Нет ничего проще,чем дать ссылки - беру на книжной полке и :
Качерович А.Н. Акустическое оборудование киностудий и театров,М.
Искусство,1980 г;
Качерович А.Н., Хомутов Е.Е. Акустика и архитектура кинотеатра,М,
Искусство,1961 г;
Маньковский В.С. Акустика студий и залов для звуковоспроизведения,
М.,Искусство,1966 г;
Давыдов В,В. Акустика студий и кинотеатров, Л.,ЛИКИ, 1987г;
Макриненко Л.И. Акустика помещений общественных зданий,М.
Стройиздат,1986 г;
Ковригин С.Д., Крышов С.И. Архитектурно-строительная акустика,М.,
Высшая школа,1986 г;
Йордан В.Л. Акустическое проектирование концертных залов и театров,
М.,Стройиздат,1986 г;
Рейхарт В. Акустика общественных зданий,М.,Стройиздат,1984 г;
Щевьев Ю.П. Акустические свогйства неоднородных и комбинированных
строительных материалов,М.,Стройиздат,1980 г;
Сапожков М.А. Звукофикация помещений.Проектирование и расчет.М.,
Связь, 1ё979 г;
Погодин А.С. Шумоглушащие устройства,М.,Машиностроение,1973 г;
Руководство по акустическому проектированию залов многоцелевого назначения средней вместимости, М.,Стройиздат,1981 г;
Анерт В., Райхарт В. Основы техники звукоусиления, М.,Радио и связь,1984 г.
В 1996-1998 г.г. в журнале "Класс А" я опубликовал некоторые выжимки из этих и других фундаментальных работ.
Встретил как-то раз в Интернете отдельные фрагменты тех моих статей,
но без названия журнала и без моей подписи,как это теперь,наверное,
принято. Причем ссылку на эти статьи я увидел где-то на нашем форуме,
но не запоминал этого,конечно, за ненадобностью. Кажется, ХайФай.Ру.
Для случаев очень маленьких помещений,каковыми являются даже
очень большие в нашем понимании комнаты, применить знания,почерпнутые из перечисленных книг, не так-то просто.
Требуется творческая адаптация очевидных сведений, преломлённых
сквозь призму желаемых акустических результатов и выправленных
на наковальне технических и экономических возможностей.
В основе сохранения качества звука лежит диффузное звуковое поле, полученное в комнате прослушивания с применением натурального дерева в первую очередь.Это относится к системам
звукоформирования для слушания.
Звукоизоляция - это совсем другая задача - уменьшение проникновения звуковой энергии из комнаты прослушивания в сопредельные помещения, а также из них в комнату прослушивания.
И та , и другая задача, имеют счётные макропараметры. Самая сложная -
это система звукоформирования. Обязательно должна быть системой со свободным доступом, т.е. иметь возможность подстройки по слуху.
Заранее (к огорчению любителей измерять) могу предостеречь от
желания переложить на приборы неумение считать и слушать.
В моем архиве есть фотографии, сделанные в моей комнате прослушивания, во время посещения её уважаемыми специалистами
со своей аппаратурой (нашими бывшими соотечественниками).
Их очень интересовал вопрос, как удалось мне получить расчетные значения частотной характеристики времени реверберации без
измерительного компьютерного комплекса,который они привезли с собой,
посредством которого убедились,что этот комплекс достоверно ощущает
изменения архитектурной акустики не выше 300 Гц.
Для гостей было вообще открытием, что розовый шум, идущий от их компьютера на усилители Маэстро Гроссо (это было,как видите, давно)
и поданный по разным кабелям, звучит сильно по-разному для ушей.
В том числе и для ушей крупных мэтров по измерениям. А приборы,
привезенные ими, ничего не регистрируют.
Так же точно ничего не регистрировали их приборы при изменении
положения элементов управления тонкими пространственными характеристиками помещения, легко слышимыми ушами, в том числе и приезжих экспертов.
Я по этому поводу напомнил им, что Сэбин - один из основоположников
современной архитектурной акустики - вообще все свои измерения
делал ушами, правда, имея абсолютный слух.