Хороший усилитель с “хорошими” трансформаторами. Возможно ли это?

  • Автор темы qbiq

qbiq

Местный
Что думает уважаемое сообщество?
Это не претензия на Hi-End, скорее ещё одна попытка запустить в дело с десяток давно валяющихся разномастных ТВЗ. Есть у меня железа всякого, но это-то куда девать? Я, правда, ещё никак не доведу до ума текущий проект: SRPP на 6Н5С с фазоинвертором на 6Н9С – мало времени и места нет - ремонт в квартире. “А умище-то куда девать?” – вот и лезут пока мысли всякие… Идеи не новые и не мои. Драйвер подглядел у Григория Розанова (gregory_777), а выходной каскад у Митрофанова и Пикерсгиля (интернет-позывных не знаю, а статья в журнале “Радио” называется “Усилитель для акустических систем с электромеханической обратной связью”). Свою схему прилагаю.
Итак, Тр1 (по сути дроссель) на железе от ТВЗ с зазором. Первичка 2900 витков ПЭЛ 0,15 с отводом от 1700 витка. Катодная обмотка ООС 100 витков того же провода. Мотаем внавал, первой катодную, потом анодную – сколько поместится. можно просто взять любой ТВЗ или ТВК, отказавшись от UL отвода.
Тр2. На каркас ставим две перегородки. Ширина крайних секций 6 мм, средней – 12. Мотаем внавал. Первичка проводом 0,15, должно поместиться от 1600 до 2400 витков, можно сделать отводы от 1600 и от 2000. Вторичка – по столько же витков провода 0,1. Собираем вперекрышку, без зазора. Можно попробовать мотнуть жгутом из 18 жил длиной по 50-60 метров. 12 жил ПЭЛШО 0,1и 6 жил ПЭЛ 0,15. Я так делал когда-то. Шунтирующие резисторы для вторички – вопрос открытый (как, впрочем, и все остальные).
Тр3. Мотаем аккуратно. 1 слой провода 0,39 сложенного вдвое, соединяем параллельно (25 витков) – первая часть вторички, хотя на схеме помечена как III. Первичка 1200 витков 0,15. 2 слоя 0,39 – вторичка по 50 витков - параллелим. 1 слой в два провода 0,15 – катодные секции. 2 слоя 0,39 – вторичка - параллелим. Первичка 1200 витков 0,15. Вторичка –повторяем 1-ый слой. Первички параллелим, вторички – как надо для Rн. Есть варианты 75 витков для 4 ом, 100 витков для 6 ом, 125 витков для 8 ом и 150 витков для 16 ом. По идее должно всё поместиться. Ярмо без зазора.
Есть ещё такая мысль: намотать выходник на двух разных трансформаторах. Первички (по2000 – 2500 витков 0,15 внавал) запараллелить. Вторички – по требуемому Rн и Ктр соединять последовательно или параллельно. А вот как быть с катодными секциями в этом случае – затрудняюсь. В этом случае, видимо можно обойтись уже имеющимися ТВЗ, домотав сверху катодную и вторичную обмотки. А можно просто собрать вперекрышку Ш-железо от двух трансформаторов. Тут тоже можно мотать внавал – места должно хватить. Сразу вопрос: правильно ли я указал фазировку обмоток? Что-то я как-то тут сумлеваюсь, однако…
Катодные ООС должны расширить полосу воспроизведения как в высшую, так и в низшую сторону, по которой сейчас все особенно умирают. Трансформаторы без зазоров должны обеспечить достаточную индуктивность на НЧ при небольших габаритах. Лично мне не нужна большая выходная мощность. По опыту достаточно 3-5 вт на канал чтобы “поколбаситься”, но и это кратковременно и нечасто, а так 0,2 Вт на оба канала вполне хватает. Главное, чтобы звук был внятный и чистый - прозрачный.
Лампы 6П14П, 6П15П, 6П18П и т.п., можно рассмотреть триодный вариант включения. В драйвере они же или 6Н3П, 6Н23П, 6Н6П и т.п. Я хочу ещё попробовать 6Ф5П, с запараллеленными триодами. Или кто во что горазд. Можно, наверное и SRPP попробовать, отказавшись от анодного дросселя и катодной ОС. Здесь R2 – ток катода, R3 – напряжение смещения. К сожалению, сам я ввиду большой занятости, первое включение планирую только на конец лета, - раньше вряд ли, есть много других, для меня не менее важных задач. Я хоть и люблю что-нибудь собирать - налаживать, но жизнь этому посвящать не собираюсь.
О блоке питания: пока для данного проекта ограничен двумя ТАН-27. Все обмотки последовательно, включая накальные. Их в средину, накал будет поднят над землёй на половину питания. Диодный мост. Средний вывод – половина питания – для подключения ЭС нижнего пентода. Как насчёт использования в качестве дросселей пусковых от ЛДС? У меня их есть, красивые такие, Написано Philips. Для смещения можно применить пару мелких трансов от стандартных БП на 12-24В. Один включить правильно, второй к нему же наоборот.
Кто что думает про ЭМОС? Я слышал один раз сабвуфер с такой штукой, не запомнил название фирмы, - ну, фантастический низ! А может на самом деле получится обмануть физику? Или уши. Взять какие-нибудь 3ГД-38 или 4ГД-28, обуть их в Торнадо (габариты опять же подкупают), прицепить эту самую ЭМОС и не надо Онкенов, TQWT или ОЯ на монстроидальных 4А32? Ну, там ещё пищалочку через ёмкость подвесить. Да, понимаю, понимаю, что бред. У самого на даче стоят заготовки из 30-мм ДСП на 4 колонки TQWP под 4А32. Как гляну на их размеры, - всё опускается, даже собирать неохота, хотя пару конечно осилю,,, Вот такие вот мысли вслух. Ладно, не смейтесь, или уж смейтесь, но громко. Я послушаю. С уважением, Юрий.
 

Вложения

  • LastSRPPdrv.gif
    4.1 KB · Просмотры: 27
  • LastSRPP.gif
    9.7 KB · Просмотры: 56
5 коп. - насчет Тр2. Вы пробовали так мотать, или это примерно по расчетам/размышлениям выходит ?. Когда я пытался сделать фазоинверсный транс на Ш и Ф-жлезе - ничего хорошего обычно не получалось, может я конечно планку беспредельно вверх задрал, но 35 кГц - по -3дБ - меня никак устроить не могло. Да плюс к этому - фазы так страшно начинают разбегаться уже около 25-27 кГц, практически ухом кто-то услышит. И постепенно пришел к выводу - что только на колцах из пермоллоев/аморфов - можно получить более-менее подходящий транс-фазоинвертор. Причем не гнаться за большим числом витков - 1200, максимум 1500 - при сечении 2-3кв.см. - предел, иначе очень растет паразитная емкость обмотки. При малой емкости - резонансы у обмотки, включенной последовательно с резистором 2 кОм - наблюдается в районе 110-120 кГц, Намотал тут давеча 2200 витков - первый провал в районе 60 кГц, второй - на 180 кГц. Правда, намотка потом еще двух обмоток - уже чуток снизит рассеяние ( потому как на одной обмотке - заметно внешнее влияние проводящей пластины из алюминия - подносишь, и частота провала снижается до 59кГц. Аналогичный эффект - если сверху положить второе такое кольцо, без обмотки. Выходит - Много витков, намотка внавал-получается, собственные паразиты обмотки уже сильно выпирают. Когда это выше 100 кГц - не так обидно, потери в пермоллое сильно растут, но на 60кГц - это уж слишком.
Как вариант - можно попробовать и на Ш железе - но сильно понижающий, и хорошо секционированный. Так еще есть некоторая вероятность - что до частот 70-80 кГц - фазы выходных сигналов не будут сильно разбегаться. да и по чувствительности - как раз. Если первая лампа с мю=30-50, то на аноде у нее - уже около 60-100В амплитуды, после транса 10 : (1+1) - как раз по 10В - вполне достаточно для раскачки ламп типа 6П14П.
Это сугубо на мой личный взгляд, возможны конечно и другие решения.
А ЭМОС , пожалуйста - акустика S70, от радиотехники, активная - раньше были у товарища, при меньшем объеме.,чем у S90 - низ был гораздо четче, ни намека на бубнение, правда давно это было. но воспоминания именно такие.
Удачи.
 

qbiq

Местный
Если честно, то я всю жизнь до недавнего времени делал усилки только гитаристам. Особой нужды в каком-то диапазоне воспроизведения не было. Посему измерений никаких не производил. Выстраивал всё по постоянному току и смотрел по осциллографу отсутствие самовозбуждения. Поэтому, Алексей, можете считать, что Тр2 - это по размышлениям, хотя жгутом я один раз мотал переходник на самом деле, а галетами только выходные РР. Виток к витку мотал только два раза (для работающих конструкций). Один раз в восьмом классе для трехполосного стереофонического усилителя намотал аж 6 выходников и силовой, а второй раз в прошлом году, когда возобновился интерес к теме, намотал выходник и силовик для Покемона на 6П7С. В теперешнем проекте SRPP на 6Н5С виток к витку намотаны выходники и дроссели питания. А в измерения я вообще балбес. Вот бы кто по шажкам научил. Да и измерительной аппаратуры не осталось никакой, кроме тестера и осциллографа. Всё собираюсь приспособить для этого дела хотя бы звуковую карту, но там же по-любому надо строить аттенюаторы-входные каскады, развязку и т.д. Схемку бы где готовую взять. А с другой стороны 20Гц - 20кГц и всё ...
Пермаллоевые кольца есть - как раз две штуки Ф60х40х20, т.е. 2см2. Возможно попробую намотать на них.
В любом случае спасибо Вам за ответ. Юрий.
 
Со звуковыми картами осторожней - я тут проверил SB Live! - и был сильно поражен - синус нормальный до 10-13кГц, меандр - до 1кГц еще похож, дальше чтото зубастое, на частоте 18-22 кГц превращающееся в синусный треугольник, пила - даже на герцах не пила, а какой-то подпилок с поломанными зубьями через раз. Раньше я тоже хотел использовать комп для измерения Тиллей-Смолов и прочих - и понял, что лучше этого не делать. А поскольку дома есть генератор+осциллограф - то лучше уж на них, медленно, зато верно. без сюрпризов.
С кольцами - посмотрите схожие темы по пермоллоям - я писал и про доступные марки и про отжиг.
А вообще, я тут до приобретения генератора - искал и находил довольно много схем на транзисторах, ОУ, и конечно, на лампах -генераторов до 200 кГц. Мне представляется разумным иметь как минимум два задающих - генератор синуса , желательно с плавной перестройкой, и прямоугольника на КМОП м/с с регулировкой частоты и скважности. а для большей защиты и надежности, помимо эмиттерных повторителей в самих задающих генераторах с дополнительными стабилитронами, - обеспечить еще и ламповый , лучше триодный выход с трансформатором - тогда даже неправильное подключение макета усилителя ( а такое порой случается ) - не вызовет повреждения генератора.
Пожно просто приобрести генератор, если есть возможность.
На ваших кольцах попробуйте намотать - просто внавал хотя бы 300 витков, подайте сигнал , небольшой, примерно 0.5В/50Гц через резистор в 100-1000 Ом, - измеряйте падения напряжений на обмотке и резисторе - и можно определить индуктивность по индуктивному сопротивлению. а также примерную проницаемость материала. На основании замеров - делать вывод о пригодности материала. Если есть возможность - снять амплитудную хар-ку: зависимость тока намагничивания от амплитуды напряжения, и по ней. а также по форме этого тока на осциллографе - определить. требуется отжиг или нет.
А широкий диапазон сверху - он конечно, не гарантия от всех бед. но вспоминая классиков : для правильной передачи сложного или импульсного сигнала полоса пропускания должна быть в 4, а то в 10 раз выше самого сигнала ( это я про верхнюю предельную частоту) . По низу понятно - все непременно требуют УПТ на трансформаторе ( размером с кулак гы-гы ) . но и 20 Гц по - 0.5 дБ - тоже, наверное, неплохо.
Удачи.
 
Сверху

all-audio.problack-job.netkakbik.infomanagement-club.comsafe-crypto.mevse-multiki.comultrasoft.solutions