ЗЯ-ФИ

Смотря как подходить к вопросу.
Вот семейство графиков без учета акустики помещения и пола.
голубая - ЗЯ 140л
красная - ФИ 350л
зеленая и желтая - ФИ 130л. Да, получется повышенная добротность. Однако, с учетом помещения и расположения динамика и порта, это можно весьма обыйграть. Не на столько она повышена и вполне может и не забубнить. Здесь надо учитывать возможность Саши все это симульнуть, чего другим не дано!

График весьма показателен :D

ФИ в небольшом объёме (желтая и зелёная кривые) дадут подъём +2дб на 50 гц, что даст ощущение "вспухания" баса на этой частоте. Вряд ли это будет приятно для слуха. Так что небольшой ФИ, ИМХО, отпадает сразу.

ФИ 350 л сильно обыгрывает ЗЯ 130 л по уровню НЧ: на 20 гц - 10 дб, на 30 гц - 5 дб, на 40 гц - 3 дб, это ОЧЕНЬ существенная добавка.
 

Normann

Эксперт
Что есть "порог вальяжности"? ;)
И как его можно превысить?

Это когда звучание становится чрезмерно сонным (свойственно многим небольшим динамикам в ФИ оформлении большого литража) - отсутствие собранности, расхлябанность. Связываю это напрямую с недостаточным акустическим демпфированием.
 
Это когда звучание становится чрезмерно сонным (свойственно многим небольшим динамикам в ФИ оформлении большого литража) - отсутствие собранности, расхлябанность. Связываю это напрямую с недостаточным акустическим демпфированием.

Это явление, ИМХО, связано скорее с малой энерговооружённостью усилителей, призванных раскачаивать эти динамики. Большие и быстрые БП здесь рулят ;) :D
 

Normann

Эксперт
Это явление, ИМХО, связано скорее с малой энерговооружённостью усилителей, призванных раскачаивать эти динамики. Большие и быстрые БП здесь рулят ;) :D

Энерговооружённость здесь серьёзный помощник, но проблему полностью не решает. Попробуйте ради эксперимента включить НЧ драйвер для ЗЯ фри-эйр (на открытом воздухе) (естественно с приличным усилителем) и посмотрите, что будет с его смещением при наличии НЧ составляющей в музыке. Он будет раздемпфирован полностью, усилитель здесь не поможет, слишком велика колеблющаяся масса и мало электрическое демпфирование, оно не может полностью предотвратить разгон, динамик пойдёт вразнос.
 
Ты то сам что решил?
Я решил делать именно квази-ЗЯ. Т.е. ФИ делается, а далее он затыкается до тех пор, пока не пропадут его артефакты. По опыту Янкова, который мне так же это советует, порт можно демпфировать катанкой из медной проволоки. А уж если совсем не то, заткнуть напрочь никто не мешает. :)

ФИ в небольшом объёме (желтая и зелёная кривые) дадут подъём +2дб на 50 гц, что даст ощущение "вспухания" баса на этой частоте. Вряд ли это будет приятно для слуха. Так что небольшой ФИ, ИМХО, отпадает сразу.
Практика показывает, что у большинства динамиков, на НЧ идет некоторое снижение отдачи, по сравнению с теорией. Янков показывал графики от реальных АС с теоритически завышенной добротностью. А получалось только-только. Если вспомнить родные JBL L100, то они ФИ и в небольшом объеме, а к их работе на НЧ претензий не предъявляли.
http://www.audioheritage.org/html/profiles/jbl/l100.htm
Поэтому я настаиваю на том, что надо пробовать добавить порт к существующему объему.
 

Normann

Эксперт
и в небольшом объеме, а к их работе на НЧ претензий не предъявляли.
Константин, в оригинале у них серьёзный подъём в нижней части, крайне далеко от эталона. Это стандарт 70..80-х годов. В общем они сильно кривые.
 

Korotkoff

Member
Я решил делать именно квази-ЗЯ. Т.е. ФИ делается, а далее он затыкается до тех пор, пока не пропадут его артефакты. По опыту Янкова, который мне так же это советует, порт можно демпфировать катанкой из медной проволоки. А уж если совсем не то, заткнуть напрочь никто не мешает. :)
Константин, это фактически вариовент.
 

Korotkoff

Member
Гудение - не самое страшное. Отсутствие акустического демпфирования приведёт к тому, что динамик будет хлюпать даже при довольно низких уровнях сигнала, не говоря уже о прослушивании органа и больших составов. С увеличением объёма нужно быть поосторожнее.
Добрый день Сергей! Как всегда в точку. Это и по графикам можно определить, чем выше добротность системы с ФИ, тем круче спад на НЧ, и соответственно хуже контроль над диффузором. Хотя выбором частоты настройки ФИ можно добиться ровной АЧХ. Видимо в JBL пошли на компромисс.
 

Fil

Местный
График весьма показателен :D
Так а что в нем показательного без реальной АЧХ дина ??? Ведь почти наверняка у живого дина внизу будет естественный спад, и когда на него лягут эти +2дБ может все окажется совсем и не плохо, а вот как это все зазвучит в реальной комнате вообще одному Богу известно :(
 

Normann

Эксперт
Вот L100:
 

Вложения

  • L+R_-3dB_0dB.jpg
    87.2 KB · Просмотры: 41
Константин, в оригинале у них серьёзный подъём в нижней части, крайне далеко от эталона. Это стандарт 70..80-х годов. В общем они сильно кривые
Но и у Саши объем побольше. Да и регулировать ФИ надо.

И еще одно соображение. Как мы помним, на порвом резонансе комната поднимает отдачу, а на втором давит. Если вершина горба попадает на провал, а спад на горб, итоговая АЧХ в комнате будет гораздо ровнее. По-видимому, АЧХ L100 была согласована с наиболее распространенными размерами студии :)
 

Normann

Эксперт
Я могу согласиться с одним, вылезать за 150...180л объёма не стоит при использовании ФИ.
 
Я могу измерить и выложить что получилось в ЗЯ 130 л по НЧ. ТОлько это займет некоторое время..

Костя, про оригиналные ящики L100 все неплохо у Троелсона изложено, и там действительно есть горб:

http://www.troelsgravesen.dk/JBL_L100.htm

Вообще, ИМХО, эти динамики - супер! Надо было эту ветку назвать "Акустическое оформление для JBL-123"
 
Так а что в нем показательного без реальной АЧХ дина ??? Ведь почти наверняка у живого дина внизу будет естественный спад, и когда на него лягут эти +2дБ может все окажется совсем и не плохо, а вот как это все зазвучит в реальной комнате вообще одному Богу известно :(

Ответ выше привёл Сергей в виде АЧХ живого дина ;) :)

Вообще был такой подход: эквализация АЧХ система+комната до выравнивания.
Но, ИМХО, лучше иметь ровную АЧХ и АС и комнаты. Почему-то все хотят иметь ровнейший драйвер и выходной каскад в усилителе, а вот АС компенсировать комнатой ;) Парадокс! гы-гы
 

Fil

Местный
Не, мой вопрос больше был к связке АС-ГГ. Если судить по картинкам, то там подьем в пределах 2дБ на 40-50Гц, а у дина там спад уже занчительно больше. Ровной АЧХ самой по себе АС ну никак не получится. Разве что элекртической коррекцией.
 
Не, мой вопрос больше был к связке АС-ГГ. Если судить по картинкам, то там подьем в пределах 2дБ на 40-50Гц, а у дина там спад уже занчительно больше. Ровной АЧХ самой по себе АС ну никак не получится. Разве что элекртической коррекцией.

Если судить по АЧХ АС L100, я бы сказал, что изготовители явно запихнули линамик в меньший объём, нежели требуется.

Вообще неплохо было бы Саше снять АЧХ своего дина в ближнем поле без оформления, ещё раз точно промерить его ТС-параметры и говорить более предметно.

В правильном оформлении АЧХ на НЧ линейна, это подтверждают многие измерения, проделанные А.Бокарёвым.
 

Fil

Местный

Normann

Эксперт
Если судить по АЧХ АС L100, я бы сказал, что изготовители явно запихнули линамик в меньший объём, нежели требуется.

Верно. По теперешним требованиям и критериям - это "вкусовщина".:) Инженеры хотели этого для работы с муз. материалом. Как одно из следствий - имеем тощий звучок на старом роке, поп музыке тех времён (записи).

Ждем АЧХу без оформления.
Недождётесь. Откуда она возьмётся. Все стандартные АЧХ динамиков снимаются в бесконечном экране, т.е. в ЗЯ бесконечного объёма.
 

Fil

Местный
Это будет не хуже.
 
Недождётесь. Откуда она возьмётся. Все стандартные АЧХ динамиков снимаются в бесконечном экране, т.е. в ЗЯ бесконечного объёма.

Ну отчего же?
Можно взять листик фанеры и в нём измерить АЧХу. Это будет в ближнем поле ПОЛНОСТЬЮ соответствовать АЧХ в бесконечном экране.
 
Сверху