Stabilitaet", Springer, Berlin/Goettingen/Heidelberg 1954.

Andreas


Ну вы блин даёте!:D Я Вам про конкретную схему, где всё уже вылизано (Покемон, например) и без ОООС всё отлично получается, а Вы про эффективность всевозможных ООС - кто же против теории!?:D

А на практике (о чём и спрашивал автор темы!) звучит такая МЕСТНАЯ ООС прилично. Как зазвучит этот двухкаскадный усилитель с ОБЩЕЙ ООС я не могу сказать - не слушал(не делал), но зато делал и слушал другие с общей ООС - звук был хуже. Поэтому я и считаю здесь лишним общую ООС.

Параллельная ОС рассмотрена в книге "Усилительные устройства" 1958г С.Н. КРИЗЕ, схема и расчёты на стр168.
 

AndreasS

Местный
...А на практике (о чём и спрашивал автор темы!) звучит такая МЕСТНАЯ ООС прилично....

"Приличное звучание", это результат снижения третей гармоник от оконечного пентода (местная ООС) и увеличения второй гармоник от драйверного триода, которые маскируют другие несчетные НЛИ.

"Идеальная" глубина ООС для этого "эффекта" около 6 dB; КНИ при этом около в два раза больше чем при обшей ООС. Увеличение глубины ООС приводит к увеличении НЛИ..., при 100% ООС коэфф. НЛИ достигает тот как без ООС.

Я попробовал такие формы меснтной ООС, всегда потерялись детали в классической музике.

Andreas
 

Fakel

Местный
А как пентод (НЕ ТРИОД-триод низкоомную нагрузку не любит), тот что в драйвере, отреагирует на такую сверхнизкоомную нагрузку, ведь вх сопротивление каскада с параллельной ООС=Rоос/мю каскада без ООС?
 

AndreasS

Местный
А как пентод (НЕ ТРИОД-триод низкоомную нагрузку не любит), тот что в драйвере, отреагирует на такую сверхнизкоомную нагрузку, ведь вх сопротивление каскада с параллельной ООС=Rоос/мю каскада без ООС?

Если на месте драйвера ставим пентод, тогда необходимо сопротивление последовательно с входом оконечного каскада (чтобы пентод видела какое то нагрузку :D ).

Andreas
 

Fakel

Местный
Если на месте драйвера ставим пентод, тогда необходимо сопротивление последовательно с входом оконечного каскада (чтобы пентод видела какое то нагрузку :D ).

Andreas

Какой смысл включать резюк последовательно с источником тока, каковым является пентод, ИМХО, снизится динам.диапазон драйвера, а оно нам надо? Или без него пентоду поплохеет?
 

Oleg

Эксперт
Спектр искажений пентода тем ближе к триодному, чем ниже сопротивление его нагрузки. Выходной каскад, описанный выше, имеет низкое входное сопротивление. Количественно его можно посчитать как
Rвх=Rоос/(S*Ra)
Rоос - сопротивление между анодом и сеткой, S -крутизна выходной лампы, Rа - сопротивление нагрузки в аноде.
В схеме на рисунке входное сопротивление выходного каскада порядка 1 кОм, что позволило понизить сопротивление гридлика до 22кОм (даже в этом случае он не шунтирует вход каскада) и значительно превысить предельно допустимую мощность на аноде 6П36С.
Есть ещё маленький нюанс. Если драйвер выполнить пентодом, то при максимальном размахе напряжения на аноде выходной лампы, анодный ток драйвера меняется от нуля до двойного тока покоя. Искажения в таком случае слишком велики (проверено практически). Необходимо догружать драйвер дополнительным источником тока, чтобы не допускать полного запирания лампы. После длительных экспериментов ( а начинал я именно так, как предлагает автор ветки) я остановился на этой схеме. Это мой Покемон-2, который я сейчас слушаю.
 

Вложения

  • PokemonII.GIF
    15.2 KB · Просмотры: 1,562

Fakel

Местный
Насчет подгрузки согласен, спасибо!
А где кондер с экр сетки 6п35с на землю? еще одна ООС? (которая кстати нейтрализует первую ООС, тк усиление лампы уменьшается)
Почему 6ж51п в триоде?
И самое главное - как это звучит?
 

Oleg

Эксперт
Звучит не лучше и не хуже первого пкемона, только громче, и немного по-другому. Приятно удивила лампа 6Ж51П. Она у меня стоит совсем рядом с силовым трансформатором, и - никакого фона, даже если ухо прижать вплотную к динамику. По спектралабу уровень фона намного ниже -80дБ, точно не помню сколько. 6Н23П на этом месте фонит.
Кондёра после R7 нет, потому что R7- антизвонный. Если без него заработает, выкиньте его нафих.
 

KSM74

Местный
Oleg, скажите, какая выходная мощность данного усилителя, я предпологаю порядка 10-15 ватт и на какой акустике вы его слушаете?
 

Oleg

Эксперт
Акустика самодельная. Мощность я догонял до 15 ватт уменьшением сопротивления нагрузки и загоном ламп в дикие режимы. Сейчас убавил до 10, с целью снижения икажений (сопротивление нагрузки 6кОм). Мне 10 хватает.
 

AndreasS

Местный
...что позволило понизить сопротивление гридлика до 22кОм (даже в этом случае он не шунтирует вход каскада) и значительно превысить предельно допустимую мощность на аноде 6П36С.

маленькое замечание: только в условиях автосмещения... :D

...После длительных экспериментов ( а начинал я именно так, как предлагает автор ветки) я остановился на этой схеме. Это мой Покемон-2, который я сейчас слушаю.

Вопрос был о 100% ООС в оконечном каскаде, в данной схеме глубина ООС меньше.
Глубина ООС в этой схеме определяется и внутренным сопротивлением драйвера (R4 немного ослабляет влияние ra), но внутренное сопротивление изменяется с током (и следовательно с сигналом) через драйвер.

Лучшие результаты получаем с обшей ООС (напр. http://www.jogis-roehrenbude.de/Leserbriefe/AndreasS-6V6-Amp/6V6.htm ) , еще лучше добавлением катодного повторителя на выходе ( "ring of three" ).

Andreas
 

JAS

Местный
Вопрос был о 100% ООС в оконечном каскаде

Да нет же!:D В первом посте этой ветки начинающий ФАКЕЛ просто ошибся (его потом поправили в посте №2).

Вопрос был не о 100% ООС в оконечном каскаде, а об звучании выходного каскада с резистором ООС с анода на сетку выходной лампы при непосредственной связи с драйвером! Т.е при ООС от 6 до 20 дБ. Как в ПОКЕМОНЕ, например (я на него уже третий раз ссылаюсь, хорошо, что его автор подключился, а то неудобно:D )
 
Сверху

all-audio.problack-job.netkakbik.infomanagement-club.comsafe-crypto.mevse-multiki.comultrasoft.solutions